11

В истории авиации найдется немало примеров, когда на этапе проектирования и испытаний фаворит заказчика, построенный на основе технических требований, опыта и отработанных конструкций, проигрывает темной лошадке, созданной на грани везения, технического риска и иногда не по тем требованиям, которые были заложены в ТЗ.

Дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37). СССР

В Германии это были He-112A и Bf-109B, в нашей же стране — дальние бомбардировщики ДБ-2 и ДБ-3. Если ДБ-3, ставшего впоследствии Ил-4, ждали тысячные серии, Война и слава, то о ДБ-2 помимо историков авиации мало кому известно.

В начале тридцатых годов командование ВВС Франции и Великобритании поставили перед своей авиационной промышленностью задачу создания бомбардировочного самолета промежуточного класса, который должен был выполнять роль «длинной руки», нанося точечные бомбовые удары по целям, находящимся на большом удалении от своих баз. В отличие от тяжелых бомбардировщиков, состоявших на вооружении в начале 30-х годов, подобные боевые машины должны были иметь значительно меньшую полетную массу, нести меньшую бомбовую нагрузку и иметь в несколько раз больший радиус действия.

ДБ-1, предтеча ДБ-2

ДБ-1, предтеча ДБ-2

Еще в начале проектирования АНТ-25 (РД) предусматривалось создание его военного варианта для ВВС в качестве дальнего бомбардировщика и дальнего разведчика. Согласно ТТТ ВВС дальний бомбардировщик должен был иметь с бомбовой нагрузкой 1000 кг радиус 2000 км при крейсерской скорости 200 км/ч. Приоритет отдавался дальности полета, затем шла бомбовая нагрузка и наконец скорость. К августу 1933 г. КБ подготовило проект и построило макет дальнего бомбардировщика, получившего внутреннее обозначение АНТ-36 и официальное – ДБ-1. Проект и макет были приняты заказчиком, и сразу же было решено запустить самолет ДБ-1 в серию на заводе №18, построив первую партию машин в количестве 24 самолетов. Общий выпуск намечался в 50 машин.

Дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37). СССР

Но в 1934 г. ВВС РККА начали менять свои взгляды на самолеты класса дальний бомбардировщик. Были составлены технические требования, в соответствии с которыми новый бомбардировщик должен был нести 1000 кг бомб на дальность не менее 3000 км и на расчетной высоте обладать максимальной скоростью полета не менее 350 км/ч.

На основании новых требований осенью 1934 г. КБ А. Н. Туполева было выдано задание на постройку дальнего бомбардировщика, получившего по КБ обозначение АНТ-37, официальное – ДБ-2. Срок передачи опытного самолета на испытания был намечен на лето 1935 г. Как и в случае с ДБ-1, новым проектом в КБ занималась бригада П. О. Сухого.

Дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37). СССР

За основу проекта самолета была взята аэродинамическая схема АНТ-25 с крылом большого удлинения (11,3) и с относительно небольшой удельной нагрузкой на его площадь. При постройке самолета решено было использовать отдельные части и агрегаты АНТ-36. АНТ-37, в отличие от АНТ-25, проектировался по схеме двухмоторного моноплана под два двигателя Гном-Рон «Мистраль-Мажор» К-14 с номинальной мощностью 800 л.с. (в отечественной постройке М-85). Нормальная бомбовая нагрузка при внутренней подвеске равнялась 1050 кг и могла быть увеличена до 2050 кг при использовании наружных бомбодержателей. Оборонительное вооружение должно было состоять из трех скорострельных пулеметов ШКАС. Расчетная дальность полета АНТ-37 составляла около 5000 км при скорости полета 250 км/ч.

Виды самолетов семейства АНТ-37

Виды самолетов семейства АНТ-37

В январе 1935 г. был утвержден макет, а 15 июня заканчивается постройка первого самолета. 16 июня самолет был вывезен на аэродром и начались заводские испытания, которые проводили летчик-испытатель К. К. Попов и ведущий инженер М. М. Егоров. 15 июля заводские испытания заканчиваются и опытный самолет передается на государственные испытания. 20 июля АНТ-37 потерпел катастрофу: Попов и Егоров спаслись, погиб бортэлектрик Титов. Причиной катастрофы стали вибрации хвостового оперения, в результате отвалилась хвостовая часть фюзеляжа по сидение второго летчика. Эта катастрофа послужила основанием для дальнейших исследо­ва­тель­ских работ по флаттеру и бафтингу.

Дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37). СССР

В июле-августе 1935 г. началась постройка второго экземпляра самолета – «дублера». В самолете-дублере ДБ-2 в отличие от первой машины выполнили силовые зализы крыла и усилили фюзеляж. 18 февраля 1936 г. «дублер» был построен и 25 февраля совершил первый полет. После окончания заводских испытаний, 20 августа 1936 г. «дублер» с бомбовой нагрузкой 1000 кг под управлением летчика М. Ю. Алексеева совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Омск – Москва, пролетев 4955 км за 23 ч 20 мин со средней скоростью 213 км/ч.

ДБ-2 (АНТ-37)

ДБ-2 (АНТ-37)

Учитывая огромное влияние Туполева в ГУАПе, можно было не сомневаться в скором запуске его детища в серийное производство, тем более что соответствующее решение было вскоре принято и завод №39 начал готовить оснастку для его производства. Уже в 1936 г. предприятие должно было выпустить головной серийный ДБ-2. Следом к программе должны были подключиться завод №18 в Воронеже (общий объем серии 30 машин), на котором при активной помощи КБ началась постройка двух головных экземпляров ДБ-2. Также к серийному производству планировалось подключить завод №126 в Комсомольске-на-Амуре. В дальнейшем, при возможном развертывании серии, АНТ-37 предполагалось строить в гражданском варианте.

АНТ-37 "Дублер". Государственные испытания, 1937г.

АНТ-37 «Дублер». Государственные испытания, 1937 г.

Второй опытный самолет ДБ-2бис впервые взлетел 25 февраля 1936 г. Испытания показали, что его скорость ниже требований технического задания, но дальность существенно превысила эти требования. 19 февраля 1937 г. «дублер» передали в НИИ ВВС на государственные испытания. В ходе испытательных полетов на сравнительно небольших скоростях 140-150 км/ч была обнаружена вибрация хвостового оперения, в результате командование ВВС сняло самолет с испытаний. Дальнейшие работы по самолету в варианте бомбардировщика были прекращены. Еще одним обстоятельством прекращения работ по ДБ-2 стали успехи самолета Ильюшина, который продолжал летать, демонстрируя существенный перевес в крейсерской скорости, скороподъемности и маневренности по сравнению с ДБ-2 и ставя последнего в разряд неперспективных.

Однако на заводе №18 оставался незаконченный экземпляр ДБ-2. Поскольку ДБ-2 обладал хорошей дальностью полета, то в соответствии с заданием Правительства была произведена переделка ДБ-2 под рекордный самолет с дальностью полета 7000–8000 км. Переделка производилась в Москве на заводе №156.

Рекордный самолет "Родина"

Рекордный самолет «Родина»

При переделке головного ДБ-2 в рекордный, получившего в КБ обозначение АНТ-37бис (ДБ-2Б) или «Родина», планер был оставлен почти без изменений, но установлены были более мощные двигатели М-86 в 950 л.с. у земли и 800 л.с. на высоте 4200 м, винты ВИШ – трехлопастные. С самолета было снято вооружение, увеличен объем баков и произведено переоборудование носовой части фюзеляжа применительно к рекордному полету. Все работы были произведены бригадой П. О. Сухого – фактического автора этого самолета. Строился и четвертый экземпляр – копия «Родины» с крылом-баком для полетов на дальность 12 000 км, но, к сожалению, он закончен не был.

Схемы АНТ-37бис "Родина"

Схемы АНТ-37бис «Родина»

Конструкция и оборудование самолета «Родина» были более совершенными, чем в предыдущих военных и рекордных самолетах. Крыло и оперение имели гладкую обшивку, баки были вставные. Лонжероны крыла – ферменные из металлических труб. Стабилизатор был расчален лентами к фюзеляжу и воздушному килю. Шасси — убираемое назад в мотогондолы. Управление подъемом и выпуском шасси – электрическое «кнопочное», что было для СССР впервые.

Самолет АНТ-37бис "Родина" перед взлетом

Самолет АНТ-37бис «Родина» перед взлетом

24-25 сентября 1938 года самолет «Родина» экипаж,состоявший из командира корабля В. С. Гризодубовой, второго летчика П. Д. Осипенко и штурмана М. М. Расковой, совершил дальний перелет, установив мировой рекорд беспосадочного полета для женщин. Стартовав из Москвы, самолет «Родина» пролетел 5947 км (по прямой 5908 км) за 26 ч 29 мин со средней скоростью 224 км/ч и совершил посадку с убранным шасси недалеко от Комсомольска на Амуре.

Первые летчицы - Герои Советского Союза: П.Осипенко, В.Гризодубова и М.Раскова

Первые летчицы — Герои Советского Союза: П. Осипенко, В. Гризодубова и М. Раскова

В дальнейшем самолет после ремонта эксплуатировался сначала в Аэрофлоте, а затем до 1943 г. в системе НКАП.

М.М.Раскова, П.О.Сухой, В.С.Гризодубова и П.Д.Осипенко у самолета "Родина"

М. М. Раскова, П. О. Сухой, В. С. Гризодубова и П .Д. Осипенко у самолета «Родина»

Модификация

АНТ-37 (ДБ-2)

АНТ-37бис «Родина»

Размах крыла, м

31,00

31,00

Длина, м

15,00

15,00

Высота, м

5,20

5,20

Площадь крыла, м2

85,00

85,00

Масса, кг

пустого самолета

5800

5855

нормальная взлетная

9456

12500

Силовая установка

тип двигателя

ПД М-85

ПД М-86

мощность, л.с.

2×800

2×950

общая мощность, л.с.

1600

1900

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

342

340

у земли

301

300

Практическая дальность, км

5000

7300

Практический потолок, м

7400

8000

Экипаж, чел.

3

3

Вооружение

стрелковое, мм

3×7,62 ШКАС

отсутствует

бомбовое, кг

1000

 


список источников:

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account