Юрий Пашолок. Додж 3/4 по-русски, утонувший в согласованиях

19
Юрий Пашолок. Додж 3/4 по-русски, утонувший в согласованиях

Юрий Пашолок. Додж 3/4 по-русски, утонувший в согласованиях

История артиллерийского тягача ГАЗ-61-416, которому 23 июля исполнилось 80 лет со дня принятия на вооружение

В отличие от танкостроения, советская автомобильная промышленность к началу Великой Отечественной войны не могла похвастаться большими достижениями. Этому была целая масса причин, причем некоторые из них связаны совсем не с низким техническим уровнем промышленности. Главная проблема, особенно в случае с военными машинами, заключалась в том, что для гражданского автомобилестроения армейские заказы являлись низким приоритетом. Для начала требовалось насытить народное хозяйство машинами, а военные… да пусть берут, что есть. В результате основу автопарка Красной Армии составляли ГАЗ-АА/ААА, ЗИС-5/ЗИС-6, а также ГАЗ-М1. Заказы на специальные машины имелись, но с их разработкой дела обстояли как-то не очень. Особенно это касалось машин с полным приводом, работы по которым начались во второй половине 30-х годов. К началу Великой Отечественной войны легковые и грузовые машины с полным приводом всё еще находились в стадии опытных образцов. И это при том, что как минимум пара из них была принята на вооружение Красной Армии еще 19 декабря 1939 года.

Тот самый пикап, что часть указывают как гражданский. В АБТУ КА по этому поводу удивились бы

Тот самый пикап, что часть указывают как гражданский. В АБТУ КА по этому поводу удивились бы

Одним из таких опытных автомобилей, который никак не мог попасть в серию, оказался ГАЗ-61. Этот легковой полноприводной автомобиль на базе ГАЗ-М1 был создан на ГАЗ им. Молотова под руководством Виталия Андреевича Грачева. На момент создания это был один из лучших автомобилей в своём классе, но целый ряд обстоятельств встал на его пути. Самым сложным препятствием стало то, что осенью 1940 года у ГАЗ отобрали моторный цех, где только освоили выпуск новых моторов ГАЗ-11. Цех решили перепрофилировать на выпуск авиационных моторов М-105. Решение ошибочное, оно позже очень сильно повлияло не только на выпуск ГАЗ-61, но и целого ряда других машин. Включая, кстати, и танки. Поначалу выпуск ГАЗ-61 вообще перенесли на 1942 год, но поскольку НКАП перешел дорогу «танкистам», из ГАБТУ последовал грозный окрик. Это повлияло на планы возобновления выпуска моторов ГАЗ-11. Соответственно, забрезжил свет надежды и по поводу ГАЗ-61. При этом в начале 1941 года эту машину перестали рассматривать только как командирский автомобиль.

GMC ACK-101, прямой прародитель ГАЗ-61-416

GMC ACK-101, прямой прародитель ГАЗ-61-416

В начале 1940 года начались работы по созданию полноприводного пикапа на базе ГАЗ-61. Эта модель, известная как ГАЗ-61-415, обычно ассоциируется с народным хозяйством. На самом деле это миф: согласно планам по опытным работам АБТУ КА (с лета 1940 года ГАБТУ КА), в ней числилась именно такая машина. То есть ГАЗ-61-415 изначально был военным заказом. Пикапы в Красной Армии имели довольно специфичную область применения, причем тягача изначально в ней не предусматривалась. Вместе с тем, осенью 1940 года в американской прессе появились снимки армейских полноприводных машин того же класса, что и ГАЗ-61. Среди них обнаружился и артиллерийский тягач с упрощенной открытой кабиной. Информация о таких машинах оказалась для Автотракторного Управления Красной Армии крайне интересной. Так на свет стала рождаться концепция машины, получившей обозначение ГАЗ-61-416. Сегодня ей исполнилось 80 лет, так что есть смысл поговорить поподробнее.

Испытания, проведенные в декабре 1940 года, показали принципиальную возможность использования ГАЗ-61 как тягача противотанковой артиллерии

Испытания, проведенные в декабре 1940 года, показали принципиальную возможность использования ГАЗ-61 как тягача противотанковой артиллерии

По иронии судьбы, прародителями советских полноприводных машин военного назначения часто становились либо опытные, либо малосерийные автомобили. Появившийся чуть позже ГАЗ-64 создали по мотивам публикации о Ford Pigmy, даже изначально тема именовалась «Пигмей». В случае же будущего ГАЗ-61-416 прообразом стала заметка о «пикапе General Motors грузоподъемностью 1/2 и 3/4 тонны». Даже четкого индекса в Автотракторном Управлении Красной Армии не знали. Так вот, как прародитель выступил GMC ACK-101, малоизвестный полноприводной автомобиль, созданный по той же концепции, что и Ford-Marmon-Herrington, прародитель ГАЗ-61. То есть был взят гражданский пикап и поставлена ведущая передняя ось. В американской армии GMC ACK-101 места не нашлось, поскольку конверсия несколько уступала машинам специальной разработки. Но всех тонкостей в СССР не знали. Зато на фотографиях приводилась машина, вполне подходящая на роль легкого артиллерийского тягача.

Опытный образец 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 на испытаниях, начало мая 1941 года. Выяснилось, что для орудия нужен тягач помощнее

Опытный образец 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 на испытаниях, начало мая 1941 года. Выяснилось, что для орудия нужен тягач помощнее

В декабре 1940 года на НИБТ Полигоне провели зимние испытания второго опытного образца ГАЗ-61, который соответствующим образом доработали. Изначально фаркопа у машины не имелось, поэтому его пришлось ставить дополнительно. В ходе зимних испытаний ГАЗ-61-40 успешно использовался как тягач 45-мм противотанковой пушки. Этот факт отдельно отметили специалисты полигона, посетовав на то, что пикап ГАЗ-61-415 буксирными приборами не оснащается. Не менее важным моментом декабрьских испытаний стало то, что полигон признал ГАЗ-61 многоцелевой машиной. Он настаивал на необходимости расширения модельного ряда, в том числе и за счет специализированного тягача 45-мм противотанковой пушки. Также предлагалось выпускать и «пулеметную тачанку». Все это стало причинами происходивших весной 1941 года метаморфоз с машиной, тем более что как раз тогда вопрос нового арттягача встал очень остро.

Первый опытный образец ГАЗ-61-416, июль 1941 года. Его легко определить по совершенно иной рамке лобового стекла

Первый опытный образец ГАЗ-61-416, июль 1941 года. Его легко определить по совершенно иной рамке лобового стекла

Летом 1940 года командование ГАУ КА инициировало работы по созданию новой противотанковой пушки калибра 50-60 мм. Это стало результатом изучения вопроса соответствия 45-мм противотанковой пушки, на тот момент типового противотанкового средства Красной Армии, реалиям современной войны. Выяснилось, что увеличение толщины брони привело к резкому снижению противотанковых возможностей пушки. Броня толщиной 40 мм могла пробиваться на дистанции не более 200-300 метров, дальнейшее увеличение толщины делало пушку бесполезной. Результатом запущенной программы противотанковой артиллерии стало создание 57-мм противотанкового орудия Ф-31, в марте 1941 года переименованного в ЗИС-2. Первые же полигонные испытания, которые провели в конце апреля-начале мая 1941 года, показали увеличение пробития брони до 80-85 мм при угле наклона листа 30 градусов. Естественно, были найдены некоторые недостатки, которые затянули время начала выпуска. Но уже в мае 1941 года выявилась одна существенная проблема, которую было не решить доводкой самого орудия. Боевая масса ЗИС-2 составляла 1050 кг, что более чем в 2 раза превышало показатели 45-мм пушки. Вместе с передком масса возрастала до 1612 кг. Это делало невозможным использовать артиллерийский тягач «Комсомолец», штатное средство мехтяги 45-ки, для использования в паре с ЗИС-2. Нет, если очень надо, тянуть будет, только при этом мотор станет перегреваться, а ресурс машины резко снизится.

Вместо ЗИС-2 машину заставили таскать более тяжелую зенитку 61-К. Военные искали пределы возможности машины

Вместо ЗИС-2 машину заставили таскать более тяжелую зенитку 61-К. Военные искали пределы возможности машины

Вплоть до мая 1941 года вопрос с артиллерийским тягачом на базе ГАЗ-61 висел в воздухе. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после испытаний ЗИС-2, где выяснилось, что орудию нужен более мощный тягач. Вопрос о необходимости срочной разработки такой машины был поднят 10 мая 1941 года. Спустя 2 недели, 26 мая 1941 года, на ГАЗ им. Молотова стартовали работы по такой машине. Вопреки публикациям Евгения Прочко, машина эта называлась отнюдь не ГАЗ-61-417. Такого индекса не упоминается нигде, зато ГАЗ-61-416 можно видеть повсеместно. Собственно говоря, 416 — это не порядковый номер, а тип кузова. 416 означало открытый упрощенный кузов и грузоподъемность 500 кг. Проектировала кузов машины та же группа под руководством Савочкина, что и ГАЗ-М415. Изначально ГАЗ-61-416 был чем-то похож на смесь ГАЗ-61-40 и ГАЗ-61-415, но с упрощенным бампером и упрощенным, открытым сверху кузовом. Даже лобовое стекло изначально было не откидным. Фактически изначально получался многоцелевой полноприводной пикап с упрощенным кузовом, а не то, чем машина стала немного позже.

Естественно, более тяжелая система перевозилась с большими усилиям. Но именно эти испытания стали для ГАЗ-61-416 путевкой в жизнь

Естественно, более тяжелая система перевозилась с большими усилиям. Но именно эти испытания стали для ГАЗ-61-416 путевкой в жизнь

Поскольку первый опытный образец ГАЗ-61-416 был готов в июле 1941 года, на первом этапе сравнительных испытаний, которые состоялись 17 июня 1941 года, отдувался чуть переделанный ГАЗ-61-415. Впрочем, и даже в таком виде машина выглядела явно интереснее своего прямого конкурента — АР-НАТИ. Вообще борьба была явно не равна, поскольку А.Ф. Андронов, реальный автор АР-НАТИ, создавал машину-разведчик, которая, в случае необходимости, могла использоваться как тягач 45-мм противотанковой пушки. Но для военных слова «тягач» было достаточно. Они так чуть не угробили ГАЗ-64, и вот теперь под раздачу попал АР-НАТИ. В несчастную машину впрягли, помимо ЗИС-2, еще и 37-мм зенитную пушку 61-К массой под 2 тонны. Понятное дело, что тянул АР-НАТИ эти системы с большим напряжением. Что же касается ГАЗ-61-415, то для него такая ноша была куда легче. Особенно это касалось ЗИС-2, что привлекло особое внимание военных.

Второй опытный образец машины, если бы не упрямство военных, серийный ГАЗ-61-416 мог быть и таким

Второй опытный образец машины, если бы не упрямство военных, серийный ГАЗ-61-416 мог быть и таким

Полноценные испытания прошли в период 5 по 11 июля 1941 года на НИБТ Полигоне, инициатором испытаний стал маршал Кулик. К тому моменту на ГАЗ, в спешном порядке, закончили изготовление опытного образца ГАЗ-61-416. Самое интересное, что ЗИС-2, на сей раз, не таскали, вместо нее была всё та же зенитка 61-К. Нет, это военные не сошли с ума. Они решили проверить предельную нагрузку на потенциальные тягачи, в условиях острого дефицита имел место поиск резервов. Так вот, по шоссе ГАЗ-61 с явно запредельной нагрузкой прошел со средней скоростью 52,2 км/ч, а АР-НАТИ — 41,8 км/ч. При этом расход топлива у ГАЗ-61-416 составил 189 литров на 100 километров, а у АР-НАТИ — 181 литр на 100 километров. Впрочем, более показательными стали испытания по разбитому проселку, залитому водой. У ГАЗ-61-416 средняя скорость составила 17,6 км/ч, а у АР-НАТИ — 15,6 км/ч. Вроде бы разница небольшая, но это если не знать про расход топлива. У ГАЗ-61-416 он составил 289 литров на 100 километров, а у АР-НАТИ — 433 литра на 100 километров. При этом АР-НАТИ двигался с постоянно работающем на пределе моторе. Некоторый перегрев наблюдался и у ГАЗ-61-416, но это потому, что в него впрягли явно не его ношу. В любом случае, АР-НАТИ годился разве что для таскания 45-ки, причем с неполным расчетом и без боезапаса. Во многом это стало причиной, почему работы по этой машине вскоре затихли. По иронии судьбы, ГАЗ-64, который за весну-лето 1941 года доработали, смог «пересидеть» конкурента», в серию он пошел с конца августа 1941 года.

Позднее эта машина использовалась ГАЗ для опытных работ

Позднее эта машина использовалась ГАЗ для опытных работ

Естественно, к ГАЗ-61-416 нашлись претензии, всего их набралось 10 пунктов. Требовалось ставить более мощный радиатор, улучшить крепление мотора, усилить заднюю подвеску, а буксирный крюк перенести назад. Вместе с тем, было очевидно, что машина получилась оптимальным тягачом для ЗИС-2. Альтернатив этой машине не осталось, тем более что «Комсомолец», с 1 августа 1941 года, прекращали выпускать. С другой стороны, как раз в июле 1941 года КБ завода №92 разработало на базе «Комсомольца» истребитель танков ЗИС-30. За счет того, что масса орудия, без лафета, оказалась ниже, ЗИС-30 получился вполне жизнеспособным изделием. Так вот, судьбе было угодно сделать так, чтобы ЗИС-30 и ГАЗ-61-416 приняли на вооружение Красной Армии одним и тем же постановлением. Постановление ГКО №252сс «О противотанковых пушках» от 23 июля 1941 года Сталин написал собственноручно. Согласно ему, выпуск ГАЗ-61-416 ожидался к 10 августа 1941 года. При этом Сталин был в курсе ситуации с выпуском «Комсомольца». Получалось так, что сначала выпускались в серию ЗИС-30, а далее ЗИС-2 выпускались со штатным тягачом в виде ГАЗ-61-416. Такому решению способствовали и дополнительные испытания ГАЗ-61-416, проведенные 19-20 июля 1941 года. Машина прошла 475 километров по маршруту Горький – подмосковный поселок Бабушкин. Испытания прошли успешно, но буксирный крюк забраковали. Его требовалось переделать.

Третий, эталонный образец ГАЗ-61-416, сентябрь 1941 года

Третий, эталонный образец ГАЗ-61-416, сентябрь 1941 года

2 августа 1941 года с ГАЗ им. Молотова было подписано дополнительное соглашение А2-645. «Обычных» ГАЗ-61 теперь сдавалось всего 200 штук, то есть машина становилась «генеральской», по крайней мере в 1941 году. А вот ГАЗ-61-416 ожидалось уже 500 штук. 4 числа на испытания вышел второй опытный образец машины, причем с ним связана одна интересная история. Так получилось, что именно эта машина чаще всего мелькала на фотографиях. В результате ее облик стал «каноничным». При разработке второго образца учитывался опыт доработки ГАЗ-64. Например, по его образу сделали откидное лобовое стекло. Также появился съемный верх. И вот тут своё веское мнение высказали артиллеристы. Они потребовали машину доработать. 6 августа появились технические условия приемки пикапов заводом №92. Согласно техусловиям, в машине размещался комплект боеприпасов, шанцевый инструмент (2 лопаты, 1 кирка и 1 лом), 2 ящика с орудийным и батарейным ЗИП, а также ящик с насосом двойного действия (1 насос на 6 машин). Боекомплект требовалось разместить так, чтобы его можно было легко вынимать, а снаружи он защищался броневой крышкой. В идеале боекомплект клался в специальных лотках на 5 унитарных патронов. Всё это привело к бурной переписке с утряской финальных технических условий. За всем этим как-то терялся фактор времени. А оно неумолимо тикало.

Такой машина пошла в серию

Такой машина пошла в серию

Итогом всего происходящего стало то, что третий, эталонный образец ГАЗ-61-416, появился 5 сентября 1941 года. На всякий пожарный, с момента предполагавшихся поставок тягачей заводу №92 прошел почти месяц. Этот самый эталонный образец хорошо известен, но — только его фото спереди и сбоку. Снаружи машина отличалась от предшественников наличием шанцевого инструмента: на бортах кузова крепилось 2 лопаты, крика, топор и канистра. На самом же деле главные отличия машины скрывались внутри кузова, и они принципиально отличали третий образец от первых двух. Теперь это был не просто пикап, а полноценный артиллерийский тягач. Вместо откидных лавок внутри появилась центральная укладка на 30 унитарных патронов, в лотках по 5 штук в каждом. Одновременно укладка являлась и сиденьем для расчета. Также в кузове разместили артиллерийский ЗИП. На совещании в августе 1941 года предлагалось также сделать укладки для 6 винтовок, но места для них уже не осталось. Наконец, сиденья заменили на конструкцию, аналогичную сиденьям ГАЗ-64.

Снаружи от второго образца отличия были минимальные

Снаружи от второго образца отличия были минимальные

Казалось бы, самое время запускать машину в серию. Но артиллеристы, похоже, полностью потеряли связь с реальностью. Иначе не объяснить тот факт, что вместо немедленного запуска машины в серию ей устроили испытания, проводившиеся в период с 22 по 25 сентября 1941 года. Такое впечатление, что нашу артиллерию покусали французы, да и то, после 10 мая 1940 года они себе такой роскоши не позволяли. Машина прошла 645 километров, также провели испытания укладок. По результатам испытаний машину утвердили окончательно, после чего одобрили запуск ГАЗ-61-416 в серию. МО-ЛОД-ЦЫ.

Главное отличие находилось в кузове

Главное отличие находилось в кузове

Итого граждане артиллеристы фактически оставили ЗИС-2 без штатного тягача. Завод вполне мог запустить производство ГАЗ-61-416 еще в августе, но товарищам военным захотелось, вместо снарядных ящиков, красивых укладок. Иначе, как ненормальными, принимавших такое решение назвать нельзя. Потому что к началу октября, когда ГАЗ, наконец, получил отмашку по выпуску ГАЗ-61-416, время вышло. ГАБТУ КА и лично товарищу Сталину было уже глубоко плевать, какая там красивая боеукладка получилась. Красной Армии были нужны танки, срочно, любые. В случае с ГАЗ таковым танком являлся Т-60, который использовал те же самые моторы ГАЗ-11 модель 202. С начала октября 1941 года в сторону Горького летели тяжелые предметы в виде писем Сталина срочно, нет, СРОЧНО, увеличить объемы выпуска танков. В какую сторону отправили бы любителей теории «надо было выпускать тягачи вместо Т-60», очевидно. Вопрос исключительно в формулировках.

Ради этого товарищи артиллеристы задержали выпуск машины на 2 месяца. Интересно, а каким именно местом они думали, когда принимали гениальное решение о задержке выпуска ради модной боеукладки?

Ради этого товарищи артиллеристы задержали выпуск машины на 2 месяца. Интересно, а каким именно местом они думали, когда принимали гениальное решение о задержке выпуска ради модной боеукладки?

Завод честно попытался любыми правдами и неправдами наладить выпуск артиллерийских тягачей. Ради них 10 октября руководство ГАЗ им. Молотова приостановило выпуск ГАЗ-61-73. Только это решение позволило хоть как-то наладить выпуск тягачей. И даже это решение позволило лишь 13 октября сдать первые ГАЗ-61-416. С момента планового запуска машины в серию прошло больше двух месяцев. Как раз к моменту поступления первых ГАЗ-61-416 на заводе №92 прекращался выпуск ЗИС-30. Поскольку тягачи относились к матчасти артиллерии, их поголовно камуфлировали. За октябрь 1941 году ГАЗ смог сдать всего 33 машины, ибо время вышло. Теперь главной продукцией завода стал Т-60. В ноябре завод покинул эталонный образец, который посчитали серийной машиной. Также оттуда уехал и первый опытный образец. Вторая же машина так и осталась на заводе.

Все серийные ГАЗ-61-416 шли на завод №92. Куда они шли дальше, это уже совсем другой вопрос

Все серийные ГАЗ-61-416 шли на завод №92. Куда они шли дальше, это уже совсем другой вопрос

Относительно боевой эксплуатации ГАЗ-61-416 информации почти нет. Можно более-менее понять, куда именно шли эти машины. Аналогично ЗИС-30, поступали они в батареи противотанковой артиллерии, придававшиеся танковым бригадам. Прежде всего это касалось танковых бригад, которые формировались в Горьковском АБТ Центре. Батареи формировались в объеме 4, либо 8 орудий в каждой. Самое печальное во всё этом происходящем то, что ЗИС-30 хотя бы иногда упоминали, поскольку это всё же самоходка. А вот с ГАЗ-61-416 всё плохо. Колесная техника и так была бедным родственником, а в суматохе осени 1941 года дела с ней обстояли еще хуже. Так что достоверно можно говорить о наличии таких машин в 26-й танковой бригаде.

Первые ГАЗ-61 появились на фронте к ноябрю 1941 года

Первые ГАЗ-61 появились на фронте к ноябрю 1941 года

Подобно ЗИС-30, основная часть ГАЗ-61-416 погибла осенью-зимой 1941 года. Почти нулевая информация по машинам нет позволяет даже минимально оценить их оценку в войсках. Отчасти можно что-то понять по тем претензиям, которые поступали в адрес ГАЗ-61-73. Прежде всего это касалось ШРУС-ов, одного из двух главных тормозящих факторов при освоении ГАЗ-61. Полноценный выпуск ШРУС-ов освоили только в 1941 году, причем поначалу их качество было весьма низкое. Ресурс их составлял около 1000 километров, после чего требовался серьёзный ремонт. Также имелись претензии к прочности рессор и тормозам, это повторяло претензии в ходе испытаний опытных ГАЗ-61-416. Насколько это относится к серийному пикапу, вопрос открытый, поскольку его, по итогам испытаний, дорабатывали. Но надо помнить, что в октябре 1941 года на выпуск тягачей могли пустить и задел по «легковым» шасси. Дорабатывали ли их, неизвестно.

Вторая опытная машина была жива еще в начале 50-х годов

Вторая опытная машина была жива еще в начале 50-х годов

Второй опытный образец ГАЗ-61-416 продолжал эксплуатироваться на ГАЗ как минимум до начала 50-х годов. Далее машину, увы, сдали в металлолом. До недавнего времени ни одного сохранившегося экземпляра ГАЗ-61-416 не было известно. Больше того, даже достоверного внешнего облика не было известно. Наконец, в 2000-х годах были найдены обломки одной такой машины. С некоторым участием автора данного материала машину удалось восстановить. Ныне она находится в коллекции Музея Внедорожных Машин, Самара. Дебютировала она на военно-историческом слете «Моторы Войны» летом 2012 года. Есть информация об останках еще одной машины. Также было изготовлено несколько реплик тягача.

ГАЗ-61-416 из Музея Внедорожных Машин, Самара

ГАЗ-61-416 из Музея Внедорожных Машин, Самара

ГАЗ-61-416 отчасти повторил судьбу целого ряда машин 1941 года. Именно как тягач машина получилась удачной, причем всё то, что творилось в августе-сентябре 1941 года, явно было лишним. Создается впечатление, что у некоторых военачальников в головах не включился режим «турбо». Залезая в мелочи, они умудрялись, на пустом месте, создавать задержку внедрения военной техники, которая была нужна сейчас, а не когда-то потом. Что ХТЗ-16, что ГАЗ-61-416, что ряд других образцов. Там, куда все эти ведомства дотянуться не могли, а вопрос решался военным советом фронта, сроки оказывались совсем другими. И это не вредительство или саботаж, а некоторое непонимание — время для раскачки кончилось. ГАЗ-61-416 стал во многом жертвой такой раскачки. Пару-тройку сотен таких тягачей, на тот момент одних из лучших в классе, завод вполне мог сдать. А так получилась крайне редкая коллекционная машина с мизерным тиражом. В дальнейшем у ГАЗ попросту не имелось никаких возможностей возобновить ее выпуск, а с 1943 года начались поставки Dodge WC-51/WC-52. Они заняли ровно ту же нишу, что и ГАЗ-61-416.

Автор благодарит Дмитрия Дашко и Ивана Падерина за помощь и предоставленные материалы.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГВА
      3. РГАСПИ
      4. РГАЭ
      5. Архив Ивана Падерина
      6. Архив Дмитрия Дашко

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/dodj-34-porusski-utonuvshii-v-soglasovaniiah-60f000ef237f782c93d3d787

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account