Двухвостый иранский тигр. Истребитель HESA Saeqeh

13

Небольшая обзорная статья из июньского выпуска 2009 года журнала «L+K», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Содержание:

Предисловие редакции: В то время как иранская ядерная программа обсуждается в СМИ почти ежедневно, информации о других военных программах Исламской Республики Иран не так много. И в то же время в этой густонаселенной стране, несмотря на жесткое международное эмбарго, создаются интересные проекты, единственной целью которых является максимально возможная самодостаточность в области вооружений. Одним из таких проектов является программа создания собственного истребителя нового поколения.

До относительно недавнего времени военно-воздушные силы Ирана были одним из самых сильнейших на Ближнем Востоке. Во время правления шаха страна довольно надежным союзником западного мира, и поэтому она получала много современных систем вооружения. Так, например, только у Соединенных Штатов шахский Иран постепенно приобрел 32 многоцелевых истребителя F-4D Phantom II, 177 многоцелевых истребителей F-4E Phantom II, 16 самолетов-разведчиков RF-4E Phantom II, 140 легких истребителей F-5E Tiger II, 28 двухместных учебно-боевых самолетов F-5F Tiger II и даже 79 суперсовременных на тот момент истребителей-перехватчиков F-14A Tomcat. Также было заказано несколько самолетов ДРЛО Boeing E-3 AWACS. Однако политическая ситуация в конечном итоге привела к государственному перевороту и провозглашению в феврале 1979 года так называемой Исламской республики. Страна стала представлять опасность, и очень скоро международное сообщество ввело в отношении нее ряд санкций, включая эмбарго на поставки оружия. Затем Иран потерял значительную часть своей военной техники в 1980-1988 годах, когда он вел кровопролитную войну с соседним Ираком. Таким образом, вооруженные силы Ирана сталкиваются с острой нехваткой военной техники практически всех категорий.

Совершенно понятно, что кризис не обошел стороной и военно-воздушные силы, которым из Советского Союза и Китая удалось получить несколько самолетов МиГ-21, МиГ-23 или Су-24. Еще одним пополнением стало некоторое количество летчиков из соседнего Ирака, которые во время войны в заливе 1991 года на своих машинах перелетели не территорию бывшего врага.

Собственное производство

Однако даже относительно большое количество русских машин не заменило самолеты из американских поставок. Напротив, Иран делает все возможное, чтобы в рамках своих ограниченных возможностей их сохранить и модернизировать. Хотя иранская авиастроительная промышленность до тех пор выпускала по лицензии вертолеты и транспортные самолеты, в начале 1990-х годов местные конструкторы приступили к «разработке» сверхзвукового боевого самолета. Однако фактически речь шла лишь об использовании существующих технологий и своего рода капитальном ремонте американских истребителей F-5E Tiger II. Самолет получил обозначение Azarakhsh и от своего предшественника отличался главным образом удлиненной на 17 см носовой частью. Под удлиненным обтекателем размещалась новая РЛС, созданная на основе российских технологий. Также Azarakhsh получил новое усиленное крыло, способное нести до 1000 кг бомб или китайские и иранские боеприпасы новых типов. Согласно ряду источников, удалось увеличить мощность двигателей General Electric J-85. В апреле 1997 года командование иранской армии официально представило самолет и сразу заявило, что Azarakhsh будет запущен в серийное производство. Однако до 2001 года было изготовлено лишь несколько машин. Тем временем под обозначением Azarakhsh был представлен еще один самолет, который представлял собой увеличенный на 15% двухместный F-5F. Утверждалось, что машина оснащена улучшенной версией российской РЛС Н-019 «Топаз», а ее силовая установка будет состоять из двух, используемых на истребителе МиГ-29, двигателей РД-33 (АО «ОДК-Климов»). Существование данного летательного аппарата так никогда и не получило достоверного подтверждения.

Первая публичная презентация «нового» самолета состоялась лишь в августе 2007 года. на выставке в Исфахане. Именно в этом городе на заводе компании HESA, самолет и был изготовлен. Помимо более крупного обтекателя радиолокационной станции машина также имеет модифицированную кабину и новые антенны приемника системы предупреждения о радиолокационном облучении. Известны два регистрационных номера:3-7330 и 3-7361. Эти машины, которые первоначально несли номера 3-7030 и 3-7061, летали в Иране с 1973 и 1974 ода соответственно. Сейчас они должны служить на базе авиабазы TFB-4 Вахдати, город Дезфул. В той же темно-зеленой окраске были показаны и стандартные «тигры»: одноместный F-5E (сер. номер 3-7364 и двухместный F-5F (сер. номер 3-7174; бывший сер. номер 75-0701 ВВС США). Путаницу в отношении типа внесло и иранское информационное агентство FARS, опубликовавшее фотографию опубликовавшее фотографию 3-7364, но со значительно измененным крылом –на снимке переместилось оно от нижней части фюзеляжа вверх к его середине и дополнительно получило т.н. зубообразный наплыв (Dogtooth) на передней кромке. Было высказано предположение, что на снимке был изображен окончательный вариант истребителя Azarakhsh, но скорее всего это был всего лишь фотомонтаж.

опытный истребитель-бомбардировщик Azarakhsh (рег. номер 3-7330); база Дезфул, март 2009 года. В отличие от Saeqeh он предназначен для нанесения ударов по наземным целям

опытный истребитель-бомбардировщик Azarakhsh (рег. номер 3-7330); база Дезфул, март 2009 года. В отличие от Saeqeh он предназначен для нанесения ударов по наземным целям

Гром приближается

Последней попыткой Ирана добиться независимости в производстве боевых самолетов является машина, именуемая Saeghe, Saeqeh или Saeqeh-80 (в переводе «гром»). Первые упоминания о производстве этого истребителя появились уже в конце 1998 года. Изготовление прототипа и летные испытания ожидались в 2001-2002 годах, и уже тогда иранское командование отзывалось о машине как об отечественной разработке и как о машине класса F-14. Однако в даже в этом случае в конструкции прототипа был использован ряд узлов легкого истребителя F-5E Tiger II. Первый прототип якобы был оснащен шасси польского производства. Однако запланированную дату первого полета выдержать не удалось, что несколько любопытным образом сказалось на обозначении самолета. Число 80 в обозначении Saeqeh-80 обозначало 1380 год по иранскому летоисчислению, который соответствует нашему 2001 году. Вместо обозначения Saeqeh также иногда встречалось название Azarakhsh 2. Изготовление прототипа было завершено только в 2003 году.

Первый полет истребителя Saeqeh состоялся только 30 мая 2004 года. Это была машина с серийным номером S110-001 и регистрационным номером 3-7366. В то время иранские СМИ даже говорили о сходстве с американским палубным истребителем F/A-18 Hornet, утверждая при этом, что при этом Saeqeh обладает лучшими характеристиками. Однако единственное, что иранская машина напоминала «хорнет» – это двухкилевое хвостовое оперение. Хотя выходные сопла двигателей были модифицированы, во всем остальном самолет был поразительно похож на исходный F-5E. Затем прототип прошел серию испытаний, в ходе которых он в августе 2006 года также принял участие в учениях. Еще два прототипа (3-7367 и 3-7368) были изготовлены летом 2007 года и в сентябре того же года поднялись в воздух. От первых двух прототипов они отличаются воздухозаборниками, которые имели стандартную округлую форму, в то время как у прототипа 3-7366 воздухозаборники имели несколько большие размеры и были угловатыми. Крепление вертикального оперения к фюзеляжу и трубка Пито также претерпели изменения. «Сходство» с «хорнетом» должна была вызвать сине-желтая окраска, вдохновленную цветами группой высшего пилотажа ВМС США Blue Angels. Однако иранские самолеты даже между собой отличаются деталями окраски. На данный момент последний Saeqeh был поставлен весной этого 2009 года. От других Saeqeh самолет с серийным номером 3-7369 отличается измененным вертикальным оперением, угол раскрыва килей которого был несколько уменьшен, а также высотой килей. Согласно сообщениям 3-7369 может нести на законцовках крыла более современные ракеты AIM-9L Sidewinder, в то время как первые три Saeqeh – более старую версию AIM-9J. Однако в обычной эксплуатации истребители Saeqeh будут нести иранские или китайское вооружение.

прототип истребителя Saeqeh

прототип истребителя Saeqeh

хвостовое оперение и выхлопные сопла двигателей второго прототипа Saeqeh (рег. номер 3-7367)

хвостовое оперение и выхлопные сопла двигателей второго прототипа Saeqeh (рег. номер 3-7367)

два прототипа истребителя Saeqeh (рег. номера 3-7366 и 3-7368)

два прототипа истребителя Saeqeh (рег. номера 3-7366 и 3-7368)

четыре прототипа истребителя Saeqeh

четыре прототипа истребителя Saeqeh

Также в случае с истребителем Saeqeh ходили разговоры об установке на них российских двигателей РД-33, но реальные испытания так и не состоялось по простой причине – эти двигатели слишком велики для F-5E. Судя по всему, большая часть параметров летно-технических характеристик остались на том же уровне, что и у исходного самолета. Двухкилевое хвостовое оперение может положительно сказаться на улучшении летных характеристик в маневренном воздушном бою. Однако этого недостаточно для ведения полноценного воздушного боя с современными типами истребителей.

источник: Text: Tomáš Soušek Foto: Babak Taghvaiee, Mahdy Jalali «Saeqeh — íránský dvouocasý Tiger II» «L+K» červen 2009, str.26-28

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-dvuhvostyi-iranskii-tigr-istrebitel-hesa-saeqeh

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account