Муравийские монстры (продолжение). Модернизация линейного корабля «Страж».
Первая часть: https://alternathistory.ru/muraviiskie-monstry
Во время маневров 1929 года, совпавших с сильнейшим штормом, огромная волна обрушилась на бак линейного корабля «Страж». В итоге пиллерсы, поддерживающие карапасную палубу, не выдержали и обрушились. Стенки баковой надстройки образовали огромный черпак, задерживающий воду, что чуть не привело к гибели линейного корабля.
При расследовании происшествия было установлено, что завод строитель не обеспечил герметичность стального настила карапасной палубы, результатом чего стало усиленное ржавление поддерживающих ее стальных конструкций, едва не приведшее в результате к катастрофе.
Фирму М-Металл, построившую корабль обязали произвести бесплатный восстановительный ремонт, но в ответ ее инженеры выступили с проектом модернизации линкора. Так как маленькие надстройки линейных кораблей этого типа затрудняли размещение современных приборов управления артиллерийским огнем, предложение было принято, причем о бесплатном ремонте как-то, со временем, позабыли.
Разработанный КБ М-Металла проект предусматривал установку возвышенного полубака, несколько ограничивающий стрельбу носовой башни прямо по курсу при малых дистанциях стрельбы. Все зенитное вооружение, состоящее по первоначальному проекту из 12 76-мм орудий, было сосредоточено на кормовой надстройке. Главной проблемой было совмещение надстроек и дымовых труб, и тут-то проектанты М-Металла нашли поистине революционное решение: дымовые трубы были размещены горизонтально по бортам корабля, причем специальные управляемые заслонки в дымоходах должны были переключать направление истечения дыма с борта на борт в зависимости от направления ветра. Недостатком проекта было уменьшение числа орудий противоминного калибра на шесть единиц.
Проект был одобрен Адмиралтейством, с дополнением, предлагавшим установку на одной из башен главного калибра катапульты для двух гидросамолетов-разведчиков. Эта катапульта стала настоящей головной болью инженеров, заставившей уменьшить размеры кормовой надстройки до минимума, с целью разместить между ней и кормовой башней гидропланы. В итоге на кормовой надстройке удалось разместить только шесть зенитных орудий, а еще шесть установить на крышах носовой пары башен главного калибра, что было явно неудачным решением.
Серьезного обсуждения потребовало и размещение носового командно-дальномерного поста, так как плечи предусмотренной для него мачты-треноги не помещались на рубке, а их выдвижение за ее габариты, ограничивая углы обстрела артиллерийских башен. Адмиралтейству пришлось пойти на компромисс, согласившись на размещение носового КДП ниже, чем кормового, что позволило уменьшить разнос боковых опор трехногой фок-мачты.
В ходе модернизации на «Страже» были установлены новые котлы более высокой мощности, что позволило сохранить скорость хода, несмотря на увеличившееся почти на тысячу тонн водоизмещение.
На проведенных в 1931 году испытаниях бортовое размещение труб было признано удовлетворительным, но в дальнейшем начались нарекания, так как, несмотря на установленную в трубах в 1935 году аппаратуру дымосжигания, горячий воздух из труб вызывал колебания изображения в прицелах орудий, и оптике дальномеров противоминного калибра, размещенных на кормовой надстройке.
Разработку проекта модернизации остальных линкоров типа «Страж» взяло на себя Главное Адмиралтейство.
В 1936 году два 76-мм орудия были заменены на 27-мм автоматы, число которых постепенно было доведено до восьми, число же счетверенных зенитных пулеметов уменьшилось.
Намечавшееся перевооружении линкора на 102-мм универсальные орудия не состоялось, так как планировалось что после вступления в строй нового линейного корабля «Победитель», «Страж» подвергнется новой модернизации, проект которой предусматривал установку противоторпедных булей, и изменением конструкции дымоходов по типу спроектированному инженерами Техбюро Главного Адмиралтейства, но начавшаяся война перечеркнула эти планы.
Водоизмещение 32300 т (стандартное), 35400 т (полное).
Скорость: 22 узла.
Вооружение на 1940 год: 4х3 406-мм/42, 18х1 127-мм/53, 10х1 76-мм/43, 8х1 37-мм автоматов, 4х4 10,2-мм пулеметов.
Бронирование: борт — 293 + 76 мм, палуба – 35 мм (верхняя), 75 мм (нижняя).
Мощность ТЗА: 50000 л.с. Дальность плавания: 7000 миль.
Размерения (квл): 205х32,2х9,3 м.