Работа над ошибками. Броненосные крейсера типа «Принцесса де Астуриас». Испания

18

Когда пришедшее к власти в Испании правительство либералов перекраивало морскую программу адмирала Антекера, то результатом виделась эскадра из шести однотипных броненосных крейсеров, crucero acorazado, способных защитить владения испанской короны хоть у берегов Кубы, хоть в Филиппинском архипелаге.

Первые три крейсера в 1889 году заложили на построенной англичанами современной верфи в Бильбао. Они известны как крейсера типа «Инфанта Мария Тереза». Следующие три стальных крейсера проекта , утвержденных королевским указом от 17 сентября 1888 года, должны были быть построены на старых испанских государственных арсеналах в Эль Ферроле, Кадисе и Картахене. Закладка их состоялась одновременно, в следующем году после бискайских. Но скорость строительства на старых арсеналах была на порядок ниже чем на верфи, организованной британцами.

К войне с США 1898 года они не успели. Быстрый прогресс морских вооружений и выявленные в сражении при Сантьяго 3 июля 1898 года недостатки, повлекшие гибель всей испанской эскадры, включая и три броненосных крейсера, заставили пересмотреть проект и внести кардинальные изменения в строящиеся крейсера. Испанский морской инженер Х. Кастельоте предложил модернизировать их для приведения к современному уровню, что привело к выделению этих трех крейсеров в отдельный тип.

В итоге строительство затянулось на долгие 15 лет. В строй крейсера вошли лишь в 1902-1904 годах. Изменения коснулись в основном бронирования и вооружения. Корабли получили новую гарвеевскую броню и новые пушки испанской и французской разработки. Гарвеевская броня была прочнее компаундовской первой серии, а артиллерия, хоть и потеряла в калибре и количестве стволов, но получилась более удобно расположенной и защищенной. Четыре 140 мм в отдельных спонсонах на один борт оказались лучше пяти в открытой тесной батарее.

Однако и здесь испанцы чудовищно опоздали, крейсера, несмотря на исправленные ошибки первенцев, были построены уже устаревшими.

Крейсера, также как и в первой серии, получили имена в честь одного из представителей правящего дома, принцессы Астурийской, одного из испанских исторических деятелей, кардинала инквизиции Сиснероса, и одной из провинций Испании, Каталонии. «Принцесса де Астуриас» (Princesa de Asturias ), «Кардинал Сиснерос» ( Cardenal Cisneros ), «Каталунья» ( Cataluña ).

Мария де лас Мерседес де Бурбон и Габсбург-Лотарингская, принцесса Астурийская (Мария де лас Мерседес де Бурбон и Габсбург-Лорена) ( 11 сентября 1880 — 17 октября 1904), Старшая дочь короля Испании Альфонсо XII и его второй жены Марии Кристины Австрийской . На протяжении всей жизни являлась наследницей испанского трона при брате Альфонсо XIII. В период с 25 ноября 1885 и до 17 мая 1886 года Мерседес номинально была правительницей Испании. 17 мая 1886 года её мать родила сына, который стал королём Альфонсо XIII . Если бы мать родила третью дочь, то Мерседес стала бы царствующей королевой Испании. После рождения брата она снова стала наследницей престола вплоть до собственной смерти в 1904 году

Кардинал Франси́ско Химéнес де Сиснéрос ( Francisco Jiménez de Cisneros ; 1436  — 8 ноября 1517 ) — глава испанской церкви , великий инквизитор , доверенный советник Фердинанда Католика .

«Принцесса де Астуриас» («Princesa de Asturias») Арсенал La Carraca , Сан-Фернандо, Кадис —заказан 23 сентября 1889 г. Заложен в 1890, спущен на воду 17 октября 1896 после неудачной попытки спуска на воду 9 октября, вступил в строй в 1902 году по др. данным 10 июня 1903 года). Списан в декабре 1927

«Кардинал Сиснерос» («Cardenal Cisneros»)  Арсенал дель Феррол— Заложен 1 сентября 1890, спущен на воду 19 марта 1897, вступил в строй в 1902 году( по др. данным 30 марта 1903 года или в 1904 году). Потерпел крушение 28.10.1905

«Каталунья» «Cataluña» Арсенал дель Картахена— Заложен в 1890, спущен на воду 24 сентября 1900, вступил в строй в 1903 году (по др. данным в 1904 году). Списан в 1929

Водоизмещение нормальное 6888 тонн, полное 7523–7549 тонн.(6888—7400 т). Длина 106,0/110,97 м. Ширина 18,59/19,6 м. Осадка 6,61 м среднее , 7,60 м максимальная.

Бронирование- Гарвеевская броня -Пояс — 300-150 мм, палуба — 57 мм, барбеты — 200 мм, башни — 100 мм, рубка — 200 мм , траверсы 250 мм, казематы 40 мм

Двигатели 2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических паровых котлов, 10 500 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 18 узлов (в форсированном режиме с 14800 л.с. 20 узлов). Запас угля 935/ 1180 т. Дальность 6500 миль на 10 узлах. Экипаж 542 человека или 480 моряков и 59 морпехов

Вооружение -2 × 1 — 240-мм/40 Guillén M1896 , 8 × 1 — 140-мм/35 Schneider-Canet , 8 — 57-мм/42 Nordenfelt, 10 — 37-мм/27 Nordenfelt-Maxim. 2 десантных орудия. Минно-торпедное вооружение -5 однотрубных торпедных аппаратов 450 мм, один носовой и 4 бортовых.

Крейсера в целом сохраняли компоновку предшествующего типа «Инфанта Мария Тереза». Силовая установка из двух трехцилиндровых горизонтальных паровых машин тройного расширения на форсировании давала 14 800 л.с. мощности и обеспечивала 20 узловую скорость.

Бронирование, как и у предшественников, состояло из короткого броневого пояса высотой 1,65 метров, длиной 84 метра, толщиной 300 мм на миделе и 150 мм в оконечностях. Рубки и барбеты были прикрыты 200 мм стальными плитами, башни 100 мм, а палуба имела толщину стальных листов 57 мм. У казематов толщина брони-30-40 мм.

Основное отличие, кроме гарвеевской брони, было в вооружении. Крейсера получили для двух башен пару 240 мм/40 орудий Guillén обр. 1896 года, спроектированные испанским морским артиллеристом Гильеном и изготовленных на французском заводе «Шнейдер». Установки 20700 кг могли стрелять 199 кг снарядами с начальной скоростью 647 м/с.

Средняя артиллерия была представлена восемью скорострельными 140 мм /35 пушками Schneider-Canet в бортовых спонсонах.

Для противоминной защиты предназначались восемь 57 мм 6 фунтовок Норденфельта и десять 37 мм скорострелок Максима. Для десанта-две 75 мм пушки «Виккерс».

Торпедное вооружение, доставившее столько проблем в битве при Сантьяго, сократили до пяти торпедных труб. одна носовая и четыре бортовых. По другим данным, труб было три-две носовых и одна кормовая.

Вторая серия испанских броненосных крейсеров, «Принцесса де Астуриас», «Каталунья» и «Кардинал де Сиснерос», вошла в строй лишь в 1902-1904 годах, когда дальних колоний, достойных защиты, у Испании уже не осталось, а сами корабли сильно устарели.

Крейсер Cardenal Cisneros:

Крейсер «Каталунья»:

Из броненосных крейсеров испанского флота второй серии войти в историю удалось лишь одному, и то по весьма скорбному поводу. Испанский флот регулярно платил огромную дань Посейдону своими боевыми кораблями. Можно подумать, что морской царь обложил испанский флот 20-30 процентным налогом за какую-то страшную провинность. «Рейна Рехенте», «Санчес-Баркастеги», «Кристобаль Колон»… И вот, 28 октября 1905 года «Кардинал де Сиснерос».

Новенький броненосный крейсер во время обычного учебного похода (для проверки работы котлов) вдоль побережья Галисии, по вдоль и поперек изученным за последние три тысячелетия активного трафика морским путям, в заливе Муро (Мейксидос) в тихую спокойную погоду умудрился найти свой риф, до этого неизвестный мореплавателям.

Видимо осадка крейсера превысила нормы, которые соблюдали его предшественники. В итоге «Кардинал де Сиснерос» на полном ходу «прошел» через скалу, пропоров себе днище на полсотни метров. При таком повреждении борьба за живучесть была признана бессмысленной и экипаж начал спасать себя.

Благодаря спокойной погоде и наличию рыболовецких судов поблизости, спаслись все 550 человек, находившихся на борту, включая кочегаров и машинистов из пострадавших при аварии отсеков. Корабль затонул через 40 минут после столкновения со скалой.

«Кардинал де Сиснерос» в это время, кстати, исполнял обязанности флагмана испанского флота.

Командир крейсера капитан Мануэль Диас Иглесиас пошел под трибунал, причем ему вменяли не гибель корабля, а то, что покидая тонущий крейсер, он не забрал вахтенный журнал. Его приговорили по статье 198 кодекса ВМФ за халатность к отстранению от службы на один год.

Благодаря отсутствию журнала место столкновения определить точно невозможно, т.к. по инерции крейсер прошел потом еще 2,5 мили.

Оставшиеся два систершипа, «Принцесса де Астуриас» и «Каталунья» несли службу до конца 20-х годов, им довелось участвовать в Рифской войне, обстреливая позиции повстанцев на побережье.

Источник — https://dzen.ru/a/Xfm2KrR3vwCv0Qqk

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account