Проект перспективного палубного истребителя TEDBF (Индия. 2020 год)
Статья из Алекса Райгородецкого.
Проект TEDBF (Twin Engine Deck Based Fighter) представляет собой двухмоторный палубный многоцелевой истребитель с дельтавидным крылом и ПГО (схема «утка»), который в настоящее время разрабатывается для ВМС Индии. Самолёт спроектирован Агентством авиационного развития (ADA) и будет производиться Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Он предназначен для выполнения множества задач : завоевание превосходства в воздухе, изоляция ТВД, противокорабельные операции и радиоэлектронная борьба. Ожидается, что TEDBF заменит МиГ-29К на вооружении ВМС Индии на борту INS Vikramaditya и будущего INS Vikrant.
Программа была официально объявлена в 2020 году в ответ на неудовлетворенность ВМС Индии эксплуатацией одномоторного палубного варианта истребителя «Tejas» и возможное сворачивание военно-морской программы LCA. Модель самолета была представлена на выставке Aero India 2021. Первый полет ожидается в 2026 году, а ввод в эксплуатацию — к 2032 году. Два двигателя обеспечат более лучшие взлетные характеристики с авианосцев ВМС Индии, а также повышенную манёвренность, увеличенную дальность полёта, повышенную боевую нагрузку, а также преимущество в выживании при повреждении одного из двигателей в бою. Как специализированный палубный истребитель, он будет иметь складывающиеся крылья для хранения в ангаре авианосца. Самолёт будет оснащаться вооружением преимущественно национального производства.
В апреле 2020 года DRDO-ADA объявили, что они работают над новым палубным истребителем в соответствии с требованиями MRCBF ВМС Индии, выпущенными в 2016 году для замены существующего парка палубных истребителей МиГ-29K . При разработке был использован опыт, полученный в программе Naval-LCA. Правительство Индии одобрило проект летом 2020 года. Общие затраты на проектирование и разработку летающих прототипов по первым расчётам должны составить около 1750000000$.
Самолет будет иметь ПГО создающее дополнительную подъёмную силу, будет оснащен двумя двигателями General Electric F414, радаром с фазированной антенной решёткой и сможет нести максимальную боевую нагрузку около 8 тонн на тринадцати узлах внешней подвески (включая два на законцовках крыла для ракет «воздух-воздух» малой дальности).
Предлагаемый вариант данного самолета для ВВС называется Omni-Role Combat Aircraft (ORCA) и находится в стадии изучения. В период с 2030 по 2050 год индийским ВВС потребуется более 750 самолетов. ORCA разрабатывается в дополнение к программе HAL AMCA. Машина будет весить примерно на тонну-полторы меньше, чем палубный вариант за счёт облегчённой конструкции шасси.
Расчётная стоимость палубного самолёта – 72,5 млн. $, сухопутного варианта – 66 млн. $.
Расчётные ТТХ :
- экипаж – 1 человек,
- длина – 16,3 м,
- размах крыла – 11,3 м,
- максимальный взлётный вес – 26000 кг,
- силовая установка – два ДТРД General Electric F414 тягой по 5965 (10000) кгс,
- максимальная скорость – 1,6М (около 2000 км/ч),
- потолок – 18000 м,
- боевой радиус действия без ПТБ и без дозаправки в воздухе – 800 км,
- вооружение : 1 пушка 30-мм, управляемые и неуправляемые ракеты и бомбы различного назначения общим весом до 8000 кг.
Источники : https://en.wikipedia.org/ , https://www.navalnews.com/ , https://www.globalsecurity.org/ и другие.