24 марта 2021 года вступила в строй вторая в мире и, соответственно, в Японском императорском флоте, подводная лодка на литий-ионных батареях. Думаю, в свете этого есть повод рассказать об этой подводной лодке поподробней.
Итак, данная субмарина носит имя SS 512 Toryu (Торю), она является 12-й!!! в серии лодок типа «Сорю». Изначально эти боевые корабли задумывались как дизель-стирлинг-электрические подводные лодки. То есть главной силовой установкой на них был воздухонезависимый двигатель Стирлинга.
Однако с внедрением на предыдущей субмарине серии, подводной лодке SS 511 Oryu (Орю), литий-ионных батарей, было принято решение от сложных и капризных двигателей Стирлинга отказаться.
Вступление в строй подводной лодки Орю:
О батареях нужно рассказать поподробней. В Японии для использования на субмаринах было разработано 2 типа литий-ионных батарей. Компания Yuasa разработала и освоила литий-никель-кобальт-алюминий-оксидные батареи, а компания Toshiba литий-титановые. После сравнительных испытаний для использования на флоте было принято решение использовать первый тип батарей, компании Yuasa.
Литий-ионные батареи дают лодкам продолжительность подводного хода, сопоставимую с продолжительностью при использовании воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) на малых скоростях, но при этом за счет высокой емкости обеспечивают весьма высокую продолжительность подводного хода и на больших скоростях, что особенно важно при выходе в атаку или при уклонении от противника. При этом, в отличие от ВНЭУ, лодка может постоянно пополнять запас энергии в литий-ионных батареях, используя подзарядку батарей с применением устройства РДП.
Литий-ионные батареи имеют также более короткое время подзарядки в силу большей силы тока заряда, по сравнению со свинцово-кислотными батареями. Кроме того, литий-ионные аккумуляторы имеют больший срок службы, не требуют технического обслуживания, а электрические системы с их применением проще в управлении и в построении электрических сетей.
Оборотной стороной этого является высокая стоимость литий-ионных батарей. Контрактная стоимость подводной лодки SS 511 Oryu составляет 64,4 млрд иен (около 566 млн долларов, по другим данным фактическая стоимость постройки составила 66 млрд иен) против 51,7 млрд иен (454 млн долларов) у десятой подводной лодки типа Soryu (SS 510 Shoryu). Практически вся разница в стоимости в виде 112 млн долларов составит стоимость литиево-ионных батарей и соответствующей электросистемы.
Литий-ионные батареи при применении на подводных лодках требуют мощных дизель-генераторов для подзарядки, увеличенных устройств РДП для увеличения объемов подачи воздуха и отвода выхлопных газов, а также изменений в электрических цепях, в первую очередь применения автоматических предохранителей. Литиево-ионные аккумуляторы также весят меньше, чем свинцово-кислотные аккумуляторы, поэтому проект подводной лодки типа Soryu пришлось несколько переработать для сохранения балластировки и остойчивости.
Что любопытно, литий-ионные батареи были известный ещё в 20 веке. Однако использованию их на подводных лодках препятствовала непомерно высокая цена. В 21 веке цена на эти устройства существенно упала это и дало возможность начать их применение в военно-морском флоте.
Характеристики подводных лодок типа «Сорю»:
- Водоизмещение надводное – 2 900 т
- Водоизмещение подводное – 4 200 т
- Длина наибольшая (по КВЛ) – 84,0 м
- Ширина корпуса наиб. – 9,1 м
- Средняя осадка (по КВЛ) – 8,5 м
- Скорость (надводная) – 13 узлов
- Скорость (подводная) – 20 узлов
- Рабочая глубина погружения – 275 м
Силовая установка
- 2 × дизель-электрических установки Kawasaki 12V25/25SB, 3 900 л. с.
- Электромоторы для подводного ход мощностью – 8 000 л. с.
Вооружение
- Торпедно-минное вооружение – 6 носовых 533-мм ТА HU-606, до 30 торпед «Тип 89»
- Ракетное вооружение – ПКР UGM-84 «Саб-Гарпун» вместо части торпед
Источники: