Снегоходы Страны Советов

0

Снегоходы Страны Советов

Такие вот "аэросани" разрабатывались на Ленинградском заводе №5. Вооружена машина 23-мм автоматической пушкой в башне от Т-40. На испытаниях выяснилось, что "снегоход" медлителен и почти неуправляем, поэтому проект свернули.

 

аэролодка Ковалевского

Снегоходы Страны Советов

Сегодня у меня небольшой рассказик об уникальном, но забытом аппарате — аэролодке Ковалевского. Построенная на Севере в самый канун Великой Отечественной эта лодка решала все существовавшие транспортные задачи — ходила по воде, шуге и льду одинаково свободно.

Мощный авиамотор М22 и закрытый (отапливаемый) обтекаемый корпус позволяли ей передвигаться со скоростью до 70км/ч, а оригинальное управление с помощью двух подпружиненных рулей/лыж/коньков было куда точнее и эффективнее, чем традиционные для аэросаней воздушные рули. В общем, всем была конструкция хороша, но появилась невовремя. Всю войну она простояла на площадке хранения, а когда к вопросу решили вернуться — то продолжить работы не удалось.

Дело в том, что моторы М22 стали к тому моменту раритетом, и заменить их было не на что — ничего в нише примерно 500л.с. просто не выпускалось. Попробовали поставить автомобильный мотор, но с его мощностью вышла не шустрая машинка. Так тему и прикрыли.

мотонарты Куприянова

 

Снегоходы Страны Советов
Мотонарты Николая Куприянова, талантливого советского изобретателя, и сегодня удивляют оригинальными техническими решениями и находками. Вот, например, его аппарат, построенный еще в 1927 году(!), когда Жозеф-Арман Бомбардье еще не помышлял о снегоходах оригинальной конструкции, а экспериментировал с постановкой на всякие гусеницы-лыжи "Жестянки Лиззи", автомобиля марки Форд-Т. Так вот, снегоход Куприянова содержит все необходимые элементы современной машины, легок и прост в изготовлении и эксплуатации. А уж как интересно решена у него подвеска!!!

Снегоходы Страны Советов
"раздетые" мотонарты. Хорошо видна работа подвески

 

Не желая связываться со сложными трансмиссиями и системами натяжения гусениц — Куприянов сделал "ход конем": выходной вал КПП располагался точно на оси качания гусеничной тележки, а сам двигатель с коробкой — были в движитель вписаны. В результате гусеничная тележка крутилась совершенно свободно, обеспечивая надежный контакт с любыми неровностями. Легкая гусеница, собранная из двух тросов и фибровых пластинок обеспечивала вполне пристойное сцепление со снегом, а расположенный внутри движителя мотор — достаточно надежно прижимал ее к снегу. Впрочем, в 1928 году место фибры заняла сталь, что сразу и сильно увеличило ресурс гусеницы.

К сожалению, в серию машинку запускать не стали. Компоновка же ее и погубила — снегоход был одноместным, а изготовить двухместный вариант оказалось нереально. Маломощный боливар движок не вытягивал двоих, а вписать что-то более мощное в гусеницу было невозможно. Без радикальной переделки всей схемы было не обойтись…

 

Снегоход МС-1

 

Снегоходы Страны Советов

Принято считать, что отцом переднемоторных снегоходов современного типа явяляется Жозеф-Арман Бомбардье, построивший в 1959 году свой Ski-Doo SK-60, — однако, это неверно. Первый снегоход современного типа был построен на 17 лет раньше, в СССР. Зимой 1941/42 года в НАМИ был построен экспериментальный снегоход МС-1 (мотосани конструкции инженера Шишкина), который имел все признаки современной снегоходной машины. В движение его приводил двигатель М-72, перематывающий гусеницу движителя системы Неждановского.

Испытания прошли успешно, а единственным серьезным недостатком оказалось плохое сцепление гусеницы с твердым льдом, по снегу-то она гребла идеально. Однако, в воюющей стране не нашлось ни сил, ни ресурсов для развития столь многообещающей идеи, не до того было, — поэтому снегоходы к нам вернулись спустя только примерно 20-30 лет, и то, как клоны западных машин..

 

http://shushpanzer-ru.livejournal.com/877081.html#cutid1

http://strangernn.livejournal.com/335397.html

http://strangernn.livejournal.com/313071.html

http://strangernn.livejournal.com/106452.html

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account