Альтфлот: Наследники «Светлан» — «Родители» и потомки (часть I).

25

В свое время я уже выкладывал эту статью, но по ряду причин решил увеличить материал, добавить иллюстраций. В итоге это выросло в сразу две части, правда первая будет во многом повторение уже опубликованного, но добавил про русский флот на Средиземном море.

К середине 20-х годов крейсерские силы Российского флота представляли собой крайне плачевное зрелище. Флот, который оперировал на 4 морских театрах, имел в своем составе только 7 турбинных крейсеров. Сами старыми из них были потомками проекта крейсеров типа «Жемчуг» — «Топаз» и «Сапфир», оба служили в составе Сил флота на Дальнем Востоке и были построены немецкой верфью «Вулкан» еще в 1908 и 1909 годах соответственно. Вместе с ними служил и еще один «немец» который так же не мудурствуя лукаво так же назвали в честь камня – «Малахитом». Данный крейсер который в составе германского флота «Kolberg», в 1920 году был передан Франции, а двумя годами позже он был «безвозмездно» отдан России, правда эта «безвозмездность» была скреплена передачей Франции кораблей «не примеримых» (это некий эквивалент «русской эскадры» в Бизерте), соглашением о пролонгации союзного договора с новым российским государством, а так же частичным признанием долгов царского правительства.

Самыми новыми отечественными были балтийские «Светлана» и «Адмирал Бутаков», а так же столько же их черноморских «родственников» «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». За исключением головной «Светланы», которая успела поучаствовать в первой мировой, остальные были достроены в 1922–25 гг. Если «Нахимов» был достроен по первоначальному проекту, то на двух последних установили дальномер на фок-мачте, которую усилили дополнительными распорками, так же была укорочена грот-мачта, такие же мачты «Светлана» и «Адмирал Нахимов» получили в 1927 г.

Для прошлой войны они были более чем современными, но было ясно, что за десятилетие они начали устаревать – главным образом из-за устаревшего расположения части артиллерии в казематах. Поэтому два крейсера «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» которые были спущены на воду еще во время войны и болтались у достроечной стенки Путиловского завода решили строить по измененному проекту. На них установили  две двух орудийные башни, но без орудийных казематов в носовой части, это позволило спрямить борта и улучшить мореходность. Орудий ГК стало 12 вместо 15, но бортовой залп не изменился. Все крейсера и «обычные» в процессе модернизации и построенные по улучшенному проекту получили корабельные самолеты КР-2, но без катапульт. Крейсера которые в документах получили обозначение «типа «Улучшенная Светлана» вступили в строй в 1927 г. С «Адмиралом Истоминым» и «Адмиралом Корниловым» которые находились на   стапелях Руссуда решили не возиться и разобрали.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера типа «Светлана», «Адмирал Нахимов» и типа «улучшенная Светлана» на 1928 г.

Впрочем, балтийские и николаевские кораблестроители и не строили иллюзий насчет высокой боевой эффективности крейсеров этого типа, даже в модернизированном варианте. Поэтому решили строить новые крейсера, главным образом для усиления сил на Тихом океане. Корабли получили номер проекта 4 и обозначение по первому кораблю серии – легкие крейсера типа «Адмирал Завойко».

Для ускорения проектирования и просто снижения стоимости (стране нужен был флот, но экономика еще не восстановилась) использовали многие конструктивные решения опробованных на старых Светланах, но корпус новых крейсеров отличал гладкий надводный борт. У носовой оконечности высота корпуса была сохранена прежней, так что там образовался полубак. Бортам полубака придали развал в верхней части, а форштевень приобрёл «клиперский» изгиб – для улучшения мореходности. Кроме того, увеличили ширину до 15,8 м, корпус разделили на отсеки с помощью водо- и нефтенепроницаемых продольных и поперечных переборок. Также, для обеспечения непотопляемости корабля, было предусмотрено устройство второго дна на протяжении всего корпуса и третьего дна на отдельных его участках (в основном в районе котельных и машинных отделений), а также размещение энергетической установки в шести котельных и четырёх турбинных водонепроницаемых отсеках. Система управления огнём на массивных мачтах осталась та же. Крейсер оснастили 10 котлами Ярроу нефтяного отопления и 4 турбинами Парсонса,  крейсера могли пройти 3700 миль на 18 уз. Запас топлива — 1000 тонн, полный — 1400 тонн, наибольший возможный — 1800 тонн.

Отдельным вопросом стояла артиллерия главного калибра: при проектировании решили вернуться к 6-дюймовкам, но последним орудием этого типа была 152/50-мм пушка, которую спроектировали для амурских мониторов, которая для начала 30-х годов она уже устарела. Тогда Обуховский завод предложил свой вариант орудия на базе 152/50-мм пушки, длину ствола которой увеличили до 60 калибров, для увеличенного заряда усилили внутреннюю трубу орудия. Орудие оснастили горизонтально-клиновым затвором (его спроектировали с участием французских инженеров) и досылателем, приводимым в действие энергией выстрела, но последний оказался ненадежным (особенно при стрельбе обычным зарядом) и его заменили пружинным досылателем французского типа. Для увеличения скорострельности применили поворотный механизм заряжания, заряжание было раздельно-гильзовым и теоретически рассчитывали добиться 9 выстрелов в минуту (реально в боевых условиях скорострельность не превышала 6 выстрелов на ствол). Дальность стрельбы усиленным боевым зарядом составляла 30 км.

Орудия разместили в трехорудийной башне, которую разрабатывали совместно с теми же французами. В целом башни русских крейсеров соответствовали башням типа «Марин-Омкур» образца 1930 года, каждое орудие устанавливалось в индивидуальной люльке, но отказались от дистанционного наведения с помощью электрических приводов, а угол вертикального наведения довели до 52°. Толщина брони башен составила 70 мм, диаметр барбета 5000 мм, масса вращающейся части 195 т.

В качестве зенитной артиллерии установили 4 двуствольных 100-мм универсальных установки «Минизини» итальянского производства, а на «Эссене» лицензионную копию. Малокалиберной артиллерии первый год на кораблях не было, 37-мм автоматы образца 1928 г. оказались крайне ненадежными, поэтому ограничились обычными «Максимами», но в 1934 г. добавили шесть 45/46-мм полуавтоматов.

Торпедное вооружение составляли 2 трехтрубных аппарата кал. 450 мм в вырезах по бортам. Рассчитывали, что при первом же плановом ремонте их заменят на более мощные 533-мм торпеды которые к тому времени доведут до ума, но до этого так и не дошло. Кроме того предусматривался прием 100 мин заграждения. Особенностью корабля было то, что на нем изначально предусматривалась установка пневматической катапульты (проекта немецкой фирмы Хейнкель) и гидросамолета КОР-3.

Изначально планировали построить сразу 7 кораблей этого типа, но к началу 30-х они уже не соответствовали требованиям времени, к тому же в стране наконец-то началась программа постройки тяжелых крейсеров; потянуть обе наша судостроительная промышленность пока не могла, поэтому ограничились 5 кораблями. Заложенные в 1928-1930 г.г крейсера по очереди вошли в строй в период 1932-1933 г.г. Головные «Адмирал Завойко» и «Адмирал Невельской» уже в 1933 убыли на Тихий океан, «Адмирал Войнович» и «Адмирал Мордвинов» служили на Черном море иногда входя в состав соединений в Средиземном, «Адмирал Эссен» изначально планировали оставить на Балтике, но начиная с 1935 он стал флагманом Северного флота.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера типа «Адмирал Завойко» по состоянию на 1935 г. с установленной малокалиберной артиллерией.

В период с 1937 по 1939 гг. все крейсера прошли плановый ремонт, а заодно небольшое перевооружение между первой и второй дымовой трубами установили площадки с еще двумя «сорокопятками», а старые максимы заменили на 12,7-мм пулеметы ДШК (не вижу смысла менять обозначения), при том еще пару установили на площадке на средней трубе. Кроме того немецкие катапульты К-3, заменили на отечественные 24-метровые К-12, а КОР-2 на модернизированные КОР-2бис. Радиолокационное оборудование установить не успели, поскольку все комплексы шли на более новые корабли. Именно в таком виде крейсера и встретили войну, единственное отличие в серии было то, что черноморские «Адмирал Войнович» и «Адмирал Мордвинов» успели получить новейшие на тот момент гидросамолеты Бе-4.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера типа «Адмирал Завойко» по состоянию на середину 1941 г.

«Адмирал Войнович» и «Адмирал Мордвинов» на начало войны входили в состав оперативной Средиземноморской эскадры с базированием на ВМБ «Росе» в Которском заливе. Против базы начиная с 23 июня активно действовал итальянский флот и авиация, а вскоре к ним присоединились немецкие самолеты из состава 4-го воздушного флота. Какое то время корабли оставались в заливе осуществляя ПВО, но 29 июня «Мордвинов» получил повреждения от близкого разрыва бомбы (она попала в пирс, к которому он был пришвартован и взрывной волной разбило шлюпку и изрешетила осколками переднюю дымовую трубу), в итоге было решение уходить на соединение с Британским Средиземноморским флотом, что и было сделано вечером 1 июля. Поврежденный «Мордвинов» возглавлял отряд, который состоял из кораблей охранения (югославский эсминец «Белград» и  миноносцы Т-1 и Т-3, СК «Шторм», БТЩ Т-401 «Трал», 2 охотника за ПЛ) и двух быстроходных госпитальных судов/транспортов который должны были эвакуировать гражданский персонал базы и часть югославских беженцев. Рассчитывали что вышедшие ранее линкор «Севастополь», крейсер «Адмирал Войнович» и эсминцы включая югославский «Дубрновник» и отвлекут противника и корабли смогут выйти на соединение с британцами. Это почти удалось, но ранним утром 2.07.1941 в результате подрыва на мине в проливе Отранто , крейсер потерял ход и был добит итальянской лодкой «Zoea». Надо отдать должное, что транспорты итальянцы не атаковали, тем более они не несли даже зенитного вооружения, а из кораблей охранения был легко поврежден только югославский эсминец. К концу дня поредевший отряд оказался под прикрытием союзного флота и благополучно достиг побережья Египта.

«Адмиралу Войнович» повезло больше. В бою утром, того же 2 июля с 5-й линейно и 8-й крейсерской дивизиями итальянского флота крейсер не получил серьезных повреждений, но к 12 дня получил две бомбы с немецких пикировщиков, только прикрытие истребителей с «Ark Royal» и подход британского флота спасли корабль от гибели.

По приходу в Александрию на корабле исправили основные повреждения и снова ввели в строй, с сентября 1941 по апрель 1942 он активно использовался в составе эскадры «Византе» британского Средиземноморского флота, которая состояла  из русских, югославских и греческих кораблей. При том до выхода с ремонта линкора «Севастополь» исполнял обязанности флагман эскадры. Во время операции против итальянского флота в Специи, крейсер получил попадание торпеды с катера и был отбуксирован в Гибралтар для ремонта, который продолжался до весны 1943 года. В ходе ремонта расстрелянные спаренные «Минизини» заменили на британские Mk.XVI, а «сорокопятки» и пулеметы ДШК на счетверенные 40-мм «пом-пом» и крупнокаллиберные счетверенные «Виккерсы», во многом это связано с тем, что существовали проблемы с боеприпасами, при этом сняли катапульту. Наконец-то установили британские РЛС типа 282 и 284.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкий крейсер «Адмирал Войнович» эскадры «Византи» после перевооружения. 1943 г.

В январе 1944 он снова получил повреждения от мины и практически до конца года простоял в Александрии в ремонте. Уже 26 февраля 1945, через три дня как Турция объявила войну Германии, крейсер ушел через проливы в Севастополь. С 1947 г. корабль находился в резерве первой очереди, планировали, что крейсер пройдет модернизацию, но множество повреждений полученных во время войны заставили от этой идеи отказаться и уже в 1949 году корабль вывели из состава флота.

С «североморским» «Эссеном» было по-другому. Вместе с АвКр «Профессор Жуковский» он оставался единственным крупным кораблем на севере и с началом  конвоев нагрузка на корабль и экипаж многократно увеличивалась. Основными противниками стали не надводные корабли, а авиация и подводные лодки, для  противодействия им «сорокопятки» постепенно заменяли на 37-мм автоматы, доведя к 1943 их число до 12, а на корме установили бомбосбрасыватели.

«Адмирал Эссен» стал единственным из крейсеров русского флота, который вступил в артиллерийский бой с крупным кораблем ВМС Германии во время отхода тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в операции «Вундерланд». В результате боя «Адмирал Эссен» совместно с дивизионом ЭМ типа «Гневный» настиг немецкий крейсер на траверсе острова Земля Франца-Иосифа 29 августа 1942. В ходе боя он получил попадания 2 283-мм снарядов, но и сам добился 9 попаданий, которые вызвали пожар, в результате ухудшившейся погоды ЭМ не смогли выйти в торпедную атаку. Тем не менее, больше крупные немецкие корабли не появлялись в зоне действия Северного флота.

Повреждения были сравнительно небольшие, но все равно корабль отправили в ремонт, который проходил в Ливерпуле до мая 1943.  В ходе него установили британские РЛС управления зенитным огнем типа 282 и добавили 2 счетверенных пулемета «Виккерса». Если на «Войновиче» катапульту сняли примерно в тоже время, на «Эссене» количество самолетов довели до 3, еще два установили на месте катеров по бортам, а сами катера на месте снятых торпедных аппаратов, правда, дополнительно пришлось установить два крана для работы с ними. Дополнительные Бе-4 были нужны для поиска подводных лодок, отбившихся от конвоя судов, поиска сбитых летчиков и так далее. В таком виде крейсер прослужил до конца войны.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкий крейсер «Адмирал Эссен» СФ после перевооружения. 1943 г.

Тихоокеанские «Адмирал Завойко» и «Адмирал Невельской» до 1945 года участия в боевых действиях не принимали, в море выходили редко. Каких то серьезных модернизаций на крейсерах не было, начиная с 1943 г. частично заменяли «сорокопятки» на 37-мм автоматы и уже традиционные «Виккерсы», а зимой 1944 поставили британские 282-ые РЛС, такие же, как на других кораблях типа. В 1942 их планировали перевести на Северный флот, но в итоге от идеи отказались, вместо них ушел крейсер проекта 47 «Жемчуг» совместно с авианосцем «контр-адмирал Можайский» и двумя ЭМ 7 проекта. После объявления войны Японии участвовали в Курильской десантной операции, обстреливая береговые укрепления, сами не получили повреждений.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера «Адмирал Завойко» и «Адмирал Невельской», ТОФ, по состоянию на 1944 г.

После войны, три оставшихся  крейсера после долгих раздумий все-таки решили подвергнуть ограниченной модернизации, в первую очередь это касалось зенитного вооружения. Из вооружения оставили только орудия главного калибра, сняли катапульты с гидросамолетами и торпедные аппараты. Вместо «Минизини» и на месте торпедных аппаратов установили 100/56-мм универсальные установки с ПУС «Зенит-42» и новой системой синхронной силовой передачи МИСС-42. Все пулеметы и автоматы заменили на спаренные 37-мм автоматы В-11. Серьезно изменился состав радиолокационного оборудования. На корабли установили  навигационную РЛС «Рым», РЛС обнаружения надводных и воздушных целей «Риф-1» и «Гюйс-1» соответственно и РЛС управления огнём артиллерийских комплексов «Редан». Уменьшили и усилили фок и грот мачты которые были подвержены вибрациям, кроме того на грот-мачте по той же причине заменили массивный кран на более легкий который использовали для подъема катеров. Работы закончились в 1950 г.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера «Адмирал Завойко», «Адмирал Невельской», «Адмирал Эссен» по состоянию на 1950 г.

Правда на фоне крейсеров 68 проекта, «Завойко» выглядели уже блекло и, начиняя с середины 50-х использовались только как учебные. Однако судьба «Адмирала Невельского» сложилась несколько иначе, ему  пришлось прослужить на много дольше под флагом другой страны.

Представители проекта

«Адмирал Завойко» (ТОФ-1933): РБЗ 04.1928/01.04.1930/25.07.1932– С 1955 г. учебный крейсер. Исключен 1960.

«Адмирал Невельской» (ТОФ-1933): Пут 06.1928/12.1930/08.1932 – в 1955 г. продан КНР, где получил название «Бэйцзин».

«Адмирал Эссен» (БФ-1933, СФ-1935): РБЗ 02.1930/04.1932/07.1933. ‑ С 1957 г. учебный крейсер. Исключен 1963.

«Адмирал Войнович» (ЧФ-1933, СМЭ – 1941, ЧФ-1945): Руссуд 01.1929/10.1930/04.1933. – В 1947 г. выведен в резерв. Исключен 1949 г.

«Адмирал Мордвинов» (ЧФ-1933, СМЭ – 1941): Руссуд 03.1929/03.1931/05.1933. – Погиб при прорыве из Которского залива 2.07.1941 в результате подрыва на мине и дальнейшей атаки итальянской ПЛ.

 

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение, стандартное/полное, т: 7440/8888 т, к концу службы выросло до 7639 и 9149 соответственно;

Длина, ВЛ/полная. м: 165,4 /170,8.

Ширина, ВЛ/полная. м: 15,8/18,4.

Осадка, стандартная/полная м: 6,1/6,5.

Силовая установка: 4 ТЗА, 10 ПК, 70 000 л.с;

Скорость хода, полная/экономичная, уз: 30/18.

Дальность хода, экономичным ходом, миль 3700 (18) миль.

Броня: пояс, траверсы, башни, палуба – 50 мм, боевая рубка – 125 мм.

Эк. 878 чел.

Вооружение:

На 1935 г. все корабли проекта: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм «Минизини» (на «Адмирале Эссен» лицензионные установки Б-24), с 1934 дополнительно установлено 6 45/46-мм универсальных орудий, 4 7,62-мм пулемета «Максим». 2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. Катапульта К-3 и гидросамолет КОР-2

На 1941 все корабли проекта: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм «Минизини»  (на «Адмирале Эссен» лицензионные установки Б-24), 8 45/46-мм универсальных орудий, 6 12,7-мм пулеметов. 2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. Катапульта К-12 и гидросамолет КОР-2бис, на крейсерах входящих в составе ЧФ Бе-4.

«Адмирал Войнович» на 1943 г.: 3х3 152/60-мм, 4×2 — 102-мм/45,  3×4 — 40-мм/40, 5х4 — 12,7-мм пулемета Виккерса, 2 12,7-мм пулемета. 2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. 2 бомбосбрасывателя.

«Адмирал Эссен» на 1943 г.: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм Б-24, 12 37/67,5 автоматов, 2х4 — 12,7-мм пулемета Виккерса. До 100 мин заграждения. 2 бомбосбрасывателя. Катапульта К-12, 3 гидросамолета Бе-4.

«Адмирал Завойко», «Адмирал Невельской» на 1944 г.: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм «Минизини», 2 45/46-мм универсальных орудий, 4 37/67,5 автоматов, 6 12,7-мм пулемета.  2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. 2 бомбосбрасывателя. Катапульта К-12 и гидросамолет Бе-4.

«Адмирал Завойко», «Адмирал Невельской», «Адмирал Эссен» на 1951 г.: 3х3 152/60-мм, 6 100/56-мм, 9х2 37/67,5 автоматов. До 100 мин заграждения.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Изменение состава зенитного вооружения в различные годы службы

Подписаться
Уведомить о
guest

28 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account