Андрей Харук. «Гвоздика» с румынским акцентом

15
Андрей Харук. «Гвоздика» с румынским акцентом

Андрей Харук. «Гвоздика» с румынским акцентом

Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.

Содержание:

Одним из основных направлений модернизации сухопутных войск Румынии в 80-е годы должно было стать насыщение их артиллерийского парка самоходными системами. Взяв за основу два советских изделия (2С1 «Гвоздика» и БМП-1), румынские конструкторы создали САУ OAPR-89.

К середине 70-х годов сухопутные войска Румынии располагали откровенно архаичным артиллерийским парком. Класс самоходных артсистем практически отсутствовал. Имелись лишь устаревшие САУ СУ-100, считавшиеся противотанковым средством, а также — в это трудно поверить — СУ-76! 326 таких самоходок ещё числились в румынской армии, используясь в качестве средства поддержки пехоты на батальонном уровне. Буксируемые системы были представлены образцами, помнившими ещё Вторую мировую войну. Но в последнем классе удалось частично наверстать упущенное, наладив производство 152-мм пушек-гаубиц М1981 (копия советской Д-20), М1985 (доработанный примерно до уровня советской гаубицы 2А65 вариант предыдущей артсистемы) и 130-мм пушек М1982 (копия китайского орудия «тип-59-1», то есть советского М-46). Обе последние системы внедрялись при активном содействии китайских инженеров. В области самоходной артиллерии Китай своего «ноу-хау» предложить пока не мог, поэтому румынам пришлось прибегнуть к советской помощи.

Взять «Гвоздику»? Или нет?

В середине 70-х годов Советский Союз мог предложить дружественным странам два типа современных самоходных артиллерийских установок — 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация». Первая из них, калибром 122 мм, соответствовала по своей баллистике буксируемой гаубице Д-30, вторая (152-мм) в этом отношении была аналогом Д-20. Впрочем, «Акация» поставлялась за рубеж в очень ограниченном количестве — из государств, входивших в Организацию Варшавского договора, её получили лишь ГДР (96 экземпляров), Венгрия (18) и Болгария (4). А вот сравнительно дешёвая и простая «Гвоздика» получила гораздо большее распространение: экспорт её в страны ОВД исчислялся сотнями экземпляров, а Польша и Болгария наладили массовое производство 2С1 по лицензии. Поначалу Румыния также склонялась к закупке «Гвоздики», купив в СССР шесть САУ этого типа (но без средств управления огнём — машин командира и старшего офицера батареи). Однако в итоге решили не тратиться на покупку лицензии, а пойти своим путём.

САУ OAPR-89 — румынская «Гвоздика». tanks-encyclopedia.com

САУ OAPR-89 — румынская «Гвоздика». tanks-encyclopedia.com

С 1982 года румынская военная промышленность осваивала производство БМП-1. Местный вариант, получивший обозначение MLI-84, был, что называется, творчески доработан: вместо штатного мотора УТД-20 мощностью 300 л.с. применили дизельный двигатель румынского производства 8V-1240-DT-S, развивавший 360 л.с. Корпус БМП переделали, удлинив на полметра, также усовершенствовали подвеску и внесли ряд других изменений. Именно на это шасси и решили поставить артиллерийскую часть от «Гвоздики».

Уже первые прикидки показали: башня от 2С1 тяжеловата для шасси БМП. Пришлось базу MLI-84 переделать, ещё раз немного удлинив (с 7,32 до 7,51 м) и добавив седьмую пару опорных катков. На это шасси водрузили штатную башню от 2С1. Стоит отметить, что в Румынии производство боевых отделений «Гвоздик» так и не было налажено — они импортировались из Болгарии. При этом сами орудия (копия 2А31) выпускались заводом в городе Решита под обозначением А565.

САУ OAPR-89 по сравнению с MLI-84 имеет удлинённую на один каток ходовую часть. valka.cz

САУ OAPR-89 по сравнению с MLI-84 имеет удлинённую на один каток ходовую часть. valka.cz

Румынский вариант самоходки оказался существенно тяжелее советского — 18,3 т против 15,7 т. Теоретически САУ является плавающей (движение на плаву осуществляется за счёт перемотки гусениц), но вот практически — способность румынской самоходки преодолевать водные препятствия вплавь вызывает сомнения, ведь она тяжелее MLI-84.

Передняя часть САУ OAPR-89. valka.cz

Передняя часть САУ OAPR-89. valka.cz

Самоходка получила наименование Obuzierul autopropulsat românesc, Model 1989 («Румынская самоходная гаубица, модель 1989 года»), сокращённо — OAPR-89. От «Гвоздики» она отличалась, в частности, отсутствием уступа в корпусе у места механика-водителя. Последний не располагал характерным для 2С1 окном с бронещитком и вёл машину «по-танковому», пользуясь перископами или высунувшись из люка. Кормовую часть корпуса переделали по сравнению с MLI-84: вместо двух дверей десантного отсека в ней имелась одна, расположенная по центру. Сам корпус — сварной конструкции, из стальных катаных плит.

Вид сзади на САУ OAPR-89 valka.cz

Вид сзади на САУ OAPR-89 valka.cz

Экипаж OAPR-89 состоял из четырёх человек: механика-водителя, располагавшегося в передней части корпуса, слева от двигателя, а также командира, наводчика и заряжающего, чьи рабочие места находились в баше. Возимый боекомплект был такой же, как и у 2С1, и состоял из 40 снарядов (как правило, 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных). Башня имела круговое вращение, а диапазон углов вертикальной наводки составлял от −3 до +70º. Максимальная дальность стрельбы достигала 15 200 м, а дальность прямого выстрела кумулятивным снарядом — 2000 м.

Производство и служба

Согласно расчётам, произведённым в середине 70-х годов, в период с 1978 по 1990 год румынским вооружённым силам требовалось получить ни много ни мало 1205 122-мм самоходных гаубиц. Как и в советской армии, ими предполагалось укомплектовать артиллерийские дивизионы мотострелковых (согласно румынской терминологии — механизированных) и танковых полков. Реалии существенно разошлись с этими планами.

Самоходка OAPR-89 в строевой части. Stroea A., Băjenaru G. Artileria Română În Date și Imagini. Bucureşti, 2010

Самоходка OAPR-89 в строевой части. Stroea A., Băjenaru G. Artileria Română În Date și Imagini. Bucureşti, 2010

Производство самоходок OAPR-89 осуществлялось на механическом заводе в городе Мизил — том же, где выпускались и БМП MLI-84. Согласно румынским публикациям, выпуск начался в 1987 году, однако по нашему мнению, речь идёт о производстве прототипов — иначе трудно объяснить обозначение OAPR-89 (например, БМП MLI-84 начала производиться в 1985 году). Серийный выпуск «гомеопатическими дозами» продолжался до 1992 года, а его объём составил всего 42 экземпляра — почти в тридцать раз меньше запланированного.

В строевые части САУ OAPR-89 поступили в 1990 году. Ими вооружили артиллерийские дивизионы двух танковых бригад: 25-й дивизион 22-й бригады в Бухаресте и 55-й дивизион 6-й бригады в Турде. Оба были четырёхбатарейными (по шесть орудий в батарее), причём 25-й дивизион полностью укомплектовали OAPR-89, а на четвёртую батарею 55-го дивизиона румынских САУ не хватило, и её вооружили самоходками 2С1. Служба OAPR-89 оказалась короткой: в 2005 году, с расформированием танковых бригад, их сняли с вооружения и отправили на склад (правда, справочник Military Balance указывал наличие 18 САУ OAPR-89 ещё в 2012 году). Никаких попыток модернизировать самоходки в Румынии не предпринималось.

Самоходки OAPR-89 на базе хранения. В левом верхнем углу снимка видны СУ-100. cartula.ro

Самоходки OAPR-89 на базе хранения. В левом верхнем углу снимка видны СУ-100. cartula.ro

Истребитель танков

Как уже упоминалось, сухопутные войска Румынии ещё в 70-е годы эксплуатировали сотни устаревших самоходок СУ-76 и СУ-100. Планами предполагалось к 1990 году поставить 1716 САУ-истребителей танков. Разработка соответствующего проекта началась в 1978 году в 111-м научно-исследовательском институте и заняла около шести лет. За основу взяли шасси MLI-84, а в качестве вооружения выбрали 100-мм нарезную пушку М1977 румынского производства. Конструкторы Михаил Бураку и Пауль Давариу предложили весьма оригинальную конструкцию башни с малым поперечным сечением. Командир находился сзади орудия, в полусферической командирской башенке, а наводчик располагался в корпусе. Применение автомата заряжания позволило уменьшить состав экипажа до трёх человек. Производство шасси предполагалось наладить в Мизуле, а орудия уже выпускались на предприятии в городе Решита.

Самоходка получила обозначение Tun Antitanc, Autopropulsat («Самоходное противотанковое орудие»), сокращённо — ТАА. Встречающееся обозначение М1985 к действительности отношения не имеет, поскольку ТАА не принималась на вооружение и даже не была воплощена в металл. К середине 80-х годов стало очевидно, что возможности пушки М1977 по поражению современных танков недостаточны. 111-й институт приступил к проектированию ТАА второго исполнения, вооружённой 125-мм орудием 2А46. Для этого шасси MLI-84 уже не годилось, поскольку масса самоходки приближалась к 30 тоннам. Этот вариант ТАА также остался лишь на бумаге.

Завершая эту статью, не удержимся от рефлексий, связанных с «Гвоздиками». Румынский опыт установки башни от 2С1 на шасси БМП-1 (точнее, её местной модификации) оказался неудачным — получившиеся самоходки прослужили всего полтора десятка лет, после чего были списаны. В соседней Болгарии предприняли обратную операцию, создав на основе шасси 2С1 боевую машину пехоты БМП-23 — итог также оказался далёким от ожидания. Проще, дешевле и быстрее было бы не искать собственных путей.

Тактико-технические характеристики САУ OAPR-89

БОЕВАЯ МАССА, Т 18,3
ЭКИПАЖ, ЧЕЛОВЕК 4
ВООРУЖЕНИЕ (БОЕКОМПЛЕКТ) 122-мм гаубица А565 (40)
УГОЛ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. 360
УГОЛ ВЕРТИКАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. -3, +70
МАКСИМАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ, М 15200
РАЗМЕРЫ, ММ:
ДЛИНА

ВЫСОТА

ШИРИНА

7505

3150

2720

КЛИРЕНС, ММ 400
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л.С. 360
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ, КМ/Ч 64
ЗАПАС ХОДА, КМ 450

Литература

      1. Stroea A., Băjenaru G. Artileria Română În Date și Imagini. Bucureşti, 2010
      2. army-guide.com
      3. tanks-encyclopedia.com
      4. walka.cz
      5. pancerni.abajt.pl

источник: https://warspot.ru/20742-gvozdika-s-rumynskim-aktsentom

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account