Юрий Пашолок. Альтернативный протопершинг с механической коробкой передач

3

Юрий Пашолок. Альтернативный протопершинг с механической коробкой передач

История Medium Tank T22, созданного как альтернатива среднему американскому танку T20

Американское танкостроение очень часто двигалось по линейному пути развития. Достаточно посмотреть, как развивалась линейка американских средних танков, начиная с Medium Tank T5. Очень хорошо видно, что бралось удачное шасси, а затем постепенно шло его развитие. Правда, с одним нюансом. Этому самому линейному развитию предшествовал мозговой штурм, в ходе которого опробывались самые разные технические решения. Только после этого на свет появлялась платформа, которая потом развивалась до полной выработки ресурсов для улучшений.

Первый пилотный образец Medium Tank T22, полигон Детройтского Арсенала, 26 мая 1943 года

Первый пилотный образец Medium Tank T22, полигон Детройтского Арсенала, 26 мая 1943 года

Весной 1942 года активизировалась работа по танку, который должен был стать сменщиком Medium Tank M4. Работы по танку, получившему обозначение Medium Tank T20, Комитет по Вооружениям утвердил 25 мая 1942 года. Шасси танка существенно отличалось от предшественника: благодаря более удачной компоновке, танк стал ниже, охранив схожие характеристики по длине шасси. Совершенно иначе решался вопрос моторно-трансмиссионной группы. С танком блокировалась планетарная КПП и гидротрансформатор, получался силовой блок, который вынимался целиком. Между тем, летом 1942 года появились идеи по поводу альтернативных вариантов танка. Первым из них стал Medium Tank T22, работы по которому Комитет по Вооружениям утвердил 3 сентября 1942 года.

Танк являлся запасным вариантом, на случай, если Medium Tank T20 не получится

Танк являлся запасным вариантом, на случай, если Medium Tank T20 не получится

В том, что от Medium Tank T20 стали отпочковываться разные варианты, ничего удивительного нет. Аналогичные процессы можно было наблюдать в американском танкостроении с 1941 года. И если в случае с Medium Tank M4 главной причиной появление новых вариантов были производственные особенности, то тот же Heavy Tank T1 почковался по иным соображениям. Автоматическая коробка передач GM Hydra-Matic в него планировалась, но по ряду причин не поставили. Между тем, еще летом 1940 года впервые был поднят вопрос о электромеханической трансмиссии. Ее поставили в Heavy Tank T1E1, на тестах июня 1942 года американские военные оказались очень ей довольны.

Всего было заказано два пилотных образца, также, как T20 и T23

Всего было заказано два пилотных образца, также, как T20 и T23

Первое почкование перспективного среднего танка произошло 26 августа 1942 года. В этот день Комитет по вооружениям рекомендовал разработку и постройку Medium Tank T20 (базовый вариант), T20E1 (75-мм пушка M3 и механизм заряжания) и T20E2 (76-мм пушка M7). Спустя чуть более недели появился T22 (индекс T21 пропустили, поскольку под них должен был скрываться Light Tank T21). Его появление оказалось напрямую связано с проблемами, которые вылезли на Light Tank T7E2. Этот танк хоть и не стал серийным, но ряд идей обкатывали на нем, включая гидротрансформаторы Warner и Spicer. Сдали T7E2 в мае 1942 года, во время испытаний начали вылезать болячки. Поэтому наверху решили подстраховаться и пойти по пути Heavy Tank T1E2, то есть сделать запасной вариант танка, с «механикой». Обсуждение данного варианта шло в ходе совещаний, проходивших 12-18 августа того же года.

Первый пилотный образец пробыл в таком виде недолго

Первый пилотный образец пробыл в таком виде недолго

В случае с Medium Tank T22 объём стандартных компонентов был выше, чем в случае с T20. Вместо системы с гидротрансформатором решили использовать уже имеющиеся компоненты. А именно 5-скоростную синхронизированную коробку передач, которая использовалась на Meidum Tank M4. Благо, уже имелся танк, который получал очень похожий мотор Ford GAA. Речь идет о Medium Tank M4A3, первые серийные образцы которого в августе 1942 года сдал завод Ford. Такая связка выглядела не так перспективно, как силовой блок T20, зато в серию она могла пойти куда быстрее. При этом T22 оставался единственной альтернативой недолго. В середине сентября 1942 года Комитет по Вооружениям инициировал разработку Medium Tank T23, с электромеханической трансмиссией. Одним словом, ситуация развивалась как с Heavy Tank T1. Имелся желаемый вариант (T20), вариант попроще (T22) и перспективный (T23).

Силовой блок максимально унифицировали с Medium Tank M4A3

Силовой блок максимально унифицировали с Medium Tank M4A3

Как и в случае с T23, работы по Medium Tank T22 передали на Детройтский Танковый Арсенал. При этом явно ощущалось, что больший приоритет за T23. Несмотря на то, что работы по T22 начались в октябре 1942 года, шли они крайне неспешно. Настолько неспешно, что первым сдали Medium Tank T23. Кроме того, наличие «сериала» T22, T22E1 и T22E2 нисколько не означало, что танки будут разными. Это уже потом на свет появился T22E1 (о нем рассказывается отдельно), а по факту танки строились одинаковыми. Не говоря уже о том, что T22E3, с торсионной подвеской, даже не стали утверждать в работу. Более чем наглядная демонстрация отношений к программе Medium Tank T22.

Он вполне поместился в танк, но боевая масса оказалась выше Medium Tank T20

Он вполне поместился в танк, но боевая масса оказалась выше Medium Tank T20

Поскольку изготовлялся Medium Tank T22 другим заводом, нежели T20, эта машина несколько отличалась от собрата. Для начала, танк получил совершенно иную конструкцию крыльев, аналогичную той, что использовалась на втором пилотном образце Medium Tank T23. Переход на механическую трансмиссию привел к тому, что надмоторная плита и кормовая часть корпуса несколько отличалась и от T20, и от T23. Также оба пилотных T22 получили крепления запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса.

Позже T22 переделали в T22E1

Позже T22 переделали в T22E1

Оба опытных образца Medium Tank T22 были сданы в конце мая 1943 года, поэтому, в некоторых документах, они проходят как сданные в июне. Изначально танки с регистрационными номерами U.S.A. 30104304 и U.S.A. 30104305 были идентичны. Они получили ровно такие же башни D69946 с орудийными установками T79, что и T20, а также второй пилотный образец T23. К тому моменту данная башня ставилась уже, можно сказать, для галочки. Дело в том, что она получилась неуравновешенной и тесноватой. Основная работа по новым башням развернулась на шасси T23, остальные танки больше интересовали с точки зрения ходовых испытаний.

Второй образец T22 на Абердинском полигоне

Второй образец T22 на Абердинском полигоне

К моменту выхода обоих опытных образцов танка на испытания правота Департамента Вооружений насчет почкования T20 стала очевидной. Пилотный образец T20 уже вышел на испытания, но ездил он в Милфорде на полигоне General Motors. И тут проблемы с гидротрансфоратором вылезли в полный рост. Машина даже не прошла 500 километров. На этом фоне T22 смотрелся как вполне обоснованное запасное решение. Танк получился тяжелее (боевая масса составила 31434 кг (для сравнения, T20 имел массу 29827 кг), но при этом получал более надежную трансмиссию. Так что в случае, если бы T23 не получился, возникал альтернативный вариант.

Предназначался он для испытаний на полигоне, но они довольно быстро не задались

Предназначался он для испытаний на полигоне, но они довольно быстро не задались

Впрочем, это теория. На практике ситуация развивалась несколько иначе. По планам, первый пилотный образец танка направлялся на 1000-мильные испытания, проводились они на полигоне Танкового Арсенала в Ютике, штат Мичиган (на севере от Детройта). По факту танк прошел около 1440 километров, после чего мотор вышел из строя. Кроме того, максимальная скорость танка составила всего 40 км/ч, что, мягко говоря, не соответствовало амбициям Департамента Вооружений. Особенно на фоне T23, который разгонялся до 56 км/ч. Таким образом, летом 1943 года «электротанк» становился безальтернативным.

T22 по надежности оказался не сильно лучше T20, а по подвижности ему уступал

T22 по надежности оказался не сильно лучше T20, а по подвижности ему уступал

После ремонта первый пилотный образец T22 отправили на завод United Shoe Machinery Corporation, где его переделали в T22E1. При этом шасси танка было скорее орудийной платформой. Что же касается второго пилотного образца танка, то ее планировали отправить на Абердинский полигон еще к 25 июня 1943 года. По факту T22 там оказался в июле. Ходовые испытания и вовсе начались в начале августа 1943 года, причем они почти сразу не задались. Проблемы с мотором, присущие T20, оказались такими же и на T22. Пришлось неоднократно отправлять танк в мастерскую, где его ремонтировали.

Позже оба образца T20 сдали в металлолом

Позже оба образца T20 сдали в металлолом

Итогом стало то, что за период с августа по декабрь 1943 года танк прошел всего 678 километров. Силовой блок с механической КПП подвергся критике, поскольку его обслуживание занимало много времени. Таким образом, вариант с «механикой» получился как минимум не лучше аналогов. С другой стороны, и к T23 стали возникать вопросы. На фоне того, что постепенно гидротрансформаторы удалось «победить», концепция трансмиссии по типу T20 стала оптимальной. Ее опробовали на Medium Tank T25E1 и T26E1, а далее появился серийный Heavy Tank T26E3. В любом случае, постройка Medium Tank T22 была оправданной. По крайней мере, это позволило определить, будет «механика» лучше, или нет.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996

источник: https://dzen.ru/a/Zm_-vXwSxjPBBZ6_

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account