Содержание:
Орудие vz. 22, являвшееся основной зениткой чехословацкой армии в межвоенный период, сочетало в себе отличные баллистические характеристики с громоздким архаичным лафетом. Задуманное как мобильное средство, оно, всё же больше годилось для прикрытия стационарных объектов. В этом качестве пушка vz. 22 применялась чехословацкими вооружёнными силами, а позже — люфтваффе и армией Словакии.
В начале 20-х годов армия Чехословакии располагала весьма скромным парком зенитных орудий. В их число входили четыре 8-см пушки vz. 5/8 (переделка в зенитку полевого орудия М 5/8), а также двадцать 9-см орудий vz. 12/20. Последние имели весьма неплохую баллистику, но не годились для прикрытия полевых войск, представляя собой полустационарные системы.
Разработка и производство
Чехословацкая военная промышленность в лице концерна «Шкода», в годы Первой мировой войны являвшегося основным производителем зениток для австро-венгерской армии и флота, вполне могла удовлетворить потребности собственных вооружённых сил. Уже в 1919 году появились проекты новых зенитных орудий калибров 76,5 и 83,5 мм. Первый из них развился в зенитку vz. 18/19, выпускавшуюся серийно, но только на экспорт: в 1921 году четыре орудия приобрела Швеция, два года спустя ещё шестнадцать пушек поставили в Испанию; кроме того, одна зенитка была куплена для испытаний Францией.
Почему же новая зенитка не «соблазнила» чехословацких военных? Дело в том, что пушка vz. 18/19, равно, как и не выпускавшаяся серийно 83,5-мм зенитка, проектировались под конную тягу. Поэтому их масса в походном положении не должна была превышать 2800 кг — предела для шестиконной упряжки. Как следствие, конструкторам пришлось ограничить длину ствола и массу метательного заряда (последнее уменьшало силу отдачи, позволяя облегчить лафет). При этом чехословацкое Министерство национальной обороны хотело получить орудие мощное, но в то же время подвижное, способное прикрывать не только стационарные объекты, но и служить средством ПВО на уровне пехотных дивизий. Поэтому от нового орудия требовалось минимальное время перевода из походного положения в боевое и обратно. Зенитка должна была вести огонь прямо с повозки, без отделения колёсных ходов.
Конструкторы «Шкоды» прекрасно справились с поставленной задачей. 83,5-мм орудие со стволом длиной 55 калибров сообщало 10-кг снаряду начальную скорость 800 м/с. Досягаемость по высоте составляла 11 000 м, что с лихвой перекрывало потолок боевых самолётов 20-х годов. Правда, с учётом резко возросшей силы отдачи и требования ведения огня с повозки последнюю пришлось сделать очень массивной. Таким образом, масса орудия достигла почти 9 т. Естественно, о конной тяге не могло быть и речи, зенитка проектировалась под механическую тягу и транспортировалась колёсным тягачом «Шкода» Z.
Испытания новой 83,5-мм зенитки проходили в 1920-1922 годах параллельно с её доводкой. В 1921 году Министерство национальной обороны потребовало приспособить орудие для горного транспорта. В таком варианте пушка должна была разбираться на три части и транспортироваться раздельной возкой. Впрочем, военные вскоре отказались от этого требования. В 1922 году зенитку приняли на вооружение, присвоив обозначение 8,35 cm kanon proti letadlum vz. 22. При этом продолжалась доводка орудия. Снаряд OČGN vz. 23 приняли на вооружение в 1923 году, а повозку vz. 24 — в 1924-м.
Поставки зениток vz. 22 начались в 1923 году, когда армия получила первые 14 орудий. В следующем году было передано 35 зениток, но в дальнейшем темп выпуска резко упал — в 1925-1927 годах Министерство национальной обороны получило лишь шесть пушек и некоторое количество запасных стволов. Тем временем «Шкода» продолжала совершенствование своего изделия. В 1930 году был внедрён автофретированый ствол для зенитки vz. 22. В следующем году фирма передала армии рекордное количество орудий — 45 экземпляров. Всего же чехословацкое Министерство национальной обороны получило 144 пушки vz. 22 и некоторое количество запасных стволов (поставки последних завершились в 1933 году).
83,5-мм зенитка не получила особого распространения за рубежом — военные долго не давали разрешения на экспорт таких орудий, считавшихся одними из лучших в мире в своём классе. Удалось продать лишь некоторое количество зениток в корабельном варианте (Югославии). В частности, югославы вооружили ими шесть тральщиков типа «Галеб» (бывшие германские типа М1916, купленные в 1921 году), которые получили по два орудия. Также две зенитки (в спаренной установке) получил эсминец «Дубровник». Ещё две зенитки в корабельном варианте «Шкода» продала Латвии.
Конструкция
Ствол орудия vz. 22 длиной 55 калибров состоит из кожуха и трубы. Нарезка правосторонняя, постоянной крутизны. Затвор — горизонтальный клиновой. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Имеется также пружинное уравновешивающее устройство.
Лафет орудия состоит из люльки с противооткатными устройствами, верхнего станка с механизмами горизонтальной и вертикальной наводки и нижнего станка. Лафет смонтирован на повозке vz. 24, состоящей из массивной рамы, переднего и заднего колёсных ходов, двух откидных боковых упоров с винтовыми домкратами и раскладной платформы.
Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. В боекомплект входит единственный тип снаряда — OČGN vz. 23 массой 10 кг. Снаряд снабжён дистанционным взрывателем.
Расчёт орудия состоит из 11 человек: командира, стрелка, двух наводчиков, замкового, заряжающего, установщика, подающего и трёх подносчиков.
Служба в чехословацкой армии
Поставки орудий vz. 22 позволили существенно усилить противовоздушную оборону Чехословакии. 1 октября 1924 года три существовавших к тому времени зенитных дивизиона были развёрнуты в полки: 151-й в Праге, 152-й в Оломоуце и 153-й в Братиславе. В 1933 году к ним добавился 154-й полк, сформированный в Праге, а четыре года спустя передислоцированный в Пардубице. Каждый полк состоял из трёх дивизионов по три четырёхорудийные батареи и насчитывал 36 зениток vz. 22. Личный состав батареи насчитывал 143 человека. Она располагала четырьмя тягачами и шестью грузовиками.
Зенитчики довольно интенсивно занимались боевой подготовкой. Однако возникла проблема: в густонаселённой Чехословакии не удалось найти места для полигона, обеспечивающего возможность стрельб по рукаву. Выход нашли в 1927 году, когда было подписано соглашение с Югославией о создании в Боке-Которской чехословацкого зенитного полигона. На гидроавиабазе в Кумборе расположился чехословацкий авиаотряд с четырьмя поплавковыми гидросамолётами «Авиа» А.29 (модификация сухопутного аэроплана Ab.11), служившими для буксировки мишеней. В 1935 году их заменили поплавковым вариантом самолёта «Летов» Š.328 — Š.328V. Личный состав дивизионов орудий vz. 22 поочерёдно направлялся на этот полигон для практических стрельб.
Во второй половине 30-х годов орудие vz. 22 считалось уже не полностью соответствующим современным требованиям. С одной стороны, оно имело отличную баллистику, с другой — не было приспособлено для работы с пультом управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО), а ручной затвор и раздельное заряжание существенно ограничивали практическую скорострельность. Фирма «Шкода» разработала соответствующие предложения по модернизации зениток, предусматривавшие переделку затвора в полуавтоматический и установку оборудования для приёма данных с ПУАЗО. Это предложение сочли слишком дорогим.
Пушки vz. 22 предполагалось заменить новыми орудиями, но те начали поступать лишь во второй половине 1938 года. Поэтому основу ПВО Чехословакии в период Мюнхенского кризиса по-прежнему составляли зенитки vz. 22. В ходе мобилизации они были распределены по районам ПВО. Каждый из них располагал 2-4 батареями орудий vz. 22, дополненных прожекторными ротами, ротами 20-мм зениток vz. 36 (в Чехословакии считавшимися крупнокалиберными пулемётами), а также пулемётными ротами. Исключение составлял район ПВО «А», охватывавший Прагу с предместьями. В его составе имелось 14 зенитных батарей, 10 прожекторных и 6 пулемётных рот.
После подписания Мюнхенского соглашения зенитная артиллерия оказалась единственным родом оружия чехословацкой армии, не подвергшимся сокращению. Однако, как известно, в марте 1939 года Чехословакия не оказала сопротивления Германии, и зенитки не сделали ни одного выстрела по врагу.
У новых хозяев
После оккупации Чехии бóльшая часть вооружения и боевой техники чехословацкой армии досталась Германии, а меньшая — была «унаследована» Словакией. В полной мере это касалось и зениток vz. 22. Вермахту досталось 119 таких орудий, 72 запасных ствола и почти 315 000 снарядов. Пушки получили обозначение 8,35 cm flak M22(t). Большинство их поступило на вооружение частей 18-го воздушного округа со штабом в Вене — теперь сфера его ответственности охватывала и территорию Протектората Богемия. Кроме того, бывшими чехословацкими зенитками укомплектовали зенитный дивизион специального назначения «Данциг», сформированный в одноимённом городе накануне нападения на Польшу. Когда в сентябре 1939 года было оккупировано польское побережье с портом и военно-морской базой Гдыня (переименованной в Готенхафен), то дивизион «Данциг» взял под свою охрану и этот важный объект.
В некоторых источниках встречаются упоминания о применении орудий M22(t) в количестве минимум одной батареи для обстрела фортов линии Мажино. Поскольку в боекомплекте чехословацкой зенитки имелись лишь осколочные снаряды, огонь вёлся прямой наводкой по бойницам.
После оккупации Франции и стран Бенилюкса основное количество орудий M22(t) было направлено для обеспечения ПВО промышленных центров и узлов коммуникаций на этих территориях. Часть орудий попала на Атлантический вал, причём некоторые из них (в частности, в районе Шербура) были установлены на позициях, обеспечивавших огонь не только по воздушным, но и по морским целям. Высадка союзников в Нормандии и последующие бои поставили крест на судьбе большинства орудий M22(t). Если в августе 1943 года на вооружении немецких частей во Франции имелось 107 зениток M22(t), то в октябре 1944-го их оставалось всего 20.
Словакии досталось 25 зениток vz. 22 из состава 153-го полка. Поскольку для штатных девяти батарей пушек не хватало, вскоре их перераспределили между шестью тяжёлыми батареями. Эти батареи обеспечивали ПВО Братиславы и основных аэродромов. В июле 1944 года систему ПВО реорганизовали, перераспределив батареи зениток vz. 22 между тремя зонами территориальной обороны. Первая из них охватывала Братиславу, вторая — промышленный район Поваже, а третья — нефтеперерабатывающий завод в Дубове. Последний 20 августа подвергся налёту американской авиации. Вместе с немецкими зенитками по вражеским самолётам вела огонь и словацкая 10-я тяжёлая батарея, однако ввиду недостаточной подготовки личного состава никаких успехов она не добилась.
В ходе Словацкого национального восстания 10-я батарея обеспечивала прикрытие аэродрома Три Дуба и радиоузла повстанцев, а затем была эвакуирована в горы, в район Доновале. Вплоть до последних дней восстания она вела огонь, а 28 сентября орудия были уничтожены.
Для своего времени зенитное орудие vz. 22 обладало очень неплохими баллистическими характеристиками, однако было чрезвычайно громоздким. Стремление чехословацких военных получить мобильную зенитку парадоксально привело к её утяжелению. В итоге пушка vz. 22 могла использоваться лишь на стационарных позициях. Показательный факт: когда словацкое правительство отправило на Восточный фронт свою Подвижную дивизию, приданную ей тяжёлую зенитную батарею пришлось вооружить немецкими 88-мм орудиями.
Тактико-технические характеристики 83,5-мм зенитной пушки vz. 22
КАЛИБР, ММ | 83,5 |
---|---|
ДЛИНА СТВОЛА, ММ / КАЛИБРОВ | 4600/55 |
МАССА ОРУДИЯ, КГ | 8800 |
МАССА СТВОЛА С ЗАТВОРОМ, КГ | 1244 |
МАССА ПОВОЗКИ VZ. 24 | 4930 |
РАСЧЁТ, ЧЕЛ. | 11 |
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УГОЛ НАВОДКИ, ГРАД. | 3600 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ УГОЛ НАВОДКИ, ГРАД. | -4, +85 |
МАССА СНАРЯДА, КГ | 10 |
НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ СНАРЯДА, М/С | 800 |
ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ, М | 17000 |
ДОСЯГАЕМОСТЬ ПО ВЫСОТЕ, М | 11000 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ, ВЫСТР./МИН | 12 |
Литература
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. — Praga: Naše vojsko, 1975
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
- idnes.cz
источник: https://warspot.ru/9627-pushka-na-telege