Юлия Лиморенко. Друзья, возьмёмте Трою!
Содержание:
… или Лучше ужасный конец, чем Ахилл.
Ну что мы имеем? Без Ахилла, даже с геракловым луком и Неоптолемом Троя не поддаётся, орешек знанья твёрд, кувалда не помогла. Троянцы славят Париса (в кои веки раз) и намерены стоять до упора, а упор видится уже очень близким. Моральный дух ахейского войска падает…
И тут Одиссей, многоумный и явно очень заколебавшийся торчать под Троей, предлагает хитрость.
Первый в истории «троян»: инсталляция вируса вручную
Греки погрузились обратно на корабли и явно стали готовиться к отплытию. Но перед этим в священной роще Аполлона они срубили деревья (ничо себе, сказал Аполлон!) и построили из них здоровенного коня. Правда, Аполлону принесли извинительные жертвы… И на конском боку надпись написали: этого, мол, коня мы приносим в дар Афине Илионской. Размеры коня были конские гигантские: в ворота он бы просто так не пролез.
В брюхе коня, однако, был оставлен лаз, и в него забрались несколько штук ахейских героев. По разным версиям их было девять двенадцать, тринадцать, пятьдесят… В общем, горстка. Среди них были, конечно, Одиссей везде поспевший, Диомед, сам Менелай, Махаон и Неоптолем. На самом деле разные источники называют прямо все имена, но количество-то воинов разнится… В общем, цвет ахейского шляхетства погрузился в конское брюхо и там затих.
Заметим, что операция была довольно тяжёлая: надо же не просто сидеть в коне, надо тихо сидеть в коне при всём вооружении! И запас еды с собой большой не возьмёшь, и всякие потребности не справишь… Короче, это только для героев. Остальные же греки сели на корабли и уплыли… на остров Тенедос. Но со стен Трои это выглядело как то, что греки отчалили с концами.
Кроме коня на берегу был оставлен грек (одна штука), которого троянцы тут же храбро взяли в плен. Грек объяснил, что его бросили тут в наказание, а конь… а что конь? Ахейцы решили отступить, потому что слишком тяжелы потери, а коня приносят в дар богине, защищающей город. Троянцы сбегаются на берег позырить на коня и сделать селфи…
И тут на сцене Лаокоон.
Бойтесь данайцев
Кто же он такой? Все источники сходятся на том, что Лаокоон жрец, но чей? Чаще всего упоминается, что он был жрецом Аполлона. А жрецы Аполлона часто имеют дар предвидения. Вот Лаокоон и сказал знаменитое «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих». Чтобы показать, что конь непростой, он даже (по ряду версий) бросил в него копьё; внутри закономерно взгремело, но троянцы то ли не услышали, то ли не обратили внимания.
Иногда Лаокоона называют жрецом Посейдона; вряд ли это так, хотя в сцене на берегу с конём Лаокоон приносит жертвы Посейдону. Почему жрец одного бога жертвует другому? Фиг знает… Путаница тут.
Есть версия, что Лаокоон был всё-таки жрецом Аполлона, но бог на него прогневался. Жрец против воли бога вступил в брак (родились два сына), более того, они с женой развлекались прямо в храме. Тут бога, в общем, можно понять…
В общем, Лаокоон говорит прочувствованную речь о недопустимости инсталляции троянского коня, но тут из моря выползают две змеи и душат его детей. И после этого прячутся за щитом каменной Афины в её храме в Трое. Всё, змеек трогать нельзя, они священные. Лаокоон пытается спасти сыновей, но безуспешно… Есть версия, что змеи душат детей в храме собственно Аполлона, но чаще всё-таки сцену представляют на берегу.
Тут как-то своеобразно получается с Аполлоном: с одной стороны, он сторонник троянцев, с другой, видимо, хочет наказать их, в частности, за Лаокоона. И допускает инсталляцию коня.
Есть версия, что для втаскивания коня в город пришлось разобрать часть стены, потому что в ворота он не пролезал. Но это поздняя история, проще было не стену, а собственно ворота разобрать. Коня с песнями и танцами тащат к храму Афины, герои внутри сидят в ожидании… Драма!
Теперь пара слов о том, почему вообще конь.
Ахейцы у нас индоевропейцы, которые коня прямо очень уважали ещё со времён кочевого существования. Греки в культовых целях часто жертвовали коней, причём их могли как убить на алтаре, так и просто подарить богу, и они ходили живые-здоровые на священном поле. Упряжным коням, которые выигрывали колесничные гонки на Олимпийских играх, ставили памятники. Колесничных коней могли убить и положить в могилу воина, иногда вместе с колесницей (или её макетом).
Так что идея сделать изображение коня в качестве жертвенного дара для потомков колесничных кочевников очень естественна.
Фигня из коня
Троянцы, радостные, что война окончена, празднуют до глубокой ночи, упиваются винищем и засыпают, даже не выставив стражу. А с Тенедоса уже плывут в темноте ахейские корабли… Греки вылезают из коня и открывают ворота. Начинается резня.
Трою жгут, грабят, убивают жителей чуть ли не подряд. Даже члены царской семьи не могут укрыться у алтарей богов: Приама Неоптолем убивает у алтаря Зевса, Кассандру Аякс (Эант) отрывает от алтаря Афины… Андромаха, следуя своему имени, сражается с ахейцами, как воин, но её сына тоже убивают, а сама она попадает в плен.
Из знаменитых защитников Трои спасается только Эней: неся на плечах парализованного отца и ведя за руку сына, он скрывается из Трои вместе с несколькими спутниками. А вот его жена, потеряв силы среди пожара и убийств, умирает по дороге…
Вот пара картинок со знаменитой гидрии Клеофрада, где вся роспись посвящена Троянской войне:
Заметим, что душке Неоптолему было в тот момент не больше тринадцати лет… Зачал его Ахилл, когда прятался под юбкой царевны, а после этого сразу же уехал под Трою. Вот и считайте, сколько годиков самому страшному воину ахейцев.
Парис тоже не пережил падение Трои. И здесь пора вспомнить его жену-нимфу. Помните, она говорила, что если Париса ранят, то надо скорее бежать к ней, она вылечит его. Парис так и сделал! Когда его ранили при обороне Трои, он обратился к жене, но… движимая ревностью, она отказалась его лечить. Потом пожалела и уже было взялась, но… ужасная ревность! И снова решила вылечить… правда, было поздно, муж уже умер.
Сцена очень напоминает попытки (не) вылечить Диармида, умирающего от раны ядовитой щетинкой. Король Финн может подать ему воду, которая в руках короля становится целебной, но он ревнует Гронью (Грайне). Вроде бы и надо спасти дружинника, но… ужасная ревность! В конце концов Диармид тоже умирает.
Всё, Троя разгромлена, Елена возвращена Менелаю, цели достигнуты… и среди ахейцев начинается распря. Делят всё: славу, добычу… Тут уже и боги, которые в целом благоволили ахейцам, имеют основания прогневаться. Аякс злит и оскорбляет Афину (мы про это уже говорили), Зевс оскорблён убийством у алтаря, Посейдон тоже не рад.
Так что обратный путь героев из-под Трои оказывается очень непростым, а многие и вообще никуда не доплыли. Там ещё и Навплий постарался — помните такого? Только душка Неоптолем с приятелем Еленом и пленной Андромахой решили не лезть сразу на корабли, а по совету Афины выждать чуток. И поэтому не попали в ужасную бурю, которую послала Афина, чтобы утопить ахейский флот. Но это уже совсем другая история…
Вот такие пироги с конями опять. Не берите подарки у кого попало!
источник: https://author.today/post/495994