Компания Convair и американская концепция Seaplane Striking Force. Часть 2 Сын Sea Dart Эпизод 2

13

Содержание:

«Тактический F2Y»

Примерно в 1956 году, по-видимому, в ответ на анализ компании Martin группа системного анализа и предварительного проектирования компании Convair подготовила конфиденциальную брошюру Z0-P-017 под названием «Сверхзвуковой ударный самолет Convair с гидролыжами» (The Convair Hydro-Ski Supersonic Attack Airplane). Брошюра предлагала не просто самолет, а целую логистическую и тактическую систему для его использования. В брошюре говорилось:

«Сегодня самолеты и вспомогательные военно-морские подразделения этой системы вооружения могут базироваться в примыкающих к открытому морю защищенных бухтах; завтра эти силы могут находиться за много миль от предыдущего места, нанося воздушные удары из вод спокойного залива. Любое вражеское сооружение в радиусе 800 миль [1300 км] является возможной целью.»

Далее в брошюре говорилось:

«Этот самолет будет иметь такое же отношение к гидросамолетам-бомбардировщикам ВМС, какое тактическая авиация ВВС США имеет к своим дальним стратегическим бомбардировщикам. В плане увеличения ударной мощи его наибольшая эффективность может быть достигнута в результате координации с запланированными операциями авианосных ударных соединений.»

В данной брошюре основное внимание было сосредоточено на практических аспектах, и было отмечено, что

«посадочная площадка для самолета уже существует в тысячах защищенных бухт и заливов в спокойных морях. Точно так же плавучие ангары и мастерские, с помощью которых можно обслуживать этот самолет, в основном существуют – эскортные авианосцы, крейсера, подводные лодки и другие типы, действующие сейчас или находящиеся в резервном флоте».

Предлагаемый компанией самолет представлял собой усовершенствованную версию истребителя Sea Dart, фактически представляющую собой совершенно новую машину. Проект так называемого «Tactical F2Y» был основан на опыте программы испытаний гидросамолета-истребителя Sea Dart и включал в свою конструкцию замену двух узких гидролыж на одну более широкую. При разработке проекта инженерами компании был учтен опыт создания F-102B, позже ставшего сверхзвуковым истребителем-перехватчиком F-106 Delta Dart. Гидросамолет Tactical F2Y имел сильное сходство с F-102B, не в последнюю очередь своим узким фюзеляжем в форме

«бутылки из-под кока-колы»,

и должен был оснащаться двумя двигателями General Electric J79, которыми планировалось оснастить реактивный четырехмоторный бомбардировщик Convair B-58.

Конструкция Tactical F2Y включала в себя внутренний отсек для вооружения, как у F-102A и B. Однако вместо ракет класса «воздух-воздух» внутренний отсек гидросамолета Tactical F2Y, имевшего длину 150 дюймов (3,8 м), мог вмещать тактический ядерный боеприпас Special Weapon массой 2000 фунтов (905 кг) и диаметром 30 дюймов (762 мм). Треугольное крыло было больше, чем у F-102A/B, и имело немного меньшую стреловидность передней кромки (53° по сравнению с 60°), чтобы обеспечить больший боевой радиус, а его относительная толщина 4% обеспечивала достижение максимальной скорости М = 1,4 на высоте 40000 футов (12200 м). В отличие от перехватчика Tactical F2Y был двухместным самолетом со вторым членом экипажа, расположенным позади пилота и предназначавшимся для управления радаром, системами бомбардировочного вооружения и радиоэлектронного противодействия, а также для навигации, таким образом снижая рабочую нагрузку пилотов. Гидросамолет должен был быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе и иметь возможность работать с системой «напарника», т.е. некоторые гидросамолеты должны были действовать в качестве воздушных танкеров с целью увеличить дальность действия ударных сил до 50 процентов.

примерно в 1956 году в компании Convair был подготовлен конфиденциальный документ, содержащий подробную информацию о предлагаемом тактическом варианте F2Y (Tactical F2Y), который должен был иметь экипаж из двух человек, как показано на данном чертеже. Этот «сын Sea Dart» предназначался для действий в составе подразделений SSF а в качестве самолета непосредственной поддержки. Конструкция самолета включала одну гидролыжу и внутренний отсек для размещения ядерного боеприпаса. Снимок из коллекции автора

примерно в 1956 году в компании Convair был подготовлен конфиденциальный документ, содержащий подробную информацию о предлагаемом тактическом варианте F2Y (Tactical F2Y), который должен был иметь экипаж из двух человек, как показано на данном чертеже. Этот «сын Sea Dart» предназначался для действий в составе подразделений SSF а в качестве самолета непосредственной поддержки. Конструкция самолета включала одну гидролыжу и внутренний отсек для размещения ядерного боеприпаса. Снимок из коллекции автора

более подробный чертеж двухместного Tactical F2Y из брошюры компании Convair. Самолет должен был оснащаться двигателями General Electric J79 с тягой около 15000 фунтов (6800 кгс) – точно такими же двигателями, что и четырехмоторный бомбардировщик Convair B-58 Hustler, одномоторный истребитель Lockheed F-104 Starfighter и двухмоторный истребитель McDonnell F-4 Phantom II. Снимок из коллекции автора

более подробный чертеж двухместного Tactical F2Y из брошюры компании Convair. Самолет должен был оснащаться двигателями General Electric J79 с тягой около 15000 фунтов (6800 кгс) – точно такими же двигателями, что и четырехмоторный бомбардировщик Convair B-58 Hustler, одномоторный истребитель Lockheed F-104 Starfighter и двухмоторный истребитель McDonnell F-4 Phantom II. Снимок из коллекции автора

В брошюре была представлена серия описаний схем полетов к цели, включая выполнение атаки на дозвуковой скорости (М = 0,92) и малой высоте с дальностью полета; данная атака должна была выполняться без дозаправки и с расстоянием до цели до 850 морских миль (1570 км). Также были представлены атака на дозвуковой скорости на малой высоте с дозаправкой в воздухе и радиусом действия до 1250 морских миль (2310 км) и атака на сверхзвуковой скорости (М = 1,4) с радиусом действия до 800 морских миль (1480 км). Боевой вылет с нанесение ударов на малой высоте должен был выполняться по профилю «hi-lo-hi» (полёт к цели на большой высоте, атака на малой высоте и возвращение на большой высоте) с полетом к цели и возвращением в диапазоне высот от 39000 до 48000 футов (от 11900 до 14600 м). Параметры каждого боевого вылета могли бы быть улучшены за счет использования более совершенных двигателей J79, которые, как ожидалось, станут доступны позднее.

брошюра компании Convair включала в себя несколько описаний схем полетов Tactical F2Y к цели, в том числе и пятичасовой полет по профилю «hi-lo-hi» с нанесением ударов по наземным целям. В данном полете Tactical F2Y должны были использовать систему «напарника», когда один гидросамолет выступает в качестве воздушного танкера для другого гидросамолета. Согласно представленной схеме 7700 фунтов (3500 кг) топлива должны были быть переданы в 575 милях (925 км) от точки взлета. Рисунок из коллекции автора

брошюра компании Convair включала в себя несколько описаний схем полетов Tactical F2Y к цели, в том числе и пятичасовой полет по профилю «hi-lo-hi» с нанесением ударов по наземным целям. В данном полете Tactical F2Y должны были использовать систему «напарника», когда один гидросамолет выступает в качестве воздушного танкера для другого гидросамолета. Согласно представленной схеме 7700 фунтов (3500 кг) топлива должны были быть переданы в 575 милях (925 км) от точки взлета. Рисунок из коллекции автора

В брошюре компании Convair особо подчеркивалось, что предлагаемая система вооружения не должна лишить флот каких-либо существующих кораблей, которые использовались в то время, и не требует новых создания дорогостоящих кораблей:

«Необходим тип, который доступен, не предназначен для других видов применения и может быть легко переоборудован. Для надводной поддержки на малых скоростях этой потребности удовлетворяют эскортные авианосцы класса CVE-55 («Анцио» – «Касабланка»).»

гипотетический рисунок применения ударного соединения морской авиации (Seaplane Striking Force – SSF), опубликованный в брошюре компании Convair. На рисунке хорошо видны гидросамолеты Tactical F2Y, проносящиеся над полупостоянной базой поддержки «в защищенных от волнения акваториях как можно ближе к передовым базам». Стоящие на якоре LST (танкодесантные корабли) и эскортные авианосцы объединены с летающими лодками R3Y-2 Tradewind с целью снабжения базы. Рисунок из коллекции автора

гипотетический рисунок применения ударного соединения морской авиации (Seaplane Striking Force – SSF), опубликованный в брошюре компании Convair. На рисунке хорошо видны гидросамолеты Tactical F2Y, проносящиеся над полупостоянной базой поддержки «в защищенных от волнения акваториях как можно ближе к передовым базам». Стоящие на якоре LST (танкодесантные корабли) и эскортные авианосцы объединены с летающими лодками R3Y-2 Tradewind с целью снабжения базы. Рисунок из коллекции автора

Эскортные авианосцы, многие из которых все еще находились в резерве ВМС США, были практически бесполезны с точки зрения эксплуатации реактивных самолетов. Вместе с тем они представляли собой практически готовые базы гидросамолетов с ангаром, системой хранения авиационного топлива и другими функциями, полезными для поддержки воздушных операций. Более того, когда предполагалось, что F2Y-1 поступит на вооружение, Министерство ВМС провело исследования по использованию эскортных авианосцев в качестве вспомогательных кораблей. Эскортные авианосцы должны были быть оснащены кормовыми рампами, позволяющими гидросамолетам подруливать к кораблю и спускаться на воду своим ходом без использования кранов и сложных процедур по подъему и спуску машин, а также управлять кораблем во время его движения.

ОПЕРАЦИИ ЭСКОРТНЫХ АВИАНОСЦЕВ. В брошюре компании Convair были приведены несколько иллюстраций, относившихся к потенциальным вариантам эксплуатации, в том числе и эта. На данном снимке показано, как эскортный авианосец класса CVE-55 может быть преобразован в носитель ударных гидросамолетов с удалением половины легкой палубы и добавлением спонсонов с обеих сторон

ОПЕРАЦИИ ЭСКОРТНЫХ АВИАНОСЦЕВ. В брошюре компании Convair были приведены несколько иллюстраций, относившихся к потенциальным вариантам эксплуатации, в том числе и эта. На данном снимке показано, как эскортный авианосец класса CVE-55 может быть преобразован в носитель ударных гидросамолетов с удалением половины легкой палубы и добавлением спонсонов с обеих сторон

В тех случаях, когда низкая скорость эскортных авианосцев была недостаточной, в компании Convair предложили, что

«легкие и тяжелые крейсера, по-видимому, можно легко переоборудовать. Они могут действовать в тесном взаимодействии с оперативными группами быстроходных авианосцев, обеспечивая дополнительный потенциал для нанесения ударов с воздуха. Они также будут способны к самостоятельным действиям в передовых районах.»

Восемь гидросамолетов F2Y мог перевозить переоборудованный крейсер, аналогичный 13000-тонному тяжелому крейсеру класса «Балтимор» (CA-68 Baltimore). Как и эскортные авианосцы, переоборудованные крейсера будут оснащены кормовой аппарелью и ангаром. В ударных операциях, проводимых в передовых районах, гидросамолеты могли бы действовать с крейсера, пока он шел, замедляясь для взлета и приводнения самолетов, и не нуждаясь в остановках.

ОПЕРАЦИИ КРЕЙСЕРОВ. Используя в качестве примера крейсера типа «Балтимор», в компании Convair предложили использовать такие корабли вместе с оперативными группами быстроходных авианосцев или самостоятельно в передовых оперативных районах. На корме должна была быть установлена неподвижная аппарель с углом наклона 9°, а также дополнительные ангарные палубы и лифт

ОПЕРАЦИИ КРЕЙСЕРОВ. Используя в качестве примера крейсера типа «Балтимор», в компании Convair предложили использовать такие корабли вместе с оперативными группами быстроходных авианосцев или самостоятельно в передовых оперативных районах. На корме должна была быть установлена неподвижная аппарель с углом наклона 9°, а также дополнительные ангарные палубы и лифт

иллюстрация из брошюры компании Convair, показывавшая подъем F2Y на борт модифицированного крейсера после посадки поблизости. Положение гидросамолета спустя: A) 4 минуты после приводнения; B) 6 минут после приводнения; C) 7 минут после приводнения; D) 10 минут после приводнения

иллюстрация из брошюры компании Convair, показывавшая подъем F2Y на борт модифицированного крейсера после посадки поблизости. Положение гидросамолета спустя: A) 4 минуты после приводнения; B) 6 минут после приводнения; C) 7 минут после приводнения; D) 10 минут после приводнения

В дополнение к судам обеспечения, которые могли бы нести гидросамолеты, в компании Convair предложили, чтобы подводные лодки могли поддерживать самолеты, устанавливая в море точки рандеву с летающими самолетами, оснащенными гидролыжами; во время контакта с гидросамолетами подводная лодка будет дозаправлять и перевооружать их, а также заменять их экипажи. В компании Convair предложили, что два самолета могли одновременно обслуживаться одной подводной лодкой с интервалом между посадкой и взлетом всего 30 минут. В 1951 году подводная лодка «Гуавина» (USS Guavina) была переоборудована в танкер и судно обеспечения гидросамолётов, и в компании Convair предположили этот опыт подтвердил правильность концепции. Любая подводная лодка флота может быть модифицирована аналогично «Гуавине», с плоской палубой в кормовой части в качестве платформы для дозаправки и с добавлением складной аппарели. Способность подводных лодок дифферентоваться на корму на ходу давала возможность быстро дозаправляться и перевооружаться без необходимости остановки. Согласно брошюре подводные лодки обеспечения

«будут способны обеспечить эффективную поддержку в передовых районах, где надводные суда обеспечения не могут быть надежно размещены.»

ОПЕРАЦИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПО ПЕРЕВООРУЖЕНИЮ И ДОЗАПРАВКЕ. В брошюре также предлагались операции Tactical F2Y с поддержкой специально модифицированных подводных лодок, оснащенных хвостовой рампой и поворотной платформой. На данной иллюстрации (слева) показано, как спустя 4 минуты после посадки первый F2Y уже находится в ангаре подлодки, в то время как второй F2Y поднимается на борт для быстрого перевооружения, заправки и передислокации

ОПЕРАЦИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПО ПЕРЕВООРУЖЕНИЮ И ДОЗАПРАВКЕ. В брошюре также предлагались операции Tactical F2Y с поддержкой специально модифицированных подводных лодок, оснащенных хвостовой рампой и поворотной платформой. На данной иллюстрации (слева) показано, как спустя 4 минуты после посадки первый F2Y уже находится в ангаре подлодки, в то время как второй F2Y поднимается на борт для быстрого перевооружения, заправки и передислокации

Гибкие авиагруппы

В компании Convair предполагали, что Tactical F2Y будут действовать в составе крупных авиационных групп, состоящих из самолетов и вспомогательных судов с полупостоянными базами поддержки. Эти группы будут

«периодически перемещаться со своими вспомогательными кораблями между восточным побережьем [США] и восточной Атлантикой, западным побережьем и западной частью Тихого океана и, при необходимости, Индийским океаном. На этих театрах боевых действий авиагруппы и их корабли развертываются на мобильных базах в защищенных от волнения акваториях вдоль фронта в несколько тысяч миль. Заливы, бухты, проливы и гавани, обеспечивающие хорошую защиту, достаточную якорную стоянку и рабочее пространство для самолетов морского базирования, существуют по всему этому евразийскому периметру от Норвегии до Японии.»

Авиагруппы будут размещены там, где они смогут быстро нанести удар по вражеским целям и там, где базы были бы достаточно мобильными и рассредоточенными, чтобы их было трудно обнаружить и эффективно атаковать. Ожидалось, что даже в плохую погоду воды будет достаточно спокойными для взлета и отражения удара. Авиагруппы гидросамолетов Tactical F2Y будут действовать в координации с авианосными ударными соединениями в качестве небольших подразделений, прикрепленных к отдельным судам обеспечения, или в составе амфибийно-десантных сил.

При необходимости авиагруппы гидросамолётов Tactical F2Y могли действовать совместно с оперативными группировками быстрого реагирования из нескольких авианосцев. В брошюре разъяснялось:

«Оснащенные гидролыжами самолёты флота, базирующаяся на рассредоточенных кораблях ВМС и поддерживаемая ими, [могут] атаковать вражеские аэродромы, верфи и базы подводных лодок. Таким образом, в прибрежных водах эти опасности для оперативной группы уменьшаются. Разведка возможна до прибытия оперативной группы и после ее отбытия. Такое использование гидролыжных ударных сил усиливает воздушные операции военно-морских сил.»

Компания Convair обобщила возможности, выдвинутые ее предложениями:

«Сверхзвуковые ударные самолеты с гидролыжами принесут дополнительную ударную мощь воздушных сил флота. Воздушная разведка и атаки наземных целей начаться раньше и продолжаться дольше, если использовать эти самолеты в координации с операциями авианосцев. Поддержка десантных операций может быть усилена с помощью широко рассредоточенных кораблей. Переход от корабельной авиационной поддержки к береговой может быть осуществлен с минимальными оснащением и задержкой. Новые силы способны к самостоятельным действиям и хорошо приспособлены для отражения ударов противника на широком фронте.»

На протяжении всей брошюры компании Convair подчеркивался военно-морской характер операций, возможно опасаясь, что она будет передана ВВС США в ущерб военно-морском силам. Это не было заявлено прямо, хотя из характеристик Tactical F2Y и потенциала, продемонстрированного F-102, было ясно, что гидросамолет мог быть одинаково эффективным как в роли истребителя сопровождения, так и перехватчика, позволив SSF вернуться к трем основным типам.

«Инженерное искусство в N-й степени» – в этом превозносившем достоинства треугольного крыла рекламном плакате компании Convair (конец 1940-х – начало 1950-х годов) приведеныь Sea Dart и XF-92, а также упоминается созданный на его основе F-102. В компании Convair оптимистично полагали, что оба варианта будут приняты на вооружение, и, хотя F-102 после модификации действительно поступил на вооружение ВВС США, гидросамолет Sea Dart не был принят на вооружение ВМС США и так и остался прототипом. Рисунок из коллекции автора

«Инженерное искусство в N-й степени» – в этом превозносившем достоинства треугольного крыла рекламном плакате компании Convair (конец 1940-х – начало 1950-х годов) приведеныь Sea Dart и XF-92, а также упоминается созданный на его основе F-102. В компании Convair оптимистично полагали, что оба варианта будут приняты на вооружение, и, хотя F-102 после модификации действительно поступил на вооружение ВВС США, гидросамолет Sea Dart не был принят на вооружение ВМС США и так и остался прототипом. Рисунок из коллекции автора

Остается неясным какой интерес вызвали предложения компании Convair в военно-морских кругах. Последние два YF2Y-1 были завершены примерно в то время, когда компанией Convair были сделаны предложения, но в воздух они не поднимались, и больше компания заказов от ВМС США на самолеты с гидролыжами не получала. Однако в то время оставалось еще многое, ради чего стоило бы побороться. Концепция SSF по-прежнему в значительной степени входила в планы командования ВМС: летающая лодка Martin SeaMaster вскоре должна была подняться в воздух, а транспортная лодка Convair R3Y Tradewind была запущена в ограниченное производство.

Если бы концепция SSF была реализована так, как планировалось изначально, нет причин подозревать, что потребность в штурмовике и истребителе была бы меньше, чем потребность в транспортном самолете и бомбардировщике, и компания Convair имела бы сильные позиции в качестве поставщика самолетов для американского флота. Испытания F2Y продолжались до 1957 года, в частности тестировалось шасси на подводных крыльях; но после их завершения самолет больше не использовался. Единственным намеком на то, что командование ВМС США, возможно, проявляло дальнейший интерес к варианту F2Y, является то, что в 1962 году, когда обозначения самолетов ВВС, ВМС и КМП США были унифицированы, YF2Y-1 был переименован в YF-7A. Единственным намеком на сохранение хотя какого-то интереса является тот факт, что ни один из YF-7A не был сдан на слом – все они существуют и по сей день.

Утоплен «Поларисом»

Однако переломным моментом стала разработка ракеты «Поларис» и средств на базе подводных лодок. Это началось примерно в то время, когда брошюра компании Convair была представлена командованию флота. В то время концепция SSF считалась гораздо менее технологически радикальной, чем Polaris, и предполагалось, что как тактические, так и стратегические ядерные удары могут быть нанесены самолетами с большей точностью, чем межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). Однако работы по программе Polaris шли с удивительной гладкостью, и эти МБР были приняты на вооружение в 1960 году, в то время как различные элементы концепции SSF продолжали испытывать значительные технические недостатки и неудачи. Во время испытаний P6M и R3Y попали в аварии со смертельными исходами, и в конце 1950-х годов программы этих летающих лодок были закрыты.

Что наиболее поразительно в предложениях компании Convair, так это степень, в которой они предвосхищают Polaris. Преимущества мобильных сил, которые трудно обнаружить и определить их местонахождение и которые способны постоянно оставаться на месте и наносить удары быстрее, чем обычные военно-морские силы, – все это присутствовали в системе, предложенной компанией Convair. Возможность смены экипажей при сохранении оборудования на месте ранее не применялась к подводным лодкам ВМС, но была особенностью предложений компании Convair относительно ударной авиагруппы. Как отметил Эдвард Каплан (Edward Kaplan) о МБР Polaris и P6M, ударная система Convair и атомные подводные лодки продемонстрировали

«несколько одних и тех же важных идей в разных комплексах технологий.» [6]

к концу 1950-х годов концепция SSF впала в немилость из-за ряда проблем с самолетами, создававшимися в соответствии с ней, и была заменена на программу Polaris – баллистическую ракету подводного базирования, разработанную компанией Lockheed в 1956-60 годах. До успешного запуска с подводной лодки в июле 1960 года ракеты была испытана на мысе Канаверал, что показано на данном снимке. Снимок ВВС США

к концу 1950-х годов концепция SSF впала в немилость из-за ряда проблем с самолетами, создававшимися в соответствии с ней, и была заменена на программу Polaris – баллистическую ракету подводного базирования, разработанную компанией Lockheed в 1956-60 годах. До успешного запуска с подводной лодки в июле 1960 года ракеты была испытана на мысе Канаверал, что показано на данном снимке. Снимок ВВС США

Мы никогда не узнаем, насколько успешными были бы Tactical F2Y. Вполне возможно, что они нашли бы широкое применение во время войны во Вьетнаме. В брошюре компании Convair было конкретно указано, что F2Y могут достигать большей части Юго-Восточной Азии с существующих защищенных баз, находящихся в ведении Гидрографического управления ВМС США.


[6] Kaplan, op cit, p15

источник: Matthew Willis «Convair & the USA’s seaplane striking force concept. Part 2. Son of Sea Dart» «The Aviation Historian» Issue No 26, pages 74-84

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-kompaniya-convair-i-koncepciya-seaplane-striking-force-02-02

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account