13

Муравийские монстры. (К 95-летию Катагурского сражения).

Муравийские монстры. (К 95-летию Катагурского сражения).

Содержание:

Монстры в бою.

Рано утром, 19 марта 1917 года, командующий японским флотом получил, наконец, долгожданное донесение: муравийская эскадра обнаружена возле островов Катагур, на расстоянии всего 50 миль от его линейных сил.

С самого начала войны японский флот пытался навязать муравийцам эскадренное сражение, но проклятые гайджины всякий раз уклонялись, пользуясь превосходством в эскадренной скорости своих сначала трех, а потом четырех дредноутов. Вынужденные волочить за собой сравнительно тихоходные додредноуты «Сатсума», «Кашима» и «Катори», японцы безнадежно отставали. Попытки японских линейных крейсеров навязать бой отходящим муравийцам чуть не закончились катастрофой: линейный крейсер «Конго» получил попадание в носовую башню – взрыв явно не произошел лишь благодаря божественному вмешательству. С вводом в строй новейшего супердредноута «Фузо» японцы получили наконец возможность отказаться от треножащих эскадру тихоходов, теперь их главные силы состояли из трех дредноутов и паротурбинного додредноута «Аки», что позволяло иметь эскадренную скорость не меньшую чем у муравийцев.

Увы, муравийский флот перестал появляться в районе захваченных японскими войсками островов. Японская эскадра, во главе с могучим «Фузо», напрасно бороздила океан, без толку тратя дорогостоящий уголь. Лишь однажды был обнаружен муравийский легкий крейсер «Скороход», который вполне оправдал свое название!

В итоге, всего за два года войны сменились три командующих объединенным флотом, и адмирал Итии вполне мог стать третьим ушедшим в бесславную отставку.

Но муравийцы наконец показались возле Катагура. Несомненно, адмирал Амиров направлялся к островам, намереваясь обстрелять их. В распоряжении же Итии находилось уже два супердредноута, ведь буквально накануне к флоту присоединился новейший линкор «Ямасиро». Вдобавок, из-за удачного расположения сил, появлялась, наконец, возможность осуществить вожделенный «Crossing the T».

Отправив вперед линейные крейсера контр-адмирала Ойдо, с задачей отслеживать перемещение противника, Итии двинулся следом, с отрядом из пяти линейных кораблей.

Следующее сообщение оказалось менее приятным: в составе муравийского флота было шесть линейных кораблей! Японцы имели сведения о постройке муравийцами супердредноутов с 356-мм пушками, но не предполагали, что они уже введены в строй. За этим донесением последовали уточняющие: кроме линкоров в состав эскадры входили три легких крейсера и восемнадцать эскадренных миноносцев.

В 11.20 по токийскому времени Итии наконец увидел корабли противника. Муравийская эскадра двигалась почти точно на норд, действительно прямиком к Катагуру. Японские линейные корабли шли к ним с веста, пересекающим курсом. Сомнений не было – Итии мог теперь осуществить то, что не удалось великому адмиралу Того в Цусимском сражении, с ходу перечеркнуть боевую линию неприятеля, поставив головной корабль противника под огонь всех своих линкоров.

Столбы дыма над муравийскими кораблями стали заметно гуще – противник увеличивал скорость. Линкоры Итии шли 19-узловым ходом, точно выходя на дистанцию боя.

Внезапно головной линкор противника, чудовищный монстр с еще более чем на уже знакомом японцам «Китежграде» смещенными к корме трубами, начал разворачиваться к весту, за ним  последовали остальные. Противник с легкостью уходил из-под «Crossing the T»! В 11.42 прозвучал первый залп флагманского японского линкора и почти сразу грянули выстрелы противника. То, что произошло дальше, стало полнейшей неожиданностью для японцев. Сделав несколько залпов по «Фузо», муравийские линкоры перенесли огонь на приближавшиеся на контркурсах японские дредноуты второй дивизии!

Первым взорвался «Сеттсу». Из правой кормовой башни дредноута вырвался огромный факел огня и дыма, корабль начал крениться и быстро опрокинулся. Муравийцы с легкостью перенесли огонь – теперь из головной корабль стрелял по «Аки», а его мателот по «Ковачи». Итии не мог ничего сделать – «Фузо» и «Ямасиро» уже находились под сосредоточенным огнем 48 305-мм орудий линкоров типа «Богатырь» и «Китежград».

Тем временем «Ковачи» начал быстро терять ход, еще через несколько минут взорвался «Аки», Итии приказал поворачивать на обратный курс, но когда «Фузо» и «Ямаширо» повернули на обратный курс, оказалось что спасать уже некого – «Ковачи» стал быстро ложиться на борт и опрокинулся.

Закончив уничтожение японской дивизии, муравийский флот, с неторопливым достоинством, удалился от Катагура. Было видно что и для них сражение не прошло безболезненно – «Громоносец» и «Богатырь» сильно просели, явно приняв много воды. Их преследование линейными крейсерами Ойдо, не рисковавшими однако сблизиться, свелось к безрезультатной перестрелке с больших дистанций, в ходе которой «Кирисима» получил попадание муравийским снарядом, к счастью не разорвавшимся.

Гибель трех новых дредноутов стало сильнейшим ударом для Японии. Спустя несколько месяцев, при посредничестве САСШ, был заключен мирный договор по которому Япония возвращала захваченные у Муравии острова.

Возможно еще большим шоком, стало изучение неразорвавшегося снаряда, того самого оказавшегося в корпусе «Кирисимы». Его калибр составлял не 356, а 406 миллиметров!

Линейные корабли типа «Страж».

Предшественники. (Рисунки из книги А.П. Шершова «История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней»)

Муравийские монстры. (К 95-летию Катагурского сражения).

Линейные корабли типа «Богатырь».

Муравийские монстры. (К 95-летию Катагурского сражения).

Линейный корабль «Китежград».

История линейных кораблей типа «Страж» началась в начале 1912 года, когда стало известно, что Япония ведет переговоры с английскими судостроительными фирмами о возможности заказа линейных кораблей с 14-дм орудиями. К тому времени уже началось проектирование четвертого муравийского дредноута (будущий «Китежград») который планировалось вооружить 8 или 9 разрабатывающимися 14-дм пушками. Первое орудие такого калибра было изготовлено еще в 1910 году, но его испытания закончились неудачей, и проектирование началось заново, с учетом выявленных ошибок.

Тут то и выступил новый, только что назначенный, командующий флотом адмирал Н. Амиров. Он категорически потребовал прекратить разработку 14-дм, и начать проектирование новой пушки сразу 16-дм калибра. Несмотря на скептицизм Великого князя и полное нежелание фирмы «М-металл» (ММ) прекращать работу над орудием, по которому уже имелся большой задел, предложение Амирова было принято. Сыграла свою роль и угроза заказа орудий в САСШ, что было чистым блефом. В результате «Китежград» получил на вооружение орудия 12-дм калибра, а избыток водоизмещения пошел на усиление бронировании.

Одновременно началось проектирование линейных кораблей нового типа. Конструкторы столкнулись с серьезнейшими трудностям стараясь разместить 4 трехорудийные башни (на меньшее адмирал не соглашался) в водоизмещении всего 32000 тонн. Особые проблемы вызывало обеспечение мореходности новых линкоров. Устроить возвышенный полубак не позволяли весовые ограничения, в итоге появился возвышенный нос с карапасной палубой, с которой по мысли конструкторов должна была скатываться вода. Решение это себя мало оправдало и, на протяжении всей службы, корабли страдали от сильной заливаемости носовой части в шторм. С другой стороны, к неожиданно хорошим результатом привело предложение, устроить в носовой подводной части «уширение», с целью уменьшения зарываемости в шторм. По результатам испытаний в опытовом бассейне было выявлено снижение волнового сопротивления, позволившее снизить мощность машин без уменьшения проектной скорости.

Тяжело шла и работа по созданию новых пушек. Их прочность оказалась меньше заданной, что привело к разрывам во время Катагурского сражения одного орудия на «Страже» и трех (!) на «Муравии».

14 апреля 1913 года, головной линкор, получивший имя «Страж» (в честь одной из двух составляющих государственного герба – «страж у врат крепости») был заложен на заводе ММ. Месяц спустя, в Главном адмиралтействе был заложен однотипный корабль «Муравия». Третий линкор, получивший название «Крепость» был заложен на ММ в конце лета 1914 года. Планировавшаяся постройка четвертого корабля была сначала отложена, а затем и вовсе отменена из-за начавшейся войны с Японией.

Были приняты беспецедентные меры по обеспечению секретности, официально новые линкоры были вооружены 8 14-дм орудиями. Как оказалось впоследствии, японцы все же получили сведения о калибре новых пушек, но… просто не поверили.
Муравийские монстры. (К 95-летию Катагурского сражения).

«Страж»         14.04.1913-28.08.1914-28.11.1916

«Муравия»     16.05.1913-21.12.1914-02.01.1917

«Крепость»    27.08.1914-14.12.1916-01.04.1919

Муравийские монстры. (К 95-летию Катагурского сражения).

Нормальное водоизмещение – 32600 т. Скорость – 22 уз. Вооружение 12 406-мм/42 орудий, 24 127-мм/53 противоминных орудий. Толщина броневого пояса в цитадели 293 мм.

В дальнейшем были осуществлены несколько модернизаций этих кораблей.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

87 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account