14
Юрий Пашолок. Последняя модернизация Т-60

Юрий Пашолок. Последняя модернизация Т-60

История легкого танка Т-45, попытки подольше продержать производство Т-60 в Свердловске

Проблема с двигателями является одной из ключевых в танкостроении. Порой эти самые проблемы появляются на пустом месте. Например, в советском танкостроении подобное можно наблюдать в случае с малыми танками-разведчиками. Еще со времен таких танков, как Т-37 и Т-38, как силовая установка использовался мотор ГАЗ-АА. В тот момент казалось, что двигателя хватит, но уже к 1936-37 году стало понятно — мотора этого маловато. Это стало одной из причин, почему появился мотор ГАЗ-11 (советская копия легкового мотора Dodge), но возникало некоторое недоумение по другой причине. В том же городе, где находился завод №37, выпускавший Т-37 и Т-38, располагался еще один автомобилестроительный завод — ЗИС. Что именно мешало вернуться, во второй половине 30-х годов, к использованию ЗИС-овского мотора (а на «мобилизационном» танке Т-34 стоял как раз такой двигателя), непонятно. Зато в 1940-41 годах, да и после начала войны, моторные проблемы встали в полный рост.

Вот он, настоящий Т-45 образца 1941 года

Вот он, настоящий Т-45 образца 1941 года

Игнорирование мотора ЗИС-5 привело к целому ряду проблем. Помимо того, что к 1941 году артиллерийский тягач «Комсомолец» требовал замены, поскольку его мотор от «Полуторки» оказался уже слабоват для новых систем, под угрозой была и программа Т-40. Моторный цех ГАЗ осенью 1940 года забрали под выпуск авиационных двигателей, что привело к огромным проблемам. Когда же было решено проверить возможность установки мотора ЗИС-16 (форсированный вариант мотора ЗИС-5, изначально автобусный), выяснилась грустная ситуация. Компоновка Т-40 была такова, что ничего, кроме ГАЗ-11, в него не влезал. Поэтому Т-60, разработанный в конце июля 1941 года, изначально создавался с расчетом на установку московского мотора. Во второй половине 1941 года такая альтернатива не понадобилась, тем не менее, работы прошли не совсем чтобы впустую.

Так свердловский Т-60 выглядел к весне 1942 года. Тогда же, весной 1942 года, и появилась необходимость в ремоторизации

Так свердловский Т-60 выглядел к весне 1942 года. Тогда же, весной 1942 года, и появилась необходимость в ремоторизации

Еще осенью 1941 года были запущены работы по модернизации малого танка Т-60. По ее итогам танк получил усиленную броневую защиту, которую внедрили на серийных машинах. Вторым направлением работ стала работа по усилению вооружения. В данном случае результатов оказалось два — серийный и опытный. Серийным стал новый танк — Т-70. В случае с опытными работами получилась 37-мм пушка ЗИС-19, которую вписали в серийную башню. Данная работа в серию не пошла, поскольку 6 марта 1942 года Т-70 приняли на вооружение Красной Армии. Далее, 9 марта того же года, было принято решение о запуске производства Т-70 на заводе №37 (Свердловск) и заводе №38 (Киров). Впрочем, вскоре завод №37 получил отсрочку, поскольку возможности производства не позволяли просто взять и запустить этот танк в серию. Результатом отсрочки стало появление опытного танка Т-45, который можно назвать «Т-60 на стероидах».

Вот они, истинные причины появления Т-45

Вот они, истинные причины появления Т-45

В публикациях некоторых авторов Т-45 указывается как конкурент Т-70, чья разработка началась еще в 1941 году. Но это, будем откровенными, чушь собачья. Да, впервые индекс Т-45 прозвучал еще в апреле 1941 года, но речь шла о совсем другом танке. Под обозначением Т-45 подразумевалась вторая по счету реинкарнация «бюджетного» танка сопровождения Т-127. Проект вытащили из нафталина в апреле 1941 года и тут же прикопали. Что же касается того самого Т-45, о котором идет речь, то единственная причина, почему он вообще появился, связана со сложной ситуацией вокруг завода №37. Причем сложилась она даже не в конце 1941 года, а ближе к весне 1942 года. Писать о каких-то работах по глубокой модернизации Т-60 в Свердловске ранее февраля 1942 года — это, уж пардон, демонстрация своей полной профнепригодности. Вплоть до февраля 1942 года завод №37 занимался выпуском Т-30, параллельно внедряя Т-60 по проекту первой модернизации. Поэтому свердловские машины изначально имели другую башню (с переносом воздуховода со лба на крышку люка), имелись небольшие отличия по корпусу, ведущим колесам. А еще у завода №37 наблюдались большие проблемы с поставками моторов ГАЗ-11 модель 202. Например, с января по март 1942 года завод недополучил 664 мотора. Можно прикинуть, что было бы, если в Свердловске запустили выпуск Т-70, у которого мотор ГАЗ-203 состоял из спарки ГАЗ-11 модель 202.

ГАБТУ КА изначально не захотело иметь с Т-45 дел

ГАБТУ КА изначально не захотело иметь с Т-45 дел

Фактически точкой отсчета времени запуска проекта Т-45 можно считать 12 апреля 1942 года. В этот день было подписано постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Данное постановление сдвигало начало производства Т-70 на июль 1942 года (в этом месяце сдавалось 10 танков). На таком переносе настоял В.А. Малышев, нарком танковой промышленности. Между тем, и в апреле имелись проблемы с поставкой моторов. Из-за этого завод простаивал 8 дней апреля и первые 10 дней мая. В результате появилось логичное решение о переводе танка на мотор ЗИС-16, либо, если совсем дела будут плохи, на ЗИС-5. Такие моторы весной 1942 года освоили в Миассе, куда в 1941 году эвакуировали часть производства ЗИС. Коробки передач для Т-70, к слову, делалась там же. Инициаторами появления Т-45 следует считать руководство НКТП и военную приёмку завода №37. Сам Малышев в апреле 1942 года продвигал идею отсрочки выпуска Т-70 в Свердловске тем, что это даст Красной Армии лишние 400 Т-60. А тут получалось, что еще и с моторами беда. Военная приёмка на завода била тревогу и предлагала решать вопрос с моторами в начале мая 1942 года. Но по факту всё началось явно раньше. За неделю подобные решения точно не выполняются. Кроме того, к ремоторизации свердловских Т-60 подключили С.А. Гинзбурга, явно с санкции Малышева и Ж.Я. Котина.

Тем не менее, танк построили и испытали

Тем не менее, танк построили и испытали

Работы по теме перевода Т-60 на мотор ЗИС-5/ЗИС-16 вел возрожденный на новом месте отдел «22». Возглавил работы Н.А. Попов, имевший большой опыт по теме Т-40 и точно участвовавший в первой попытке перевода малого танка на мотор ЗИС. Задача усложнялась тем, что производство моторов ЗИС-16 еще не освоили, поэтому и была «заплатка» в виде ЗИС-5. На заводе №37 уже были в курсе, что мотор этот для Т-60 слабоват, поскольку масса танка достигла отметки в 6 тонн. В любом случае, приоритетом становился доработанный мотор ЗИС-16, причем заводу достался подержанны двигатель с пробегом 35000 километров. Мотор доработали: выхлопной коллектор переделали, также доработали картер маховика с креплениями двигателя, и конус коленчатого вала с насаженным шкивом для привода вентилятора. Поскольку было понятно, что нагрузка на мотор возрастет, а у Т-60 и так с тепловым режимом дела обстояли не очень, поставили усиленный радиатор. Переработанную силовую установку обозначили как ЗИС-60. В случае успеха смежником по двигателю становился завод в Миассе.

Самое смешное, что завод №37 построил именно то, что просили в ГАБТУ КА. Но просили осенью 1941 года, а на дворе был уже май 1942 года

Самое смешное, что завод №37 построил именно то, что просили в ГАБТУ КА. Но просили осенью 1941 года, а на дворе был уже май 1942 года

В корпус Т-60 мотор с доработанной системой охлаждения вписались без особых проблем. Внешне корпус не менялся, правда, пришлось дорабатывать заводной механизм и выхлопную систему. Успех в работе привел к тому, что отдел «22», явно получив согласие от НКТП, пошел дальше. Там начали работы по более глубокой модернизации Т-60, которая и получила индекс Т-45. К началу мая проект был готов, а к 8 числу уже изготовили опытный образец. Корпус менялся не сильно: толщину верхнего лобового листа увеличили до 25 мм, также переделывался люк механика-водителя. Его сделали сдвигающимся вбок, поскольку вылезать через него оказалось затруднительно. Сильнее всего изменилась башня. За основу взяли штатную башню Т-60, которая получила кормовую нишу и вытянутую вперед орудийную установку. Внутрь поставили 45-мм пушку, сдвинутую максимально вправо. По центру разместили телескопический прицел ТМФП, а справа — спаренный пулемет ДТ. Толщина башни выросла до 35 мм, а общая масса танка — до 6800 кг. Именно до такой массы нагрузили переделанный Т-60.

Танк получил доработанный люк механика-водителя и переделанную башню, броню усилили

Танк получил доработанный люк механика-водителя и переделанную башню, броню усилили

На совещании в ГАБТУ КА, которое состоялось 10 мая 1942 года, предложение по Т-45 рассмотрели и дали отрицательный вердикт. Причины очевидны: танк однозначно уступал Т-70. Вместе с тем, по предложению Гинзбурга было предложено провести кратковременные испытания. Нет, это не партизанщина Гинзбурга, а вполне рядовое событие в отношениях между НКТП и ГАБТУ. Хотя и бескорыстным такое покровительство со стороны НКТП не назвать. На заводе №37 в это время как раз работали над САУ по проектам Гинзбурга, причем на базе Т-60, так что интересы совпали. 18 мая было подписано распоряжение о проведении испытаний Т-60 с моторами ЗИС-5 и ЗИС-16. На следующий день танк с мотором ЗИС-16 отправился в пробег. С этим мотором скорость достигла 40,5 км/ч, а с мотором ЗИС-5 она снизилась до 37,2 км/ч. Стоит отметить, что и мотор ЗИС-5 был «подержанным», посему реальные скорости могли быть и выше. Отмечалось, что в виду дополнительной нагрузки тепловой режим мотора ухудшился, хотя тут следовало погонять рядом и обычный Т-60. Возможно, что получили бы похожие цифры.

В июне 1942 года Т-45, по большому счету, был уже не нужен

В июне 1942 года Т-45, по большому счету, был уже не нужен

Следующим на испытания пошел Т-45, который преодолел, с 6 по 13 июня, 1505 километров. На него поставили мотор ЗИС-5, тоже подержанный. Впрочем, более интересным были испытания вооружения. Указывалось, что удобство работы командира башни выше, чем в Т-60. На испытаниях скорострельность достигла 9 выстрелов в минуту, неплохой результат. Правда, всё равно возникал вопрос по тепловому режиму. Не менее важным вопросом стали перспективы Т-45 летом 1942 года. Дело в том, что на ГАЗ и на заводе №38 начался массовый выпуск Т-70. Появись Т-45 на полгода раньше, еще какие-то шансы у него имелись. В июне 1942 года, да еще и без выпуска моторов ЗИС-16, танк выглядел уже не актуальным. В начале июля завод №37 получил приказ прекратить выпуск Т-60 и срочно приступить к производству Т-70. Звезда Т-45 закатилась окончательно.

Всё, что пока известно о дальнейшей судьба Т-45

Всё, что пока известно о дальнейшей судьба Т-45

Дальнейшая судьба Т-60, переделанного на мотор ЗИС-5, а также Т-45, не совсем понятна. Судя по переписке, в сентябре 1942 года танки уехали на Западный Фронт, главный вопрос, куда. В любом случае, тема Т-60 закрылась окончательно. Если уж к Т-70 хватало претензий, то про Т-45 и говорить не приходилось. Время «малышей» ушло безвозвратно.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/posledniaia-modernizaciia-t60-628b73f27eba3d5d2e5ef269?&

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account