Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть V

15

Другие части цикла

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

13-й истребительный авиационный полк ВМФ был сформирован в апреле 1938 года на Краснознаменном Балтийском флоте в составе четырех эскадрилий на основе 3-й оиаэ ВВС КБФ. Принимал участие в советско-финляндской войне 1939–40 гг. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).

И-16 из состава 4-го Гв.ИАП в двухцветной камуфляжной окраске, на котором летал Герой Советского Союза Михаил Васильев, лето 1942 г.

И-16 из состава 4-го Гв.ИАП в двухцветной камуфляжной окраске, на котором летал Герой Советского Союза Михаил Васильев, лето 1942 г.

18 января 1942 года за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецкими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР 13-й ИАП был преобразован в 4-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено более 22000 боевых вылетов, в воздушных боях сбит 431 самолет противника.

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

И-153 из состава 13-го ИАП, потерянный во время боевых действий летом 1941 г. в районе полуострова Ханко

И-153 из состава 13-го ИАП, потерянный во время боевых действий летом 1941 г. в районе полуострова Ханко

И-16 и И-153. Истребители-монопланы Поликарпова являлись основой боевого состава полка на момент начала боевых действий, ими были укомплектованы 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи. Бипланами была оснащена 4-я эскадрилья. Самолеты И-153 находились на вооружении части до декабря 1941 г., И-16 – до марта 1943-го. При этом две эскадрильи полка 20.01.1943 прекратили вести боевые действия и приступили к переучиванию на истребители Ла-5, а одна эскадрилья продолжала выполнять боевую работу на И-16.

Самолеты И-16 из состава 13-го ИАП (4-го Гв.ИАП) КБФ, осень 1941 г. – весна 1942 г.

Самолеты И-16 из состава 13-го ИАП (4-го Гв.ИАП) КБФ, осень 1941 г. – весна 1942 г.

Реконструкция внешнего вида И-16 с предыдущего снимка

Реконструкция внешнего вида И-16 с предыдущего снимка

И-16 из состава 4-го Гв.ИАП, предположительно целиком покрытый серебристой краской, на котором летал Герой Советского Союза Геннадий Цоколаев, зима 1942–1943 гг.

И-16 из состава 4-го Гв.ИАП, предположительно целиком покрытый серебристой краской, на котором летал Герой Советского Союза Геннадий Цоколаев, зима 1942–1943 гг.

Ла-5. Истребителями данного типа 4-й Гв.ИАП КБФ был вооружен в январе 1943 года (сначала новые машины поступили в состав двух эскадрилий, третья эскадрилья пересела на Ла-5 в марте того же года) и эксплуатировал их до окончания боевых действий.

Будущий Герой Советского Союза Евгений Цыганов на фоне Ла-5 (бортовой № 40), построенного на средства, собранные трудящимися Горьковской области, 1943 г.

Будущий Герой Советского Союза Евгений Цыганов на фоне Ла-5 (бортовой № 40), построенного на средства, собранные трудящимися Горьковской области, 1943 г.

Ла-5, принадлежавший штурману полка Владимиру Дмитриеву, лето 1943 г.

Ла-5, принадлежавший штурману полка Владимиру Дмитриеву, лето 1943 г.

Истребители Ла-5Ф и Ла-5ФН из состава 4-го Гв.ИАП на аэродроме острова Сейскар, 1944 г.

Истребители Ла-5Ф и Ла-5ФН из состава 4-го Гв.ИАП на аэродроме острова Сейскар, 1944 г.

Ла-5, на котором летал Герой советского Союза Василий Голубев, лето 1943 г.

Ла-5, на котором летал Герой советского Союза Василий Голубев, лето 1943 г.

Ла-7. Наиболее совершенные советские истребители периода Великой Отечественной войны впервые появились в боевом составе полка в октябре 1944 года в количестве всего двух экземпляров. Далее полк постепенно пополнялся «семерками» вплоть до конца войны, но полностью на Ла-7 4-й Гв.ИАП в ходе боев перевооружен не был. На момент окончания боевых действий часть имела в боевом составе 19 Ла-7 и 17 Ла-5ФН.

Фото из книги K Geust & G Petrov «Red Stars In The Sky», рисунки автора

источник: https://warspot.ru/787-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-v

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account