Скоростные рельсовые автобусы на Галичине в 1930-х
Вот наткнулся на сайте Украинской Правды
www.istpravda.com.ua/articles/2012/04/5/79829/
Пока Колесников закупает в Корее скоростные поезда, стоит упомянуть об экспресс "Люкс-торпеда", который ходил на Галичине в 1930-ых. Скажем, расстояние от Тернополя до Залещиков он преодолевал за 2,5 часов. Сейчас поезд "Киев-Черновцы" преодолевает ее за 4,5 часов …
Об этом напомнил пользователь Фейсбука Тарас Хлибович. "Историческая Правда" собрала подробную информацию о скоростном движении на Львовской железной дороге в межвоенные времена.
Lux-torpeda была так называемой "автомотрисой" — вагоном со встроенным двигателем внутреннего сгорания. На нынешней "Укрзализниці" такой транспорт называется рельсовым автобусом. Сама "торпеда" тоже выглядела как гибрид автобуса и лимузина.
"Ракетный" дизайн вагона был ультрасовременным как на 1930-е годы и когда поезд проходил мимо станции, он привлекал всеобщее внимание. Аэродинамическая форма и отсутствие паровоза и соответствующего столба дыма радикально отличали "торпеду" тогдашних поездов.
Первая "Люкс-торпеда" была построена в 1933 году в Австрии фирмой Аustro-Daimler-Puch. Польское правительство, желая развить железнодорожные перевозки и поднять ветшавшие промышленность, купил одну мотрису, а затем и лицензию на нее.
Нечто подобное делает и нынешняя украинская власть, только вместо купить один поезд — а затем на его базе создать отечественный продукт на отечественных заводах — покупают сразу десяток и говорят о строительстве в Украине иностранного предприятия.
В довоенной же Польше после первых успешных испытаний австрийской "торпеды" взялись адаптировать ее к местным потребностям. С 1936 года эти автомотрисы строились уже на польском заводе Fablok, оснащаясь более мощными дизельными двигателями, расположенными впереди кабины машиниста — по одному с каждой стороны.
В этих автомотрисах диск колеса опирался на бандаж через пневмошины автомобильного образца, поясняет газета УЗ "Магистраль". Это улучшало плавность хода и уменьшало динамические нагрузки на рельсы, что было важно при высоких скоростях движения.
Скорости действительно были нешуточные. Максимальная достигала 120 км / ч, но конструкционная в эксплуатации была установлена 115 км / час. В целом же скорость движения достигала 100-105 км / час.
Средняя скорость при использовании автомотрис была значительно выше, чем у обычных паровозов. Так, скорый поезд на участке Львов-Красное преодолевал за час 75 км. А при использовании автомотрис средняя скорость на этих участках составляла 90 км / час.
Быстрое движение обеспечивало и наличие двух кабин — в противоположных концах "торпеды". В каждом из них сидел машинист, который управлял "своим" двигателем.
Такая конструкция позволяла избегать длительного маневрирования на узловых станциях, когда поезд должен был двигаться в противоположную сторону. Не надо было отцеплять и перегонять локомотив. Кабины в обоих концах вагона соединялись световой и звуковой сигнализацией.
Польская "Люкс-торпеда" на карпатском курорте Закопане. 1936-38 гг
Официально "люкс-торпеды" назывались Pociąg Motorowo-Ekspresowy MtE — "экспресс-поезд с двигателем внутреннего сгорания". Увидев перспективность такого транспорта, польский промышленность взялась производить и другие автомотрисы — хотя и без узнаваемой дизайна, но с хорошими показателями скорости.
Первые "торпеды" объединяли Краков с модным курортом Закопане. В 1936 году поезд проехал это расстояние (150 км) за 2 часа и 18 минут — рекорд, не побитый до сих пор. Позже были открыты рейсы "Краков-Варшава", "Варшава-Катовице", "Варшава-Лодзь", "Львов-Закопане" и другие.
На Галичине состоянию на лето 1939 года "торпеды" обслуживали маршруты "Львов-Стрый-Дрогобыч-Борислав", "Львов-Галич-Станислав [Ивано-Франковск]-Коломыя", "Львов-Красное-Золочев-Тернополь" и упомянутый в начале текста "Тернополь-Чертков-Залещики".
Расписание "Тернополь-Залещики". 1939
Средняя маршрутная скорость на рейсе до Залещиков составляла 58 км / час. Не так уж много, если учесть, что на маршруте "Львов-Тернополь" этот показатель достигал 75 км / ч, а на маршруте "Львов-Коломыя" — 93 км / час.
Для сравнения: принятая недавно классификация пассажирских поездов "Укрзализныци" предусматривает, что быстрые экспрессы двигаться маршрутной скоростью 70-90 км / ч, а обычные пассажирские и пригородные — 50-70 км / час.
195 км от Львова до Коломыи "Люкс-торпеда" проезжала за 2 часа и 10 минут.
Расписание "Львов-Коломыя". Конец 1930-х
Современный поезд "Москва-София" проходит это же расстояние за 3 часа 25 минут, причем делает на одну остановку меньше. А пассажирский "Львов-Черновцы" тратит на эти же 195 км 6 часов и 52 минуты.
Быстрый фирменный поезд идет медленнее, чем ездили 80 лет назад
За такую недосягаемую сегодня скорость пассажирам "торпед" приходилось платить — билет от Варшавы до Кракова стоил почти 40 злотых, в то время как средняя месячная зарплата в конце 1930-х составляла 100 злотых.
В каждой автомотрисе было 48-52 места, все первого класса. На фоне катастрофического состояния автомобильных дорог в межвоенной Польше "люкс-торпеда" была эталоном скорости, комфорта и шика.
Узловая станция Хабувка в карпатском предгорье. 1936-38 гг
Вторая мировая война стала концом этих железнодорожных экспрессов. Большинство "торпед" погибли под авиационными бомбами, уцелело только две машины на Краковском вокзале.
Они использовались как поезда "Только для немцев" на линии в Закопане, а также как спецтранспорт для работников Генерал-губернаторства [административной единицы Третьего рейха на территории Польши и части Украины].
Во времена оккупации на "торпедах" ездили сливки нацистской администрации. Фото: Национальный цифровой архив Польши
Красная Армия, которая отбила вагоны у нацистов, вернула их социалистическом польскому правительству в непригодном для пассажирском движения виде. Некоторое время одной из "торпед" возили на работу шахтеров, а с другой скручивали запчасти на случай ремонта.
Примерно в 1954 году обе "люкс-торпеды" были списаны на слом и до нашего времени не сохранились.