(Перевод с украинского языка на русский.)
Двадцать лет назад 24 августа 1991 года была принята Декларация о Независимости моей страны. С тех пор мы празднуем ее День Независимости. А в тот день, услышав эту новость по радио, я был… удивлен. Что, это и все?.. Тогда я еще не знал, что все самое сложное было у нас еще впереди. Но в тот момент я очень хотел, чтобы моя страна снова обрела Независимость, уже провозглашенную однажды зимой 1918-го года, однако, потерянную вследствие военной оккупации. (Об этом в следующих сабжах) Точно такие же настроения были тогда и у моих родителей, и у родственников, и у абсолютного большинства друзей. И это – в насквозь русифицированном Днепропетровске. На референдуме, последовавшем через полгода после объявления Декларации о Независимости, и я, и родители, и друзья проголосовали за Независимость нашей Родины.Что я приобрел от Независимости? Ну как же? Исчезли очереди. Да нет, не те, что стоят сейчас у кассы «Макдональдса» или любого супермаркета, а Очереди! То есть, когда два часа стоишь за помидорами чтобы получить драгоценные томаты (в одни руки – не больше двух ящиков, поэтому половина очереди – с детьми). Половина помидоров в ящиках давленные и подгнившие, но выбрасывать их нельзя – со скандалом отберут и выгонят из очереди.Начнешь скандалить – магазин закроют на переучет. Бурные разборки с остальными стоявшими, в основном соседями, будут тогда обеспечены на пару дней вперед. Однако и это не конец истории. Получив ящики, нужно было еще два часа простоять в очереди на кассу. И только заплатив деньги, добытые овощи можно было хоть сортировать на месте, хоть нести домой в полном давленом составе.
Вы пробовали объяснить современной молодежи такой способ покупки помидоров? По собственному опыту говорю – не верят. Не понимают они, почему бы не сходить в супермаркет или на любую оптовую базу? Не знаю, может в Москве, Питере и Киеве овощи было как-то иначе, а в Днепре другого способа продажи помидоров, яблок, слив и многих других позиций овощей и фруктов я по своему детству не припоминаю.
А ещё были отработки на колхозных полях. В порядке приучения к бесплатному коммунистическому труду. Начиная с десятилетнего возраста и первых институтских лет. Этого тоже нынешней молодежи не объяснить.
А еще был блат, который «выше совнаркома». Объясните-ка нынешним молодым людям, почему холодильник нужно было покупать «по блату», а не просто в техномаркете? А еще был «дефицит», «люди умеющие достать» и «которые умеют жить». А еще было тотальное воровство. С завода. Из института. Отовсюду. В период работы мастером на заводе, рабочие без обиняков мне заявляли: «при коммунистах было хорошо, все что хочешь с завода тянуть было можно».
А ее были октябрятские-пионерские-комсомольские-партийные-профсоюзные собрания, ходить на которые было обязательно. Там обсуждались и принимались решения, которые сообщало руководство, и так как руководство рекомендовало. Горькою была долюшка того, кто рисковал там заговорить о проблемах реальных. В лучшем случае – не слышали. В худшем – с правдолюбами, как говорили тогда, «разговаривали отдельно».
А еще было сплошное всеобъемлющее, ну просто повальное стукачество. Вот допустим, не хотите вы стоять в очереди за теми самыми помидорами и идете на базар. На 130 рублев инженерской получки, конечно, не разгонишься, но все же. Сходите вы раз-второй, и на вас обязательно напишут, что вы, такой-то, живете не по средствам. И так во всем. У вас комната пустует? Стуканут. Барышень к себе водите? Стуканут, что ведете аморальный образ жизни. Вы высказали недовольствоЖЕКом-районо-райкомом? Обязательно стуканут. Бдительность граждан не дремала, отдельные и сейчас по тем временам слезы льют. Ну, а если вы в свободное время не водку с друзьями пьянствуете, а допустим за вознаграждение радиоприемники ремонтируете, то тотальный стук вам был обеспечен до тех пор… пока среди ваших клиентов не окажется местных участкового, комсорга, парторга и еще пары полезных людей.
Кстати, зарпалат в той стране не было. Были получки. Уже позже, на заводе, мне рабочие на полном серьезе заявляли: «Ставку мне платят не за сделанную работу, а за то, что я на работу пришел!» О трудовой дисциплине на тогдашних производствах мне лучше всего рассказал другой факт. Однажды на 7 ноября я пригрозил своим подчиненным репрессиями, в случае если кого-то застану на рабочем месте пьяным. На это один из бригадиров мне задумчиво ответил: «Оборзели вы, инженера, без коммунистов. При советах ты бы после обеда ходил бы под ребят газетки подкладывал, чтобы не замерзли». Эй, интеллектуалы с ностальгией по совку, охота под пьяных слесарей газетки подкладывать? Ностальгируйте дальше!
А еще была уличная преступность. Я специально спрашивал в Днепре у детей многих моих знакомых, давно ли там была последняя драка район на район? Ну, хотя бы улица на улицу? Нет, говорят, нету. И тотального гоп-стопа уличного нету. Уличным гопникам не до того – они теперь сытые. А какие раньше были «амурские войны»!!! Закачаешься!
А еще была коррупция. Была-была! Нечего глаза прятать. При правильном подходе и соответствующих знакомствах уже тогда «косили от армии» и уголовные дела закрывали. Правда, не всегда за услуги платили деньгами – чаще блатом. Мол, ты мне сына от армии отмазываешь, а я тебе полгода мясо вожу без жира и костей по магазинной цене. Или там даю возможность купить холодильник или телевизор. У автослесарей, сапожников, сантехников и зубных техников вообще схвачено было практически все.
Господин Кургинян как-то сказал, что мобильные телефоны, мол, сейчас есть даже в Непале у крестьян, которые землю на волах пашут. Мол, сохранись Союз – были бы они сейчас и у советских людей. А я вот сильно в этом сомневаюсь. Я хорошо помню, как магнитофоны, видики и многое другое доблестная Советская армия возила из полудикого Афганистана. В афганском глиняном духане кожаная куртка была, а в советском универсаме – нет.
Да мало ли чего было? Чтобы перечислить все «чудеса» развитого совка, не то что статьи – романа не хватит. Был «красный город» Кривой Рог, – он действительно каждые полгода был идеально красный: лавочки, дома, троллейбусы, улицы.
Но главное – было какое-то просто ни с чем несравнимое лицемерие. Все знали, что на улице хозяйничает шпана, что телевизор – по знакомству, что за место в хорошем детском садике «надо дать». И все всех убеждали в том, что всего этого нет. Что Запад (магнитофоны и джинсы с которого покупались из под полы у спекулянтов) – загнивает. Что наши солдаты в Афгане не гибнут от пуль душманов, а «озеленяют пустыню». Что батько Махно был бандит и изувер, хотя родители друзей-коренных днепропетровцев шепотом рассказывали, что именно хлопцы батьки спасали села от продотрядов и голода. Комсомольцы рассказывали про «бандитов Петлюры», а в селе у деда родственники к этому добавляли, что «наши казаки» дрались з Вольную Украину, и в отличие от красных и белых, они ни разу не грабили селян. А еще в школе рассказывали про достижения колхозного строя, а у родственников в селе – про Голодомор.
Вообще в вопросе истории собственно Украины, при совке какой-то разрыв мозга происходил. «Тараса Бульбу» было можно. «Черную Раду» Кулиша – нельзя. Стихи Тычины, Бажана, Рыльского было можно, но только без некоторых, написанных в 1917-1920-х годах. Про российских царей (вроде бы эксплуататоров) снимали фильмы. Про украинских гетманов фильмов не снимали. Гетманов полагалось знать только двух: Мазепу-предателя и Хмельницкого-объединителя. Жизнь второго правда, после Переяславкой Рады как-то тоже была покрыта мраком. Зато я никогда не забуду глаза учителя истории, когда по статье из журнала «Украина» один из ребят написал реферат о гетмане Сагайдачном. С родителями парня «воспитательную работу» провели на первом же собрании – больше он таких рефератов не писал.
Есть, конечно, железобетонный довод – зато фильмы в совке были хорошие. Не спорю – среди огромного количества фильмов снятых в СССР, были естественно и очень хорошие ленты. Помидоров в продаже не было – а фильмы были. Я полностью согласен, имея помидоры и холодильник в супермаркете за углом (а не через очередь и не по блату) можно поплакаться о прекрасных советских фильмах. Еще один железобетонный довод – в те времена нас все боялись и уважали. Не знаю. Не видел. Зато я много слышал от сослуживцев, служивших в Венгрии и Германии, как жены наших офицеров штурмовали там в магазинах, их вещевые ряды. Как-то сложно мне представиться что венгры, немцы, а с ними англичане да американцы на фоне этих зрелищ испытывали к той стране страх и уважение. Скорое – презрение, смешанное с жалостью.
Всего этого сейчас нет. Лицемерия нет. Правда, мне могут возразить, что дабы избавиться от соковых реалий, не обязательно было разделять Союз. Мол, социалистических стран на просторах бывшей империи больше не водится, а значит Украина избавилась бы от «чудес социализма» хоть сама, хоть в составе Союза. А что Украина получила собственно от Независимости?
Для ответа на этот вопрос я начну с того чего она НЕ получила. А не получила она: войны, терактов с массовыми человеческими жертвами и диктаторской власти одной корпорации. Типа «Озеро». Последнее у нас правда сейчас ударно исправляют, однако вероятность того что власть рискнет пренебречь всенародными выборами достаточно мала. Власти в Украине для устойчивости не хватает главного – всенародного равнодушия. А пока рейтинг правящей власти и сидящей оппозиции разнятся в 3%, говорить об узурпации власти как минимум рано. Эта политическая команда уже пыталась этому народу навязать выбор силой. Закончилось все Майданом 2004-го.
Чего еще нет в современной Украине – это тотального животного страха перед представителями власти. В Украине невозможна ситуация, когда милиционер безнаказанно насилует мальчиков в переполненном вагоне метр. Случись такое в подземке Киева или Харькова – даже страшно представить, что сделали бы с таким ментом простые украинские пассажиры.
Я не хочу сказать, что жизнь в Украине, прямо таки рай на земле. Нет – проблем у нас хватает с головой. У нас зашкаливает коррупция. У нас к власти дорвалась команда уголовников, которая теперь зачищает «под себя» все политическое поле. У нас разнузданная олигархия. У нас паршиво работают законы. Все это есть. Но есть и то, что позволяет сдерживать беспредел власти, и не дает ей переступать определенной черты. В Украине несмотря ни на что, есть свобода слова. У нас есть свободная пресса. У нас есть реальная политическая конкуренция. Есть политическая оппозиция. И самое главное – в Украине есть свободные выборы.
Мне много чем не нравится нынешняя украинская власть. Но она избрана всенародно. А коли так – на свободных выборах всенародно она может и отстранена. Если конечно общество захочет этого. Когда общество чего-то хочет оно всегда этого добивается. События на Майдане-2004 и во время Акций протеста предпринимателей – явный тому пример.
Значит – еще поборемся. Свобода никому еще не давалась бесплатно – только в результате борьбы. В любом случае это наша свобода, в нашей стране. Вольное плавание в своей стране – дело вообще хлопотное и непростое. Но по-другому своего государства и своей свободы не добывал еще никто. Возможность бороться за свободу мы имеем не в последнюю очередь потому, что 20 лет назад мы сбежали из имперского лагерного барака. Победы и достижения еще будут. А пока мы просто празднуем двадцатилетние своей страны.
С днем рождения Страна! С днем рождения тебя, Украина!