Перспективный противокорабельный ракетный комплекс AGM-180 «Jackal». США
В 2020-ых годах ВМФ США, доведенный до белого каления постоянной критикой основной противокорабельной ракеты AGM-84 "Harpoon" инициировал новую прогармму разработок военно-морских вооружений. В ходе нее предполагалось создать противокорабельный снаряд нового поколения, пригодный для использования с самолетов и надводных кораблей. Особым требованием задавалось размещение ракеты в ВПУ Mk-41 — отсутствие такой возможности было одним из главных недостатков "Гарпуна"
Ограниченные бюджетом, разработчики не стали изобретать велосипед. В основу ракеты была положена уже имеющаяся в наличии сверхзвуковая низковысотная летающая мишень GQM-163A "Coyote". Созданная с целью имитации летящих на малой высоте со сверхзвуковой скоростью ракет "Москит", мишень уже обладала рядом характеристик, необходимых для ракеты нового поколения, как то:
1) Сверхзвуковая скорость полета, достигающая 2,5 МаХа на уровне моря.
2) Режим полета "Sea-skimming", позволяющий ракете лететь на высоте 5 метров над волнами
Именно эта мишень и легла в основу разработок по проекту AGM-180, получившему вполне ожидаемое название "Jackal" (шакал). Ракета разрабатывалась в двух версиях — AGM-180 для запуска с самолетов, и RGM-180 для применения с надводных кораблей.
Основным объектом внимания стала версия для авиации. Воздушный запуск позволял существенно увеличить радиус поражения ракеты, и довести его до 220 километров по комбинированной траектории. Он также дал возможность существенно сократить размеры бустера, необходимого для достижения скорости работы ПВРД.
Ракета была оснащена боевой частью массой 200 кг, и усовершенствованным в сравнении с прежней мишенью радарным комплексом, включавшим 34-килограммовую головку самонаведения AN/DSQ-28. Управление ракетой на курсе осуществлялось инерциальной системой INS с дополнением GPS.
Использование в конструкции элементов ракеты HDRM — High-Dencity Reactive Materials — позволило повысить мощность боеголовки, в сравнении с аналогичной того же веса, примерно на 22%.
Для экономии длины ракеты — и без того уже достигавшей 6 метров — было решено отказаться о традиционного расположения ускорителя в хвосте, и расположить его в виде двух блоков в средней части корпуса. Реактивные струи были направлены в виде буквы V, не задевая сам корпус ракеты. Часть тяги при этом терялась, но зато ракета была гораздо более устойчива на стадии разгона и более стабильна в полете. После достижения сверхзвуковой скорости, достаточной для запуска ПВРД, ускорители сбрасывались и ракета продолжала самостоятельный полет.
Версия ракеты для надводных кораблей отличалась только использованием традиционно размещенного хвостового стартового бустера, заимствованного от снимаемых с вооружения ракет SM-2ER и позволявшего размещать ракету в ВПУ стандартного образца Mk-41.
В результате, была получена весившая порядка 800 кг ракета, имевшая эффективный радиус поражения около 220 км при сверхзвуковой скорости полета и небольшой высоте. Но это было только началом программы разработок.
Первым главным дополнением стала система DCTS (Data Coordination and Target Selection) Система управления ракеты была оснащена двусторонним каналом передачи данных с системой DCTS, располагавшейся на авианосце или береговой авиабазе. В процессе работы, система анализировала данные, поступающие с головок самонаведения всех ракет залпа, осуществляла селекцию ложных целей и давала ракетам целеуказание на настоящий корабль. Также система давала возможность применять ракеты вообще без запуска ГСН (по внешнему наведению) или с запуском ГСН лишь части ракет
По сути дела, система могла работать в трех режимах:
1) Селективный — работают ГСН всех ракет, система DCTS осществляет сбор информации и селекцию ложных целей на основании сопоставления данных.
2) "Бесшумный" — ГСН ракет отключены на большей части полета, положение цели известно из внешнего источника данных
3) "Приглушенный" — ГСН ракет включаются поочередно, не позволяя противнику наводиться на их излучение. Система сопоставляет данные, и наводит ракеты на цель.
Вторым значимым дополнением стала ракета-пенетратор AGM-180B
Ракета AGM-180B представляла собой вариацию обычной ракеты, в которой боевая часть была заменена диспенсером ложных целей, индикаторами радиолокационного облучения и системой постановки активных помех для радаров. При запуске, такая ракета осуществляла прикрытие средствами РЭБ боевых снарядов, отстреливая ложные цели и ставя помехи, сбивающие головки наведения неприятельских зенитных ракет.
Основными носителями ракет AGM-180 стали самолеты F-35. Ракеты закреплялись по 2 или 4 на подкрыльевых пилонах с помощью специальных съемных приспособлений, общая нагрузка составляла 3200 кг. Обычно в 4-ех ракетном залпе одна ракета была пенетратором, остальные 3 — боевыми. При использовании нагрузки в 2 ракеты, обычно несколько самолетов брали на борт AGM-180A, и несколько — AGM-180B.
Также ракета может быть применена с борта морских патрульных самолетов P-8 "Poseidon", оснащенных соовтетствующими подвесками. Экспортные версии ракет приспосабливаются для оперирования с F/A-18 "Супер Хорнит" или аналогичных машин.