Броня второго поколения Республики Беларусь

11

Парк бронированных машин Вооруженных Сил Республики Беларусь оценивается сегодня различными экспертами в несколько тысяч единиц. В него входят БМД, БМП и БТР различных поколений и годов выпуска. Однако основная масса броневиков досталась суверенному белорусскому государству в наследство от Советского Союза. И сегодня вопрос обновления этого парка особенно актуален.

Броня второго поколения Республики Беларусь

Содержание:

Первые шаги

Наконец-то в прошлом году на месте устаревших гусеничных боевых машин в двух механизированных бригадах появилась «свежая кровь». Партия новеньких БТР‑82А, сошедших с конвейера Арзамасского машиностроительного завода, уже освоена мотострелками и встала в боевой строй отдельных механизированных батальонов. Однако все понимают, что такая мера — временная, отрасль отечественного машиностроения способна решить эту проблему самостоятельно.

К решению государственно значимой задачи в нашей стране предприятия ГВПК приступили после поручения Президента освоить серийный выпуск легкобронированных автомобилей (ЛБА). Особое место в этом ряду занимает Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), который уже в 2014 году начал лицензионную сборку машинокомплектов российского бронеавтомобиля «Тигр» с последующей доработкой в интересах белорусских силовых структур в рамках опытно-конструкторских работ «Лис-ПМ».

В том же году инженеры минского завода приступили к работам по теме «Создание легкобронированного автомобиля» с шифром «V1» в рамках комплексного проекта «Средства подвижности систем вооружения». На основе анализа более 120 типов ЛБА из 26 стран мира белорусские инженеры выбрали оптимальную компоновку бронеавтомобиля и разработали модельный ряд.

Отдельно стоит остановиться на дизайне машины, который я бы назвал на то время футуристическим. Эскиз первого «Волата» мне довелось увидеть еще в 2015 году, и тогда казалось, что дальше концептуального скетча дело не пойдет. Однако первый броневик вышел точь-в‑точь, как на рисунке, имел стильный, динамичный и агрессивный (как полагается изделию военного назначения) дизайн. Именно тогда в управлении главного конструктора в отделе общих компоновок была создана группа дизайна. Молодые специалисты и современные компьютерные технологии позволили не отступить ни на йоту от изначальной задумки.

Броня второго поколения Республики Беларусь

Базовый ЛБА МЗКТ‑490100–010 получил капотную компоновку с установленным на раму бронированным корпусом, модульную конструкцию, автоматическую трансмиссию, длинноходовую независимую пружинную подвеску, бортовую информационно-управляющую систему. В качестве варианта исполнения также был разработан ЛБА МЗКТ‑490100–011 с боевым функциональным модулем под установку пулемета ПКМ и гранатомета АГС‑17. Основными конструктивными отличиями комплектации ЛБА МЗКТ‑490100–011 являлись механическая пятиступенчатая КПП СААЗ‑4334 МЗ и аналоговые контрольно-измерительные приборы взамен системы БИУС. Создатели оснастили свое детище всем необходимым современным оборудованием. В модельный ряд запроектировали около десятка машин различного назначения.

В конце 2017 года ОКР «V1» успешно завершились, базовый автомобиль МЗКТ‑490100–010 и его вариант с боевым функциональным модулем МЗКТ‑490100–011 приняли на вооружение, а «Волаты» запустили в производство на ОАО «МЗКТ». С того времени количество выпущенных машин только возрастает, а семейство постепенно пополняется новыми моделями. Осуществляется серийный выпуск ЛБА МЗКТ‑490100–019 для войск связи, изготавливаются МЗКТ‑490100–015 для машин разведки БРДМ‑4 Б2.

Экспортный вариант «Волата», появившийся в 2020 году, получил обозначение МЗКТ‑490101 и стал продолжением семейства «V1». Несмотря на то, что по конструкции машина значительно отличается от первой модели, она имеет ту же колесную формулу 4 × 4 и компоновку, за исключением десантного отсека, на месте которого разместилось отделение для багажа и оборудования. Этих изменений оказалось недостаточно, чтобы претендовать на второе поколение бронемашин МЗКТ, которое к тому времени уже было в разработке.

Второй, ставший первым

Броня второго поколения Республики Беларусь

Вторая генерация бронированных машин МЗКТ, как ни парадоксально, стала в итоге первой, причем в масштабах всей страны. Средний колесный БТР стал первым белорусским в этом классе. Все работы начинались в рамках ОКР «V2» в инициативном порядке в интересах Министерства обороны.

Эскизы первого белорусского БТР начали создаваться задолго до этих событий — еще в 2011 году. Тогда задумывалось создание многофункционального бронированного транспортного средства с колесной формулой 8 х 8 и полной массой до 20 тонн, которое можно было бы использовать не только в качестве БТР, но и как БМП, БРЭМ, БММ, БРДМ и даже САУ. Из-за отсутствия потенциальных заказчиков дело дальше эскизных проектов не пошло.

И только во второй половине 2020 года на МЗКТ начались работы по созданию бронетранспортера. Новая машина получила обозначение МЗКТ‑690003, а ее первый макетный образец впервые представили на выставке MILEX в 2021 году.

На этот раз дизайн «V2» принципиально отличается от концепции «V1». Как пояснил ведущий конструктор машины Денис Морозов, виной тому функция плавучести, предусматривающая максимальное водоизмещение для своих массогабаритных показателей. Этим и обуславливается такой высокий корпус с выборками по бортам. Острый нос у БТР — для повышения баллистической защиты, достигаемой в том числе и за счет углов наклона бронелистов капота, а также повышения характеристик плавучести. И как оказалось, большинство аналогов имеют схожий с «V2» внешний вид. Здесь на первом месте функционал, и лишь после определения габаритов и конфигурации корпуса дизайнеры имеют возможность облагородить внешний вид.

Что из себя представляет БТР «V2»? Это четырехосная полноприводная бронированная боевая машина средней весовой категории, способная преодолевать водные преграды. Для этих целей у нее есть два водометных движителя, система индикации наличия воды в корпусе и водооткачивающие насосы. В отличие от БТР‑80 выбрана компоновка с передним расположением силового агрегата, как у БМП‑2, считающаяся более безопасной для десанта (за счет спешивания через кормовую часть).

Броня второго поколения Республики Беларусь

Внутри корпуса три отделения: управления с водителем-механиком, боевое с оператором-наводчиком и командиром, а также десантное на восемь человек. Дополнительная защита от ударной волны при подрыве — энергопоглощающие сидения и подвесной пол. Кондиционер для комфорта и фильтровентиляционная установка для защиты от оружия массового поражения. Высадка десанта — через гидравлическую аппарель в корме, имеющую дополнительную дверь для экстренной эвакуации на случай повреждения или отказа гидросистемы.

Дизельный шестицилиндровый 550‑сильный двигатель и гидромеханическая АКПП составляют один силовой блок, легко демонтируемый для обслуживания и ремонта. Подвеска — независимая однорычажная гидропневматическая, обеспечивающая высокую проходимость и плавность хода по бездорожью. Бескамерные шины Бел‑248 при повреждении способны обеспечивать движение машины со скоростью до 20 км/ч по грунтовым дорогам.

Цифровизация производства

Исследовательские испытания первого белорусского БТР стартовали осенью прошлого года. Они позволили подтвердить все заявленные ранее характеристики, а также определить потенциал для их повышения. Сейчас осуществляются работы по определению эргономики, проверке тягово‑динамических характеристик.

В качестве комплекса вооружения на «V2» установлена башня БМП‑2 с модернизированной специалистами ОАО «Пеленг» системой управления огнем. Она имеет 30‑мм автоматическую пушку, спаренную с 7,62‑мм танковым пулеметом, модуль постановки дымовых завес «Туча», установку ПТРК. Пушка имеет двухплоскостную цифровую систему стабилизации, а прицелы наводчика и командира оснащены современными теле- и тепловизионными камерами.

Ныне на публике демонстрируется макет прототипа БТР, но в экспериментальном цехе МЗКТ уже запущен процесс изготовления опытных образцов в двух исполнениях. Работа над ними ведется по техническому заданию Министерства обороны. Озвучивать все детали требований военных пока еще рано, но о нескольких пунктах сказать можно. Так, в машине увеличится класс бронирования отдельных элементов конструкции и появится противоосколочный подбой внутри корпуса. Есть планы по увеличению удельной мощности, доработке подвески с возможностью регулировки клиренса. Возможно, в будущем появится тяжелая, не плавающая версия, оснащенная навесной броней.

Сейчас же проводится работа по созданию двух основных вариантов

Броня второго поколения Республики Беларусь

БТР МЗКТ‑690003–010 с модернизированной башней БМП‑2 и МЗКТ‑690003–020 с комплексом АДУНОК-БМ30. К слову, последний в витебском КБ «Дисплей» дорабатывается специально для «V2» с учетом требований военных. Так, в новом варианте у модуля появится возможность пуска ПТУР. Опытные образцы планируется отправить на предварительные испытания еще до конца этого года. Завод способен освоить серийное производство в кратчайшие сроки, а в случае большого госзаказа готов к созданию дополнительных производственных мощностей для этих целей.

Также стоит отметить, что на МЗКТ уже внедряется комплексная система автоматизации производства. Все работы дизайнеры, конструкторы, технологи осуществляют в единой программной среде системы «Базис». Каждый из них в режиме реального времени видит, как меняется изделие, над которым они работают.

Благодаря этому ведущий конструктор может оперативно влиять на ситуацию, экономя время и ресурсы. Именно по такой инновационной технологии сегодня и создается «V2».

Броня второго поколения Республики Беларусь

Основные технические данные БТР МЗКТ-690003:

  • Полная масса – 22000 кг
  • Максимальная скорость – 110 км/ч
  • Максимальная скорость на плаву – 10 км/ч
  • Мощность двигателя – 550 л. с.
  • Баллистическая защита – Бр4 (ГОСТ 34282-2017)
  • Противоминная защита – 2a/2b (STANAG 4569)
  • Экипаж – 11 (3 + 8) человек.
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account