Черноморский флот альтернативной Советской Украины. Часть 2.
2
Флот альтернативной УССР
Часть 2 (второй этап).
Но, разумеется, на этом строительство флота Украины не остановилось. Во второй программе военного судостроения на 37-41 годы, помимо 4 эсминцев, 2 минзагов и 4 тральщиков, так же фигурировали ещё 16 малых катеров-тральщиков и 8 сторожевых катеров собственной постройки, покупка 6 торпедных катеров и 2 субмарин у России. Из крупнотоннажных кораблей, предполагались постройка многоцелевой быстроходной плавбазы подводных лодок (она же спасательное судно и гидроавиатранспорт), а так же закладка (при условии наличия средств), пары уже абсолютно полноценных тяжёлых крейсеров, одно типа (с небольшими «национальными» вариациями) с кораблями второй серии, строящимися в Ленинграде для русского флота.
Закладка на стапеле первого украинского суперкрейсера «Фёдор Сергеев» состоялась в летом 1937 года.
ТТХ тяжёлого крейсера «Фёдор Сергеев» на момент ввода в строй:
Водоизмещение стандартное – 12700 т.
полное – 14500 т.
Длина – 205 м.
Ширина – 20 м.
Углубление – 5.5 м.
Мощность СУ – 150 000 л. с.
Скорость полного хода – 35 уз.
Запас хода – 3000 миль на скорости 16 уз.
Бронирование (макс. толщина):
Пояс – 150 мм.
Траверзы – 100 мм.
Палуба – 70 мм.
Башни – 200 мм.
Барбет – 200 мм.
Рубка – 220 мм.
Вооружение:
ГК – 4х2 – 203 мм пушки Б-20 (российские, усовершенствованные «Ансальдо»);
ДУК – 12х1– 130 мм пушек Б-13 в установках Минизини;
ЗК – 12х1 – 37 мм автоматических пушек 4-К (российская версия 40 мм «Бофорса»);
ЗП – 6х1 – 12.7 мм пулемёта ДК;
ТА – 4х1 носовых подводного расположения;
Авиагруппа: 4 гидросамолёта, 2 катапульты.
Экипаж – 960 чел.
При создании крейсера, был в полной мере использован задел и опыт строительства крейсеров типа «Щёрс». Та же конструкция корпуса, те же башни. Вооружение ГК – те же пушки. ДУК серьёзно усилили, установив в усовершенствованных установках Минизини вместо 100 пушек типа «О.Т.О» новые российские 130 мм пушки Б-13 (разумеется, с клиновым затвором, пневматическим досылателем и гильзовым заряжанием – то есть со всем тем, что в РИ сперва было отвергнуто из-за скупердяйской экономии, а затем долго и мучительно внедрялось и доводилось до ума). Крейсер вооружили 12-ю такими одноорудийными установками.
Ближняя ПВО получила новейшие (правда пока только одноствольные) 37 мм автоматы российской сборки, являвшиеся копией шведского 40 мм «Бофорса» (поскольку на Украине их производство ещё только осваивалось).
Так же увеличилось до 6 количество крупнокалиберных пулемётов и удвоилось количество торпедных аппаратов точно такого же типа и размещения как на «Щёрсах».
Его могучий (могучая?) систершип медлил(а) с закладкой, поскольку киевское руководство желало провести её в максимально помпезной обстановке во время официального визита на Украину тов. Сталина.
Большая делегация товарищей из России, а так же целый пульмановский вагон пёстрых военно-морских атташе со всех концов света, с удовольствием засвидетельствовали торжественную процедуру закладки крейсера «Богдан Хмельницкий», пообещали собраться той же компанией при спуске гиганта на воду, после чего, все гуртом отправились на береговой полигон ВМФ, лицезреть крупнейшие за всю историю Украины манёвры её ВМС. И именно на этих манёврах приключился досадный конфуз, причиной которого стала переменчивая сентябрьская погода.
В условиях, когда отложить манёвры было совершенно невозможно (высокие гости ждать у моря погоды не собирались), по легенде учений, набег крейсеров вероятного противника на украинское побережье должны были отражать в совместной, лихой атаке самолёты-торпедоносцы с бомбардировщиками авиации ВМС и торпедные катера. Добивать «уцелевших подранков» предполагалось не шибко шустрой подводной лодкой. Но, погода выдалась препоганая. Море, быстро затянуло низкой облачностью, совсем некстати заштормило. В результате, нелётная погода для авиации и оставшиеся в базах торпедные катера, вопиюще попустительствовали подходу красавцев крейсеров в сопровождении трёх эсминцев (четвёртый из-за неполадок машин поспешил повернуть обратно в базу), на красивую дистанцию и их весьма эффектной канонаде холостыми выстрелами ГК, обозначившей успешное выполнение поставленной задачи, что означало безнаказанное превращение в руины не прикрытого береговой артиллерией некого абстрактного города Украины. Оно конечно штормило, но не настолько, чтоб стрельба крейсеров по такой мишени как город, была невозможна в принципе…
Подвсплывшая уже после ухода крейсеров на перископную глубину тихоходная субмарина, поднять настроения руководству республики естественно не смогла. Тем паче, один из подзадержавшихся эсминцев, весело доложил о её обнаружении и успешном учебном потоплении.
Гостям улыбались, хлебосольно потчевали великолепным банкетом, а на адмиралов свирепо зыркали так, словно это они лично обрушили на безмятежный украинский город огонь и серу. Вызов на ковёр поставил вопрос ребром – либо они найдут способ (не шибко дорогой, разумеется) предотвратить аналогичную напасть, либо… руководство найдёт «к такой-то матери» других адмиралов «не чета этим никудышным «золотопогонникам»».
Поскольку времени на «подумать» адмиралам дали совсем не много (до утра), они не сумели придумать ничего лучше, как обратиться к опыту скандинавских стран по постройке броненосцев береговой обороны. Изучив досконально этот опыт, было решено срочно слепить хорошо вооружённый и главное суперзащищённый броненосец береговой обороны, по максимуму используя наработки и имеющийся задел по «Щёрсам» и «Сергееву». Броненосец должен был спокойно, как беспомощных котят, топить лёгкие «вашингтонцы» пачками (если они не успеют унести ноги, разумеется) и успешно выдержать бой с любым тяжёлым «вашингтонцем».
По сути – карманный линкор в чистом виде. Ну, правда, исходя из средств, о-очень «карманный»…. Его-то (к ужасу адмиралов) и решено было строить не в дополнение, а вместо нормального второго тяжёлого крейсера. А чтоб вернуть благосклонность руководства, имя флотские товарищи придумали заранее «Клим Ворошилов»… иронии в этом никто не усмотрел (кроме самих «золотопогонников», разумеется).
По первоначальному техзаданию, при водоизмещении в 9-10 тыс. тонн, броненосец должен был обладать бронированием, способным держать снаряды тяжёлых крейсеров со всех дистанций реального боя, артиллерией главного калибра в 6 10-дюймовых орудий в двух трёхбашенных установках, плюс ещё 10 шестидюймовых пушек по бортам за щитами. ДУК не предусматривался вовсе, поскольку предполагалось, что броненосец, предназначенный для обороны своего побережья, будет недоступен авиации противника и напротив – всегда сможет рассчитывать на прикрытие собственной авиации.
Силовую установку предполагалось использовать от «Щёрса» сократив количество котлов до уровня, обеспечивающего скорость порядка 27 узлов (при форсировании до 29 узлов).
Однако при столь «умеренных» запросах, уложиться в заданный тоннаж и главное, объём финансирования, оказалось невозможно. Деньги, предусмотренные на строительство второго «Сергеева», уже были благополучно перераспределены и, исходить приходилось из «сухого остатка» бюджета второй судостроительной программы.
С тяжким сердцем проект пересмотрели в сторону серьёзного «урезания осетра» (прежде всего по вооружению). Более того. Когда зашла речь о закладке пары кораблей, денег было выделено в обрез только на один корабль в рамках нынешней программы и дано обещание профинансировать его систершипи (как и систершип «Сергеева») по программе уже следующего четырёхлетия (41-45 г.г.).
ТТХ броненосца береговой обороны «Клим Ворошилов»:
Водоизмещение стандартное – 8800 т.
Полное – 9700 т.
Длина – 146 м.
Ширина – 21 м.
Углубление – 6.5 м.
Мощность СУ – 84 000 л. с.
Скорость полного хода – 27 уз.
Запас хода – 3200 миль на скорости 15 уз.
Бронирование:
Пояс – 200 мм.
Траверзы – 150 мм.
Палуба – 100 мм.
Башни – 220 мм.
Барбет – 220 мм.
Рубка – 220 мм.
Вооружение:
ГК – 2х2-203 мм пушки Б-20;
СК – 10х1– 130 мм пушки Б-13;
ЗК – 10х1 – 37 мм автоматические пушки К-4;
ЗП – 4х1 – 12.7 мм пулемёты ДШК.
Экипаж – 510 чел.
Закладка броненосца состоялась ранней осенью 1938 года. Менее чем через год, корабль был спущен на воду. В состав ВМФ Украины введён в марте 1941 г.
Предложение о немедленном начале строительства второго тяжёлого крейсера согласно прежним планам, было отвергнуто руководством республики, больше озабоченном первоочередной реализацией танкостроительной и авиастроительной программ.
Однако николаевские верфи не остались без работы. Помимо продолжающегося строительства кораблей малых классов согласно планам, верфи получили неожиданный заказ из России.
Там, проанализировав ТТХ и результаты испытаний «Ворошилова», пришли к выводу, что подобный ему корабль, в ледокольном исполнении, как нельзя лучше подойдёт для охраны входа в Кольский залив, горло Белого моря, действий в шхерах вокруг Скандинавии и как просто военно-экспедиционный «всеширотный» крейсер (для чего предполагалось устроить на нём дополнительные помещения, включая научные лаборатории).
Разумеется, проект был существенно переработан.
ТТХ броненосца-ледокола береговой охраны «Архангельск»:
Водоизмещение стандартное – 6800 т.
Полное – 7800 т.
Длина – 146 м.
Ширина – 21 м.
Углубление – 6.1 м.
Мощность СУ – 56 000 л. с.
Скорость полного хода – 24 уз.
Запас хода – 3000 миль на скорости 14 уз.
Бронирование (максимальная толщина):
Пояс – 150 мм.
Траверзы – 100 мм.
Палуба – 75 мм.
Башни – 150 мм.
Барбет – 150 мм.
Рубка – 220 мм.
Вооружение:
ГК – 2х2 – 203 мм пушки;
СК – 8х1 – 130 мм пушки;
ЗК – 10х1 – 37 мм автоматические пушки 4-К;
ЗП – 4х1 – 12.7 мм пулемёты ДШК.
Экипаж – 410 чел. (может быть увеличен до 680).
Заказ состоял из 3 единиц: «Архангельск», «Мурманск» и «Выборг».
Закладка головного «Архангельска» состоялась в апреле 1940 года. «Мурманска» – в мае. Закладка «Выборга» была отложена из-за недофинансирования (по официальной версии). По неофициальной, после изучения опыта боевого применения броненосцев береговой охраны Дании и Норвегии, ценность этих кораблей как класса была поставлена под сомнение. Так или иначе, но заказ на третий броненосец был вскоре вообще аннулирован. Украина так же полностью и окончательно отказалась от планов постройки второго броненосца.
Война застала оба броненосных ледокола у достроечной стенки Николаевского завода, откуда они были срочно отбуксированы в Россию – в Севастополь.
В целом, к маю 1940 года, боевой корабельный состав ВМС УССР был сведён в следующие соединения:
1-я (флагманская) эскадра: Флагманский корабль флота тяжёлый крейсер «Фёдор Сергеев», 3 эсминца;
Тяжёлая дивизия:
2-я эскадра: 2 крейсера типа «Щёрс», 4 эсминца;
3-я эскадра: 1 броненосец «Клим Ворошилов», 4 эсминца;
Минная дивизия:
4-я эскадра: 2 минных крейсера, 4 эсминца;
5-я эскадра: 2 минзага (спецпостройка), 4 эсминца (типа «Новик модернизированный»;
Миннотральная дивизия:
6-я эскадра: 4 тральщика, 6 катеров-тральщиков;
7-я эскадра: 4 тральщика, 6 катеров-тральщиков;
Дивизия охраны границы и территориальных вод:
9-я эскадра: 4 сторожевых корабля, 6 сторожевых катеров;
9-я эскадра: 4 сторожевых корабля, 6 сторожевых катеров;
Отдельная торпедная, 10-я эскадра: 18 торпедных катеров (три дивизиона);
Отдельная, 11-я эскадра подводных лодок: 4 боевых субмарины класса «Щ», 1 субмарина класса «Л», 2 учебно-боевые субмарины класса «АГ», и плавбаза подводных лодок.
Это все корабельные формирования Черноморского флота ВМС УССР мирного времени.
Во главе каждой эскадры стоял капитан 1-го ранга или контр-адмирал.
Во главе каждой дивизии контр или вице-адмирал.
Флотом командовал адмирал флота.
В военное время, для решения оперативных задач, из разнородных сил составлялись оперативные соединения оптимального (для решения данной задачи) состава. Обозначались соединения буквой (любой свободной в данный момент) и цифрой, соответствующей номеру эскадры, в составе которой числится корабль, на котором держит свой флаг командир оперативного соединения. Например, оперативное соединение А2 –означает, что флагманом соединения А, является корабль из второй эскадры.
Планы.
На случай начала боевых действий, ТВД на акватории Чёрного моря был распределён на зоны ответственности по следующему принципу: ЧФ России перекрывает вход в Чёрное море со стороны проливов и, при необходимости, крейсерскими действиями блокирует турецкое побережье. ЧФ Украины блокирует черноморские порты Румынии и Болгарии.
Символика.
Представляю сразу два варианта, поскольку для меня, как для НЕ украинца, они равноприемлемы (крайний столбец справа – флаги Советской России этой альтернативы).
По столбцам. Вверху слева – вариант государственного флага от ув. коллеги Сержа, вверху посередине – от ув. коллег Бороды и Бякина. Исходя из этих двух вариантов, получились два варианта прочих флагов ВМС (сверху вниз парами):
1. Государственный флаг альтернативной, независимой УССР и России.
2. Носовой флаг-гюйс;
3. Военно-морской флаг;
4. Флаги командиров соединений. Одна звезда – флаг командира эскадры, две – командира дивизии или командира оперативной группы, три – командующего флотом, четыре – наркома обороны.
Касательно возможности принятия в качестве военно-морского флага вариации Андреевского.
Да, в АИ Украина – Советская Социалистическая Республика. Но! Дикого большевизма с его беспощадной войной со всем подряд наследием имперского прошлого нет. Более того. Обретя статус независимого государства, чтоб привлечь на флот имперское офицерство, Андреевский флаг – самое разумное решение. И ещё. Религию-то, на Украине никто не отменял, а Андрей Первозванный, согласно легенде, принёс весть о Христе и его учение не куда-нибудь, а именно на берега Днепра…
р.с. Кстати, изображённый третьим сверху в правом столбце флаг – с советской символикой поверх Андреевского креста – РЕАЛЬНЫЙ.
С уважением, Ансар.