RIM-2 «Terrier»: боевой крысолов американского флота
Зенитная ракета RIM-2 "Terrier" в общем-то появилась на свет довольно случайно. Исходный проект разработки зенитных ракет ВМФ США — программа "Bumblebee" (шмель), сменившая в 1949 году морально устаревшую программу разработки зенитных ракет LARK — не предусматривала в общем-то ничего подобного. Инженеры ВМФ работали над гораздо более масштабным проектом, программой SAM-N-6, завершившейся созданием дальнобойной ЗУР "Талос", некоторое время державшей первенство по дальнобойности в мире.
В ходе работы над программой "Талос", инженеры ВМФ столкнулись с рядом проблем, связанным с отсутсвтием информации о поведении скоростных объектов в атмосфере. Чтобы решить эту проблему, необходимы были динамические испытания. В рамках отработки конструкторских решений для "Талоса", инженеры ВМФ создали экспериментальную ракету CTV-N-8 "Bumblebee" STV (STV — Supersonic Test Vehicle). В 1948 году этот экспериментальный снаряд с прямоточным двигателем на твердом топливе совершил свой первый полет, основной целью которого была отработка системы наведения. Испытания прошли успешно, и работы по проекту "Талос" могли продолжаться…
И тут неожиданно в работу инженеров вмешались военные. Программа "Талос" обещала хорошие перспективы, но при всем желании — она находилась в достаточно ранней еще стадии отработки, и было очевидно, что пройдет немало лет, прежде чем работы будут завершены. В то же время, военно-морскому флоту требовались работоспособные зенитные ракеты СЕЙЧАС. Программа LARK, начатая еще во Вторую Мировую, была в итоге закрыта в 1950 году — требования, предъявленные к разрабатываемой в ней ракете оказались слишком устаревшими. Быстрое развитие реактивной авиации сделало зенитную артиллерию явно недостаточным средством самообороны кораблей.
Стесненные дефицитом времени, инженеры Физической Лаборатории института имени Джона Гопкинса (работавшие над программой "Bumblebee") предложили ВМФ компромиссное решение. Программа "Талос" продолжалась, а в качестве временного решения флоту была предложена боевая ракета на базе уже существующей STV. ГШлавным преимуществом было то, что по мнению специалистов, такую ракету можно было создать очень быстро.
Кто мог знать, что это "временное решение" станет самой популярной корабельной зенитной ракетой в второй половине 20 столетия?!
Работы над проектом действительно, шли быстро. STV как таковой имел все необходимые элементы — двигатель и систему наведения — и переделка его в боевую ракету не составила особого труда. В 1951 году снаряд был представлен на испытания под обозначением SAM-N-7. Тогда же он получил кодовое обозначение "Terrier", так и оставшееся за ним навсегда.
Конструктивно, первый "Терьер" был довольно простой ракетой. Его серийная первая модель — обозначавшаяся как SAM-N-7a или "Terrier-BW-0" — отличалась от последующих системой управления, базировавшейся на вращающихся крыльях. Наведение ракеты осуществлялось "по лучу", т.е. ракета двигалась в луче радара, непрерывно сопровождающего воздушную цель. Двигатель ракеты был твердотопливным: таким же был и бустер-ускоритель, обеспечивающий ее старт. Общая длина первого "Терьера" составляла 8,25 метра при размахе крыльев 1,2 метра.
В качестве боевой части, ракета несла 100-килограммовую осколочно-фугасную БЧ. Под серийным обозначением SAM-N-7a она поступила на вооружение ВМС США в 1956 году, когда был решен ряд проблем с системами управления. Радиус ее действия составлял не более 19 километров, потолок ограничивался и того меньшими 12 километрами. Но самой главной проблемой, с точки зрения военных, было то, что ракета могла поражать эффективно лишь дозвуковые цели.
Впрочем, учитывая что с самого начала "Терьер" позиционировался как вспомогательная ракета по отношению к "Талосу", его недостатки не были критическими, и комплекс начал устанавливаться на ракетные крейсера американского флота.
На достигнутых результатах, разработчики, естественно, не остановились. Практически немедленно за первой версией (установочной, по сути) появился SAM-N-7c — новая версия ракеты, главным отличием которой было упрощение производства для более легкого изготовления. Атомные асрсеналы росли стермительно, мир готовился к атомной войне с ее ужасающими разрушениями, и военные США были очень даже заинтересованы в создании ракеты, которую смогут производить "в каждом гараже"
К этому моменту, вся программа разработки ракеты перешла к "General Dynamics", инженеры которой сочли, что есть возможность существенно улучшить боевые качества ракеты, пересмотрев ее конфигурацию. В 1954 году — еще даже до принятия ракеты на вооружение — уже начались летные испытания новой версии, получившей новое литерное обозначение BT-3 (Beam-riding, tail-controlled, series-3). Основным отличием новой ракеты стала пересмотренная система управления. Вместо кототких поворотных крыльев, как на первых образцах, ракета управлялась хвостовыми рулями. Это сразу же улучшило стабильность полета ракеты, и сделало возможным более точное наведение. Была пересмотрена и двигательная установка.
Фактически, именно эта ракета, принятая на вооружение в 1958 году, и стала "Терьером". Ранние образцы ракет, производившиеся с 1951 года, были быстро вытеснены BT-3. Улучшенный "Терьер" мог поражать сверхзвуковые цели, что делало ракету действительно опасным оружием. Ракета развивала скорость до 3 МаХа, что позволяло ей поразить любую существующую на тот момент форму противокорабельных снарядов.
Дальнейшим улучшением стала версия, получившая обозначение BT-3A. На этой ракете, инженеры "General Dynamics" пересмотрели используемое топливо, заменив его более медленногорящей субстанцией. За счет этого, удалось существенно продлить радиус активного полета ракеты — он приблизился к 37 километрам.
Версия ракеты BT-3A известна еще одним — она стала первой ракетой ВМС США, способной использоваться как противокорабельная. Функции системы управления ракеты предусматривали ее возможность полета по баллистической траектории и наведения на надводную цель. Конечно, 100-килограммовая осколочно-фугасная БЧ не являлась особо опасной для крупного боевого корабля, но ВМФ США рассматривал крупные надводные корабли как мишень для авиации. Задачей же противокорабельного "Терьера" была, в основном, борьба в морских бассеинах с легкими единицами противника (вроде советских ракетных катеров), для которых эта ракета была весьма опасна.
Помимо этого, в рамках программы BT-3A была создана особая модель — BT-3A(N). Буква "N" в обозначении обозначала то, что ракета была вооружена ядерной боеголовкой W-45 эквивалентом около килотонны. Таким способом надеялись решить проблему поражения скоростных крылатых ракет, для которых точностио бычной ракеты могло не хватить. Помимо этого, наличие ЯБЧ давало возможность кораблям, оснащенным "Терьером" возможность испарить любой советский крейсер, пытавшийся заняться т.н. "сопровождением авианосцев".
Следующий крупный скачок в развитии "Терьера" произошел в 1957 году. На этот раз инженеры пересмотрели систему управления. Вместо наведения "по лучу", ракета теперь наводилась с помощью полуактивной головки самонаведения, использовавшей отраженный луч радара сопровождения. Точность наведения повысилась: одновременно улучшились возможности по поражению низколетящих целей.
Последняя модель ракеты появилась в 1963 году, одновременно с переименовыванием всей линейки. Теперь она несла обозначение RIM-2 "Terrier", и имела значительно возросшие характеристики — радиус действия удалось довести до 75 километров! Под этот стандарт — получивший название RIM-2F — были переделаны многие старые модели ракет.
До 1966 года, когда производство ракет "Терьер" было остановлено, фирма выпустила свыше 8000 снарядов. Они применялись не только на кораблях — корпус морской пехоты США имел на вооружении специально сконструированные наземные пусковые установки. Это был первый и единственный случай переоборудования морской зенитной ракеты в наземную.
Изначально задуманный как "временное решение", "Терьер", в конечном итоге, далеко превзошел по распространению своего "старшего брата" — RIM-8 "Talos". "Терьеры" стояли на вооружений многих военных флотов до конца 20-го столетия, прежде чем были заменены на пусковых разработанным для их замены RIM-66 "Standart-MR". На базе "Терьера" была разработана ЗУР малого радиуса действия "Тартар"
"Терьер" является также второй ракетой (после RIM-8 "Talos"), открывшей боевой счет морских ЗУР в боевых действиях. 19 апреля 1972 года, во время патрулирования у Вьетнамского побережья, ракетный крейсер "Sterett", класс "Белкнап" и сопровождавшие его эсминцы подверглись атаке истребителей Миг-17, пилотируемых северовьетнамскими пилотами. Наведя свои радары на истребитель, только что сбросивший бомбу на эсминец сопровождения, крейсер дал залп "Терьерами" с носовой установки. Как минимум одна ракета попала в истребитель, сделав его одним из первых самолетов, сбитым в бою зенитной ракетой морского базирования.