U-2 был подбит ракетой 5-го зенитного ракетного дивизиона 37-й зенитной ракетной бригады (командир зрдн – подполковник И. И. Новиков, стартовая позиция дивизиона – станция Полдневая), выпущенной вдогон самолету и поразившей его. Это был первый в истории* боевой пуск ракеты С-75 по реальной цели. Он подтвердил высокие тактико-технические характеристики зенитного ракетного комплекса С-75.
1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.
Пилотируемый Пауэрсом U-2 (бортовой номер 56-6693, серийный номер Lockheed art.#360) пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет.
Уже 2 мая советские СМИ известили граждан СССР и мировую общественность, что под городом Свердловском подразделениями Войск ПВО страны, которыми командовали майор М. Р. Воронов и капитан Н. И. Шелудько, сбит иностранный самолет-разведчик. Сообщалось также, что отличившиеся при этом офицеры, сержанты и солдаты отмечены государственными наградами.
Это была официальная информация.
А один из телевизионных каналов показал получасовой фильм о пилоте И. А. Ментюкове, который якобы газовой струей своего самолета Т-3 (предсерийный Су-9) сбил U-2.
Хрущев уличил государственных деятелей Соединенных Штатов во лжи, когда они пытались отрицать, что над нашей территорией уничтожен самолет-разведчик США, предъявив им живого и невредимого летчика Г. Пауэрса.
На заседании Верховного суда СССР в ходе допроса американского пилота вскрылись дополнительные обстоятельства, касающиеся маршрута самолета, полетного задания, которое получил Пауэрс, его ощущений при поражении машины в хвостовую часть и катапультировании. Вся другая информация об этом инциденте была закрыта и отправлена в архив.
Однако почти ежегодно в канун 1 Мая в СМИ появлялись статьи на эту тему, а с участниками тех событий: подполковником М. Р. Вороновым – командиром 2-го зенитного ракетного дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады, генерал-лейтенантом Г. С. Легасовым – заместителем председателя комиссии главнокомандующего Войсками ПВО и Б. В. Бункиным – главным конструктором зенитного ракетного комплекса С-75 проводились беседы на телевидении. Эти статьи и передачи вызывали у военных специалистов, корреспондентов и журналистов массу вопросов. Что же конкретно произошло в уральском небе?
Летчик Г. Пауэрс был подобран местными жителями в районе шести километров южнее станции Косулино (27 км юго-восточнее Свердловска)
Части самолета, разрушившегося в воздухе, упали:
Фюзеляж без двигателя, хвостовой части и плоскостей – в районе одного километра юго-западнее станции Косулино (А)
Левая плоскость, оторванная на удалении 1 метра 67 сантиметров от корня крыла, найдена в пяти километрах южнее места падения фюзеляжа (Б)
Обломки правой плоскости с дополнительным баком найдены в 10 километрах юго-восточнее места падения фюзеляжа (В)
Двигатель самолета фирмы Pratt & Whitney найден в четырех километрах северо-западнее места падения фюзеляжа (Г)
Хвостовая часть самолета найдена в 12 километрах севернее места падения фюзеляжа (Д)
Графика Юлии Гореловой
Ракета 5-го зрдн (командир – подполковник И. И. Новиков) 37-й зрбр (станция Полдневая), выпущенная в 8.46 вдогон самолету U-2, повредила ему хвостовое оперение. Взрыв боевой части ракеты произошел сзади машины, летчик был защищен от него двигателем и поэтому остался жив. После взрыва БЧ ракеты Пауэрс вывалился из самолета, который продолжал планировать еще 12 километров.
Докладу подполковника Новикова о поражении цели на КП 37-й зрбр не поверили, так как в те времена еще не было случаев стрельбы ракетами ЗРК С-75 вдогон удаляющейся цели да еще и на дальней границе зоны поражения. Руководством по боевой работе и Правилами стрельбы зенитной ракетной системы С-75 в те времена это не предусматривалось. Данный факт привел к потере цели и как следствие – гибели старшего лейтенанта Сафронова на МиГ-19.
В докладе министру обороны СССР маршалу Р. Я. Малиновскому 2 мая 1960 года (документ № 1) главнокомандующий Войсками ПВО маршал С. С. Бирюзов отмечал: «В результате проведенного предварительного расследования установлено, что самолет-нарушитель в 8.55 был обстрелян 1-м (м-р Воронов) и 2-м (к-н Шелудько) ракетными дивизионами 57-й зенитной ракетной бригады?(г. Свердловск).
По докладу командующего армией в этот момент самолет находился (по данным станции наведения ракет ЗРК С-75) на высоте 21 000 метров. На экранах индикаторов станций наведения ракет у стрелявших создалось впечатление, что нарушитель в момент подхода ракет поставил пассивные помехи. А фактически это наблюдались отдельные части уже разрушающегося сбитого самолета, и доложили, что самолет, по-видимому, подбит, но продолжает движение…
4-му зенитному ракетному дивизиону командиром 57-й зенитной ракетной бригады была поставлена задача добить самолет нарушителя.
По роковому совпадению к этому времени в зоне поражения 4-го зрдн появилась цель на значительно меньшей высоте. Расчет принял эту цель за самолет-нарушитель и открыл огонь, выпустив три ракеты. Цель была поражена в 9.23.
Этой целью оказался свой самолет МиГ-19, следовавший на перехват самолета-нарушителя. Летчик Сафронов С. И. погиб».
И в этом же документе: «5-й зенитный ракетный дивизион (командир – подполковник И. И. Новиков) 37-й зенитной ракетной бригады, несмотря на большую дальность, произвел пуск одной ракеты, но безрезультатно, так как цель была вне зоны поражения зрдн (все эти данные поручено проверить тщательно генерал-полковнику Кулешову на месте и результаты доложить)».
Это единственное упоминание о том, что 5-й зрдн 37-й зрбр 1 мая 1960 года участвовал в стрельбе по самолету-шпиону U-2 и первым выпустил одну ракету. В течение 50 лет ни одно средство массовой информации даже не упоминало об этом факте, так как эти материалы были засекречены и для них недоступны.
Министр обороны СССР на этом докладе написал резолюцию: «3 мая 1960 года. Кто же конкретные виновники? Р. Малиновский»
Комиссия генерал-полковника Кулешова, исследуя доклады и донесения командующего 4-й ОА ПВО, заслушав командиров дивизионов, участвовавших в стрельбе, подготовила 6 мая 1960 года доклад министру обороны СССР (документ № 6), в котором так описывала произошедшее: «…в 8.41 цель была обстреляна 5-м зенитным ракетным дивизионом 37-й зрбр одной ракетой на предельной дальности (около 50 км). После старта ракеты цель совершила разворот вправо и не вошла в зону поражения этого дивизиона… В 8.52 2-м зенитным ракетным дивизионом 57-й зрбр по цели выпущена одна ракета, которая поразила цель. Как было установлено позднее при осмот-ре остатков сбитого самолета, подрыв боевой части ракеты нанес поражение в основном хвостовой части самолета, нижней части двигателя и нижней части центроплана.
В связи с тем что командир зрдн майор М. Р. Воронов и офицер наведения старший техник-лейтенант Э. Э. Фельдблюм не имели опыта стрельбы по самолетам, они не смогли оценить результатов стрельбы и установить факт поражения цели. Офицер наведения принял отметку от облака разрыва боевой части ракеты и отделившихся частей самолета за пассивные помехи. О наличии помех и отсутствии цели командир дивизиона доложил командиру бригады, а последний – на командный пункт 4-й отдельной армии ПВО.
В 8.53 1-й зенитный ракетный дивизион выпустил по цели три ракеты. Первая из них подорвалась у цели и нанесла ей дополнительное поражение, вторая и третья ракеты самоликвидировались.
Командир 1-го зенитного ракетного дивизиона капитан Н. И. Шелудько и офицер наведения лейтенант Бунин также не смогли оценить результаты своей стрельбы. Отметки на экранах индикаторов станции наведения ракет, образовавшиеся в момент подрыва ракет у цели, они приняли за повторное применение целью помех, о чем доложили командиру бригады. Последний донес на КП 4-й ОА ПВО о том, что цель усилила постановку помех.
Кроме этого командир дивизиона доложил командиру бригады о потере цели и через него – на КП 4-й ОА ПВО».
Данная версия комиссии во главе с главнокомандующим Войсками ПВО со многими нестыковками стала основной.
Согласно отчетным карточкам боевой стрельбы (документ № 8) по U-2 стреляли только три дивизиона: первым – 5-й зрдн 37-й зрбр в 8.46 одной ракетой, вторым – 2-й зрдн 57-й зрбр в 8.52 одной ракетой, а третьим – 1-й зрдн 57-й зрбр в 8.55 тремя ракетами.
В первых выступлениях (до 2000 года) подполковник Воронов на телевидении неоднократно говорил о том, что цель до момента пуска его ракеты применяла пассивные помехи. Однако известно (документ № 7), что на U-2 не было аппаратуры постановки пассивных помех.
В донесении № 0012 от 2 мая 1960 года командующего 4-й ОА ПВО (документ № 2) записано: «В 8.46 по цели открыл огонь 5-й зенитный ракетный дивизион 37-й зенитной ракетной бригады, израсходована одна ракета. Стрельба велась с параметром 22 километра при развороте цели на 180 градусов (высота – 15 000 м, скорость – 200 м/сек), после чего цель пошла с набором высоты до 22 000 метров». О результате стрельбы в этом донесении еще ничего не было сказано.
В его же донесении № 0015 уже от 5 мая 1960 года (документ № 3) отмечается: «В 8.46 на дальности 36 километров открыл огонь 5-й зенитный ракетный дивизион 37-й зенитной ракетной бригады и произвел пуск одной ракеты. Цель на удалении 26–28 километров от стартовой позиции зрдн произвела разворот на 180 градусов с изменением курсового параметра с 8 до 28 километров, вследствие чего ракета встречи с целью не имела». Здесь уже дана оценка результату стрельбы 5-го дивизиона 37-й зенитной ракетной бригады.
В докладе же комиссии генерал-полковника Кулешова другие данные: «В 8.41 цель была обстреляна 5-м зенитным ракетным дивизионом 37-й зрбр одной ракетой на предельной дальности (около 50 км). После старта ракеты цель совершила разворот вправо и не вошла в зону поражения этого дивизиона».
На Карте боевых действий ЗРВ (документ № 9) самолет U-2 никаких «выкрутасов», тем более на 180 градусов, не производил, о чем свидетельствовал и сам Пауэрс. В силу особенностей конструкции U-2 не мог производить таких резких маневров. Трасса полета самолета U-2, которую я (пишет Борис Самойлов) снимал лично с планшета ДВО 5-го зенитного ракетного дивизиона 37-й зенитной ракетной бригады на участке город Кыштым – город Свердловск, была более прямолинейная, чем на Карте боевых действий ЗРВ 4-й ОА ПВО 1 мая 1960 года (документ № 9), и никаких «разворотов на 180 градусов» или «резкого поворота вправо» самолет не совершал.
Начальник разведки 4-й ОА ПВО и представитель КГБ подписали доклад начальника штаба 4-й ОА ПВО уже 6 мая 1960 года (документ № 5). В нем говорится: «Самолет U-2 нарушил границу СССР в 5.39 в районе Термез… Высота полета по маршруту – 19–22 километра. Сбит около 8.51 на станции Косулино на высоте 22 000 метров».
Еще одним независимым доказательством являются «Дополнительные показания летчика сбитого американского самолета U-2 Г. Пауэрса» (документ № 7, по данным КГБ от 11 мая 1960 года): «Г. Пауэрсу известно, что на самолете U-2 якобы нет оборудования для разведки ЗУРС и постановки помех, однако в хвостовой части самолета имеется станция для создания помех радиолокационным прицелам истребителей и системы наведения ракет класса «воздух-воздух».
Самолет U-2 набирает высоту 21 100 метров за семь минут и летит все время на практическом потолке – наивыгоднейшем для полета. Никаких резких изменений высоты или курса самолет не производит из-за легкости его конструкции.
Максимально допустимый крен самолета при развороте не превышает 10 градусов. Снижение самолета с высоты 21 100 и до посадки продолжается 30–40 минут. Для полета на малых высотах самолет не приспособлен.
Пауэрс пересек госграницу около 5.30 на высоте 20 100, затем вышел на практический потолок и, не совершая никаких эволюций по высоте и курсу, полетел по намеченному маршруту. Никаких маневров он на всем маршруте не производил.
Около 9.00 летчика вдруг ослепила сильная вспышка у хвоста самолета на высоте 21 740 метров, самолет потерял управление, вошел в штопор и начал падать. Вначале Пауэрс не мог катапультироваться, так как не мог вынуть свои ноги из-под приборной доски, где они были зажаты. Ему удалось катапультироваться с высоты около 11 тысяч метров, после катапультирования парашют раскрылся автоматически».
Этот последний полет U-2 над территорией Советского Союза, миссия 4154 (Mission 4154), санкционировал лично Эйзенхауэр, который одновременно распорядился после первого мая больше не летать над СССР.
— Взрывчатка в этих самолетах была всегда. Подрыв осуществлялся через несколько минут после катапультирования. А Пауэрсу перед вылетом сообщили, что подрыв взрывчатки произойдет без задержки при запуске катапульты.
— Судя по положению У-2 на фото, он планировал практически горизонтально. Про 5000 эта цифра озвучена в материалах дела, но возможно он прыгнул и с меньшей высоты. Иначе вряд ли они бы с самолетом оказались так близко.
Руденко: Каким образом Вы покинули борт самолета?
Пауэрс: Я не мог воспользоваться катапультирующим устройством из-за сил, возникших в падающем самолете, и помню, что, когда я стремглав летел вниз, приблизительно на высоте 30 тысяч футов(около 9150 м), понял, что не могу воспользоваться катапультой. Тогда я открыл фонарь и освободил пристяжные ремни. Центробежной силой меня наполовину прижало к панели приборов, а наполовину выбросило из самолета. Я забыл разъединить шланги кислородного прибора, и мне пришлось бороться, чтобы оставить самолет. Парашют открылся автоматически, сразу же после того, как я покинул самолет. Тогда я был на высоте приблизительно 14 тысяч футов (приблизительно 4250 м).
Из воспоминанией Бориса Константиновича Самойлова. "…На 53-й секунде наведения ст. техник, лейтенант Н. Краморенко из кабины "А" (аппаратурная кабина систему С-75 "Десна") по громкоговорящей связи доложил командиру (церез ГГС до кабины "У"): "…На 53 секунде выдалась команда К3, аппаратура сработала нормально." Если он нажал кнопку ПУСК точно в 08:46, работа РВ (радиовзрывателя) ракеты началась в 08:46.53.
Обломки сбитого самолёта U-2 Гэри Паурса, выставленные в Центральном музее Вооружённых сил в Москве
Маршрут полета Пауэрса 1 мая 1960 года. Более подробнее, с комментариями из мемуаров самого Пауэрса, можно рассмотреть используя программу Google Earth и загрузив файл настроек:
nnm.ru/blogs/smprofi/zona_51_prodolzhenie_chast_iib/page2
ru.wikipedia.org/wiki/Пауэрс,_Фрэнсис_Гэри
ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_U-2
sverdlovsk.net.ua/content/10/materialy/novosti/yeto-interesno/ne-vypolnennaja-missija-u2.html
pvo.guns.ru/s75/s75.htm
* первый в истории — pvo.guns.ru/combat/first_s-75.htm — генерал-майор артиллерии в отставке, минчанин Виктор Дмитриевич Слюсар, один из немногих сегодня свидетелей и участников событий 7 октября 1959 года в Китае. Журнал "Армия" Министерства Обороны Беларуси
kali-o-h.livejournal.com/189862.html
leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/powers.htm
vpk-news.ru/articles/8590 — Борис Самойлов, полковник-инженер в отставке, участник событий 1 мая 1960 года
vpk-news.ru/articles/8600 — опубликовано 8 февраля 2012 года
По архивным материалам ЦАМО:
№ 1. Доклад главнокомандующего Войсками ПВО маршала С. С. Бирюзова министру обороны СССР Р. Я. Малиновскому от 2 мая 1960 года (стр. 1–5).
№ 2. Донесение № 0012 от 2 мая 1960 года командующего 4-й ОА ПВО главнокомандующему Войсками ПВО маршалу С. С. Бирюзову (стр. 7–12).
№ 3. Боевое донесение командующего 4-й ОА ПВО № 0015 от 5 мая 1960 года главнокомандующему Войсками ПВО маршалу С. С. Бирюзову (стр. 17–35).
№ 4. Доклад начальника штаба 4-й ОА ПВО генерал-майора А. Сюхина главнокомандующему Войсками ПВО маршалу С. С. Бирюзову (стр. 37–43).
№ 5. Доклад ВРИО командира 57-й зенитной ракетной бригады полковника С. В. Гайдерова заместителю главнокомандующего Войсками ПВО генерал-полковнику А. Ф. Кулешову (председателю комиссии (стр. 66–69).
№ 6. Доклад о действиях войск 4-й ОА ПВО по уничтожению самолета U-2 США генерал-полковника артиллерии А. Ф. Кулешова, генерал-лейтенанта авиации Н. Селезнева и генерал-майора Г. С. Легасова от 6 мая 1960 года (доклад комиссии главнокомандующего Войсками ПВО).
№ 7. Дополнительные показания летчика сбитого американского самолета U-2 Г. Пауэрса (стр. 74–76).
№ 8. Отчетные карточки боевой стрельбы стреляющих дивизионов.
№ 9. Карты боевых действий ЗРВ 4-й ОА ПВО 1 мая 1960 года (дело 36/6).
Станция наведения ракет СНР-75
1 мая 1956 года четыре самолета U-2 в разобранном виде были отправлены на гигантском военно-транспортном самолете Douglas C-124 Globemaster на английскую авиабазу Лэйкенхит, где их вновь собрали и подготовили к полетам.
Монтаж фотокамеры А-2 производства Perkin-Elmer
Один из первых U-2, бортовой номер 6682. Точно на таком же, только с номером 6680 (изделие 347) Кармайн Вито летал на Ленинградом.
Ни Хрущев, ни Болен не знали, что их беседа по времени точно совпала с первым пролетом над советской территорией самолета U-2 («изделие 347»), за штурвалом которого сидел Кармайн Вито (Carmine Vito). Он прошел над ГДР и Польшей, проник в советское воздушное пространство над территорией Белоруссии и направился к Финскому заливу. Целью миссии было фотографирование ленинградских верфей, где строились новые подводные лодки, и выявление мест базирования бомбардировщика М-4. Как раз когда Хрущев чокался с Боленом, Вито пролетал над Ленинградом, фотографируя военные аэродромы и военно-морские верфи.