Поплавковые гидросамолеты Avro 501 и Avro 503 (Type H). Великобритания

14

Поплавковые гидросамолеты Avro 501 и Avro 503 (Type H). Великобритания

Выбор Шорхэма в качестве нового аэродрома компании A. V. Roe and Company (Avro), когда последняя осенью 1912 года переехала из Бруклендса, был в значительной степени результатом успешных экспериментов командора Шванна (Cdr. Schwann) с одой стороны и пробуждающимся интересом компании Avro к гидросамолётам с другой. Это было идеальное место с близостью гавани Шорхэм, и именно с соседней реки Адур гидросамолет Avro Type H совершил свой первый взлет.

Постройка Avro Type H последовала за испытаниями поплавкового гидросамолета Avro 501, которые в январе 1913 года провел в Уиндермире (Windermere) Х. Стэнли-Адамс (H. Stanley-Adams). За исключением усиленных наклонными стойками вылетов верхнего крыла Avro 501 был похож на установленный на поплавки увеличенный Avro 500.

Avro 501, изготовленный на заводе в Браунсфилд Миллс (Brownsfield Mills) в ноябре 1912 года и оснащённый 100-сильным ротативным двигателем Gnome, совершил свой первый полет в виде амфибии. В данном виде на самолет был установлен оснащенным амортизацией центральный поплавок конструкции О. Т. Гносспелиуса (O. T. Gnosspelius), имевший длину 15 футов (4,6 м), ширину 7 футов (2,1 м). Из нижней части поплавка выступали три небольших колеса: два спереди и один сзади.

схема поплавкового гидросамолета Avro 501 с центральным поплавком конструкции О. Т. Гносспелиуса

схема поплавкового гидросамолета Avro 501 с центральным поплавком конструкции О. Т. Гносспелиуса

С таким узким поплавком можно было ожидать, что самолет с размахом крыльев 47 футов 6 дюймов (14,48 м) будет крениться при потере рулевого управления, и по этой причине у законцовок нижнего крыла были установлены небольшие поплавки. Эти вспомогательные поплавки были наклонены таким образом, чтобы во время рулежки находиться непосредственно в воде.

Данная компоновка оказалась неудовлетворительной, и Гносспелиус заменил ее бесколесным двухпоплавковым шасси. Это сделало гидросамолет достаточно мореходным, чтобы заинтересовать Адмиралтейство, и, в конечном итоге, машина была доставлена на остров Грейн для проведения испытаний.

В свете опыта, полученного в Барроу, передние кромки воздушного винта были покрыты латунью, чтобы предотвратить их повреждение летящими брызгами, а для управления на воде хвостовой поплавок был прикреплен к подпружиненному рулю направления старого образца.

Поплавковый гидросамолет Type H, позже известный как Avro 503 и также оснащенный 100-сильным ротативным двигателем Gnome, представлял собой немного увеличенный гидросамолёт Avro 501, но с меньшим вылетом законцовок верхнего крыла и без наклонных стоек.

Следуя стандартной практике компании Avro, новый гидросамолет был построен с прицелом на быструю разборку. Самолет был разработан вокруг центральной секции крыла размахом 9 футов (2,7 м), к которой болтами крепились фюзеляж, шасси и внешние секции крыла. Верхнее крыло Type H имело на 3 фута (0,9 м) большую длину хорды, чем нижнее, и было оснащено крупными элеронами с обратной трапециевидностью – трапециевидными элеронами, у который длина хорды увеличивается по мере удаления от оси симметрии самолета. Нижнее крыло элеронами не оснащалось.

Двухреданные поплавки с внутренней пружинной амортизацией с длиной 14 футов (4,3 м) и шириной 2 фута 6 дюймов (0,76 м) находились на расстоянии 6 футов 6 дюймов (1,98 м) друг от друга. Поплавки покрыты прорезиненным материалом и прикреплены к нижнему крылу и фюзеляжу при помощи четырнадцати стоек, изготовленных из стальных труб и покрытых лакированным полотном.

Летчик-испытатель Фредерик Райанхэм (Frederick Phillips Raynham) был настолько уверен в Type H, что 28 мая 1913 года вылетел из Адура (район графства Западный Суссекс, в котором расположен город Шорхэм) и взял курс в покрытое туманом море, имея на борту самолета пассажира Джона Олкока (John Alcock), топлива на два часа полета и якорь. Самолет поднялся в воздух, пробежав всего 60 ярдов (18 м), и на расстоянии 100 футов (30 м) от точки старта пролетел над расположенным неподалёку железнодорожным мостом. На следующий день, снова неся на борту будущего покорителя Атлантики, Рейнхэм совершил первую посадку в открытом море возле ангара для гидросамолетов Фолька (Volk), расположенный напротив Пастон-Плейса (Paston Place,), Брайтон. Во время взлета поплавок был поврежден, и поэтому приводнение было совершено в гавани Шорхэм, где самолет был поспешно выброшен на берег. 12 июня после локального укрепления носовых частей поплавков гидросамолет вновь поднялась в воздух, и Фредерик Райанхэм, взяв на борт инспектора военно-морской авиации лейтенанта (капитан-лейтенанта) Дж. У. Седдона (Lt. J. W. Seddon R.N.), совершил часовой демонстрационный полет над Брайтоном. Несмотря на массу и сопротивление поплавков, Type H поднялся на высоту 1300 футов (396 м) за 5 минут.

первый поплавковый гидросамолет Avro 503, пришвартованный в Шорхэме в июне 1913 года (Снимок любезно предоставлен Королевским авиационным обществом)

первый поплавковый гидросамолет Avro 503, пришвартованный в Шорхэме в июне 1913 года (Снимок любезно предоставлен Королевским авиационным обществом)

Затем гидросамолет Avro 503 пилотировал капитан Шульц (Capt. Schultz) – немецкий военно-морской офицер, который несколько раз посещал завод компании Avro во время изготовления машины. До окончания месяца гидросамолет был приобретен немецким правительством, разобран и упакована для отправки в Германию. 3 сентября 1913 года Avro 503 под управлением лейтенанта В. Лангфельда стал первым самолетом, который пролетел над Северным морем 40-мильное (64 км) расстояние от Вильгельмсхафена до острова Гельголанд, успешный обратный перелет в Куксхафен был совершён 15 сентября.

Гидросамолет Avro 503 также был заказан перуанским правительством, но начало Первой мировой войны помешало его поставке и, как полагают, самолет был передан британскому Адмиралтейству.

Было построено по меньшей мере еще три гидросамолета Avro 503, оснащенных 100-сильными ротативными двигателями Gnome. Все эти машины были изготовлены по заказу Адмиралтейства для авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS).

Поплавковое шасси старого Avro 501 оказалось слишком тяжелым, и Адмиралтейство согласилось принять его в качестве самолета наземного базирования. В связи с этим Эллиот Вердон Ро разработал двухколесное шасси с двумя полозьями. Однако колея основных стоек шасси была слишком узкой, чтобы поддерживать самолет в вертикальном положении, и под законцовками нижнего крыла были установлены вспомогательные полозья.

В варианте самолета наземного базирования с элеронами с обратной трапециевидностью, заменяющими элероны с постоянной длиной хорды, Avro 501 был настолько причудливой конструкцией, что вскоре получил название «Рахитичная Энн» (Rickety Ann).

После доставки в Истчерч самолета пришлось его облегчить и опробовать несколько воздушных винтов, прежде чем Фредерик Райанхэм смог завершить приемочные испытания. 2 июня 1913 года Avro 501, получивший военно-морской номер «16», был доставлен в Шорхэм; экипаж машины состоял из двух человек – пилота Райанхэма и пассажира лейтенанта (капитан-лейтенанта) Седдона.

самолет наземного базирования Avro 501 в военно-морским серийным номером «16»; Истчерч, 1913 год (Снимок предоставлен К. Х. Барнсом [C. H. Barnes])

самолет наземного базирования Avro 501 в военно-морским серийным номером «16»; Истчерч, 1913 год (Снимок предоставлен К. Х. Барнсом [C. H. Barnes])

В ходе испытаний RNAS, проведенных Фредериком Райанхэмом 28 августа 1913 года, второй самолет с колесным шасси набрал высоту 3000 футов (914 м) за 19 минут с 36 галлонами (164 л) бензина, 10 галлонами (45 л) масла и 182 фунтами (83 кг) балласта. В испытаниях на скорость 65,1 миль в час (104,8 км/ч). За этим самолетом, который был последним, изготовленным компанией Avro до того, как она стала компанией с ограниченной ответственностью A. V. Roe, and Co. Ltd., последовал экземпляр с поплавковым шасси, который 8 сентября 1913 года в разобранном виде прибыл в Ширнесс. 15 октября того же года самолет был доставлен на остров Грейн, где был передан RNAS. В декабре 1913 года к самолету присоединилась усовершенствованная версия. Одна из машин была повреждена во время пожара в ангаре в Истчерче и в июле 1914 года была отправлена на ремонт в Бруклендс.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Avro 501 и Avro 503

Назначение: поплавковый гидросамолет

Статус: единичное производство

Компания-производитель: A. V. Roe and Company (1 ноября 1913 года преобразована в A. V. Roe, and Co. Ltd.), Браунсфилд Миллс, Грейт-Энкоутс-стрит (Great Ancoats Street), Манчестер (в апреле 1913 года компания переехала на Клифтон-стрит [Clifton Street], Майлз-Платтинг [Miles Platting], Манчестер) и аэродром Шорхэм

Силовая установка: один ротативный двигатель, развивавший мощность 100 л.с. и вращавший деревянный двухлопастный винт

Avro 501 (гидросамолет)Avro 503 (гидросамолет)
Размеры:
размах крыла:
верхнего47 футов 6 дюймов (15,09 м)50 футов 0 дюймов (15,24 м)
нижнего39 футов 6 дюймов (12,04 м)47 футов 0 дюймов (14,33 м)
длина33 фута 0 дюймов (10,06 м)33 фута 6 дюймов (10,21 м)
высота12 футов 6 дюймов (3,81 м)12 футов 9 дюймов (3,89 м)
площадь крыльев478 кв. футов (44,4 м²)567 кв. футов (52,7 м²)
Масса:
пустого1740 фунтов (789 кг)
общая2700 фунтов (1225 кг)2200 фунтов (998 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость55 миль в час (80 км/ч)55 миль в час (89 км/ч)
• с поплавковым шасси
• с колесным шасси65 миль в час (105 км/ч)
начальная скороподъемность225 футов в минуту (69 м/мин)

Производство:

• гидросамолет Avro 501 – первый полет в Уиндермире в январе 1913 года. Переоборудован в самолет наземного базирования (военно-морской серийный номер 16). В 1914 году был все еще пригоден к полетам
• прототип Avro 503 впервые поднялся в воздух в Шорхэме 28 мая 2013 года. С 6 мая 1913 года в составе ВМС Германии с серийным номером D12. По крайней мере, один самолет с колесным шасси был отправлен на базу RNAS Истчерч, еще два гидросамолета – на авиабазу RNAS на острове Грейн

источник: A. J. Jackson «Avro Aircraft since 1908», pages 52-55

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-poplavkovye-gidrosamolety-avro-501-i-avro-503-type-h

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account