Юрий Пашолок. Чехословацкий танк для перуанской армии

17
Юрий Пашолок. Чехословацкий танк для перуанской армии

Юрий Пашолок. Чехословацкий танк для перуанской армии

История легкого чехословацкого экспортного танка Praga LTL (Tanque 39), созданного для перуанской армии

К началу 30-х годов на рынке экспортных танков фактически имелось всего две страны. Первой была Франция, поначалу являвшаяся едва ли не единоличным продавцом танков. Связано это было с наличием огромного количества легких танков Renault FT, которые банально требовалось куда-тот девать. Во многом поэтому французы имели столь существенный успех, который, впрочем, не мог продолжаться вечно. В конце 20-х годов на рынок экспортных танков вышел концерн Vickers-Armstrongs. Англичане очень быстро смогли догнать и перегнать французов, поскольку их линейка боевых машин оказалась современнее и более разнообразной. Дело почти дошло до того, что сами французы собирались выпускать по лицензии танкетки Carden-Loyd, выпускавшиеся силами Vickers. Обратной стороной медали такого успеха стало то, что рано или поздно он должен был обернуться против самой Vickers-Armstrongs. Дело в том, что концепция создававшихся ими танков и танкеток далее оказалась пересмотрена в других странах, ранее выпускавших такие боевые машины по лицензии. Прежде всего это касалось Италии и Чехословакии.

Таким образом Praga LTP выглядел изначально. Вооружение в виде 20-мм пушки - рудимент от LTL

Таким образом Praga LTP выглядел изначально. Вооружение в виде 20-мм пушки — рудимент от LTL

В Чехословакии партнером Vickers-Armstrongs оказалась ČKD, которая выпускала по лицензии танкетку CL-P (Carden-Loyd-Praga). Вскоре эта танкетка превратилась в P-I, которая достаточно сильно отличалась от прародителя. 17 октября 1933 года MNO сделало выбор в пользу P-I, заказали серию из 70 танкеток, получивших обозначение Tč vz. 33. Впрочем, уже год спустя чехословацкие военные в танкетках разочаровались. Еще одним «выхлопом» от сотрудничества Vickers-Armstrongs и ČKD можно считать легкий танк P-II, созданный явно с оглядкой на Vickers Mk.E. Танк приняли на вооружение как LT vz.34, но и он не был выпущен особо крупной серией. Тем не менее, на ČKD решили развивать концепции P-I и P-II, только уже по линии экспортных поставок. Результат не заставил себя долго ждать: в 1935 году появились Praga AH-IV и Praga TNH, которые создавались по заказу Ирана. Обе машины получились удачными, что открывало перспективы для дальнейших заказов.

Первый образец Praga LTP, окончательно сданный в июле 1938 года

Первый образец Praga LTP, окончательно сданный в июле 1938 года

В начале декабря 1935 года у ČKD стал проклевываться новый потенциальный заказчик. Как сообщал Эмиль Оплатка, агент ČKD, в Париже был замечен полковник Мартирес, глава перуанской закупочной комиссии. Целью его визита была закупка легких танков, либо танкеток. На тот момент Мартинес склонялся к итальянским танкеткам CV 33. Оплатка смог наладить контакт с перуанской делегацией, а 27 января 1936 года ČKD сделало предложение в виде 10-20 танкеток Praga AH-IV, либо такое же количество легких танков Praga TNH. И если с танкетками так и не срослось, легкий танк вызвал у перуанской комиссии неподдельный интерес. Фактически единственной причиной, по которой Мартинес интересовался итальянскими танкетками, была низкая цена (около 200 тысяч крон). Впрочем, когда в октябре 1936 года состоялся визит в Прагу, стало ясно — Перу нужны легкие танки. Так началась история Praga LTP, он же Tanque 39.

Далее танк получил 3-цветный камуфляж

Далее танк получил 3-цветный камуфляж

В чистом виде Praga TNH перуанским требованиям не подходил, поскольку получался слишком тяжелым. Согласно разработанной спецификации, боевая масса танка не превышала 5-6 тонн, вооружение состояло из 1 пушки калибра 37 мм и спаренного с ней пулемета, а максимальная скорость ожидалась не менее 20 км/ч. Всего ожидалось закупить 36 таких танков. Требования усложняли задачу конструкторов ČKD, но нельзя сказать, что они не имели никакого задела по похожим машинам. 28 декабря 1935 года на ČKD прибыло письмо из литовского Министерства Обороны, где расписывались требования на их танк. Литовские военные хотели танк боевой массой около 5 тонн, правда, их предполагалось вооружить 20-мм автоматическими пушками Oerlikon. Потом Литва неоднократно меняла требования, в январе 1937 года требования по массе составляли те же 5-6 тонн. В результате нет ничего удивительного, что Praga TNH-L, он же Praga LTL, отчасти послужил основой для будущего Praga LTP.

Танк получился на тонну тяжелее исходной спецификации, но это ему нисколько не помешало. Более мощный мотор позволил получить очень приличную удельную мощность

Танк получился на тонну тяжелее исходной спецификации, но это ему нисколько не помешало. Более мощный мотор позволил получить очень приличную удельную мощность

Есть в этой истории и швейцарский след. С июля 1937 года начались контакты со швейцарскими военными, итогом которых стали работы по Praga LTL-H. Швейцарцы внезапно тоже захотели танк боевой массой 6 тонн. Между тем, Оплатка старательно перехватывал корреспонденцию между полковником Мартинесом и Лимой. Она четко говорила о том, что глава перуанской закупочной комиссии нацелился на продукцию ČKD, но вопрос цены, совсем не праздный для небогатой Перу, был всё еще актуален. Посему Мартинес искал дополнительные варианты. Впрочем, по факту у него особых вариантов не имелось, а танкетка CV-33 явно уступала легкому танку ČKD. 26 октября 1937 года от Мартинеса пришло официальное письмо, в котором говорилось о желании приобрести 24 танка. Переговоры шли далее, окончательно сделку оформили 15 февраля 1938 года. Между тем, одновременно шли работы по швейцарской машине, а вот с литовской стороной дело как-то тормозилось.

При создании танка учитывался опыт создания танков не только для Литвы, но и для Швейцарии

При создании танка учитывался опыт создания танков не только для Литвы, но и для Швейцарии

Результатом происходящего стало то, что финальная конфигурация перуанского танка была гораздо ближе не к литовскому «прародителю», а к швейцарскому собрату. Особенно это касалось конфигурации шасси. От хитроумной системы с трансмиссионным отделением в кормовой части отказались, шасси оказалось ближе к TNH. Вместе с тем, длина корпуса танка, который с апреля 1938 года стал именоваться Praga LTP, составила те же 4150 мм. Согласно изначальной спецификации, танк должен был иметь боевую массу 6,3 тонны, развивать максимальную скорость в 40 км/ч и работать на высотах до 4,5 километра. Впрочем, такую массу удержать не удалось, танк получился на тонну тяжелее. Впрочем, силовая установка Scania-Vabis 1664 обеспечивала такую мощность, что рост массы проблемой не стал. Шведский 6-цилиндровый мотор объемом 7,75 литров и мощностью 125 лошадиных сил стал результатом сотрудничества ČKD со шведами.

Перед отправкой танк получил имя собственное LIMA

Перед отправкой танк получил имя собственное LIMA

Приличная удельная мощность стала хорошей прибавкой к другим характеристикам. Толщина брони достигала 25 мм в лобовой части, это надежно защищало от огня крупнокалиберных пулеметов. Вполне неплохо обстояли дела и с обзорностью, а также удобством работы экипажа. На этом фоне CV 33, главный конкурент, явно проигрывал, что не помешало ČKD «помочь» конкуренту проиграть. Но в эту игру можно играть вдвоем, и вот тут у ČKD чуть не случился провал. Дело в том, что Южная Америка являлась вотчиной Schneider-Creusot, а та, с 1922 года, имела партнерские отношения со Škoda. Так вот, вооружение для Praga LTP выпускала как раз Škoda, и тут возникли проблемы. После ряда переговоров удалось найти консенсус, но вместо 37-мм пушки A 4 Beta поставили более раннюю A 3. Впрочем, и с ней машина получалась очень интересной.

По сравнению с исходным проектом улучшилась обзорность

По сравнению с исходным проектом улучшилась обзорность

Сборка первого опытного LPT начала 21 апреля 1938 года, финализация работ шла в июне, но по разным причинам приемка состоялась 11 июля. Первое время танк ездил в грунтовке, но в дальнейшем LTP получил трехцветный камуфляж и имя собственное LIMA. В начале августа первый этап испытаний закончился, после чего, 4 августа, машину загрузили в контейнер и она поехала в Гданьск. Там контейнер погрузили на борт парохода «Пилсудский». Тот 20 числа прибыл в Нью-Йорк, далее контейнер перегрузили на пароход «Фрида», а 13 сентября он прибыл в перуанский порт Кальяо. Почти сразу после прибытия начались войсковые испытания опытного образца, сначала в арсенале Лимы, а далее танк доставили в Ла Оройа. В условиях высокогорья танк отлично себя показал, случилось это к 23 сентября, после чего была дана отмашка к запуску серийного выпуска LTP. Далее последовали испытания в пустыне, машину осмотрел генерал Оскар Бенавидес, президент Перу. Это уже были формальности, танк явно получился.

Погрузка опытного LTP в контейнер перед отправкой заказчику

Погрузка опытного LTP в контейнер перед отправкой заказчику

Запуск LTP в серию происходил во время известных событий в Судетах. Некоторое время машины даже предполагалось реквизировать для усиления чехословацких танковых частей. Впрочем, после того, как случился Мюнхенский Сговор, MNO к зарубежным машинам охладела. Не был интересен этот танк и немцам, которые спокойно пропустили первую партию LTP через Гамбург. Случилось это 4 ноября 1938 года, в Перу отправилось 6 танков. Такими же небольшими партиями чехословацкие легкие танки направлялись и дальше, последние машины отправили 27 февраля 1939 года. В Перу их встречала группа из чехословацких приемщиков. Тут надо заметить, что в Перу шли не только танки. ČKD поставляла и артиллерийские тягачи, включая и Praga T-6. В общем, приемщикам было чем заняться. Дальше случилось 15 марта 1939 года, после чего часть приемщиков изъявило желание остаться в Перу. Это только было на руку перуанской армии, поскольку в стране остались специалисты, хорошо знающие машины. Так что с обслуживанием LTP головной боли у перуанцев не было.

Очередная партия танков перед отправкой заказчику

Очередная партия танков перед отправкой заказчику

А вот головной боли у соседей Перу, наоборот, прибавилось. Совершено внезапно перуанская армия обзавелась крупнейшим в регионе парком танков. Кому-то может показаться, что 24 танка — это ничто. Может быть, но не в ситуации, когда соседи вообще ничего не имеют. Ни танков, ни эффективных противотанковых средств. В этом пришлось убедиться Эквадору, между которым и Перу 5 июля 1941 года началась война. Вяло тлеющий конфликт за спорные территории перерос в полноценные боевые действия. 23 июля 1941 года в бой пошел танковый батальон. Его целью стал Пуэрто-Боливар, обороняющаяся сторона не могла ничего сделать с такой атакой. Перуанская пехота под прикрытием танков прорвала фронт, а на следующий день в Пуэрто-Боливар высадили воздушный десант. Это стало решающим сражением, далее боевые действия велись в вялотекущем режиме. Можно вполне обоснованно говорить, что чехословацкие танки стали ключевым аргументом в этой войне. Больше того, в танках имелись и чехословацкие экипажи.

Tanque 39 в бою, июль 1941 года

Tanque 39 в бою, июль 1941 года

Praga LTP стал еще одним образцом военной техники, который чехословацкая промышленность может записать себе в плюс. Помимо вполне адекватных характеристик, танк, именовавшийся в перуанской армии как Tanque 39, отличался надежностью. Уже после войны Мартинес, к тому моменту генерал, вел переговоры с ČKD по поставке запчастей. Этот пункт переговоров закончился успехом, что позволило еще долго эксплуатировать Tanque 39. А вот со вторым пунктом переговоров не задалось. Перу хотела закупить 24–36 танков, которые предполагалось вооружить 37-мм пушками A 7, а корпуса и башни планировались сварными. Увы, по политическим причинам сделка сорвалась. Тем не менее, сама эта история говорит о многом. Перу вполне могла закупать американские легкие танки, но Tanque 39 там ценили выше.

Эксплуатация этих танков продолжалась до 80-х годов

Эксплуатация этих танков продолжалась до 80-х годов

Эксплуатация Tanque 39 продолжалась до конца 80-х годов. Примерно половина этих танков дожила до наших дней. Из них один передали в Чехию, где его полностью восстановили. Танк находится в экспозиции военно-технического музея в Лешанах. Туда же попало еще некоторое количество танков, которые поставлялись ČKD в другие страны. Как и в случае с Tanque 39, их эксплуатация там длилась долго, а воспоминания о технике чехословацкого производства остались положительными.

Список источников:

      1. РГВА
      2. Архив ČKD
      3. Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
      4. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/chehoslovackii-tank-dlia-peruanskoi-armii-60f16b3c116f4228d0dbf73f

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account