Юрий Пашолок. Сильно переоцененный французский танк
История французского опытного легкого танка Renault NC 1, который не нашел места во французской армии, но повлиял на мировое танкостроение.
Французская армия к окончанию Первой мировой войны обладала крупнейшим в мире парком танков. Его основу составили машины семейства Renault FT. Это был первый в мире серийный легкий танк, одновременно он был самым массовым танком в мире, и первым, который строился сразу на нескольких заводах. Достаточно простая машина, которая разрабатывалась как средство массированного наступления, такие танки можно было использовать сотнями. Конечно, по огневой мощи Renault FT уступал машинам среднего и тяжелого класса, но зато детище Рудольфа Эрнст-Метцмайера превосходило их по массовости. В условиях массированного наступления это являлось большим плюсом. Небольшая двухместная машина, вооруженная либо 37-мм пушкой, либо пулеметом, хорошо подходила как средство поддержки пехоты. Также эти танки перевозились тяжелыми грузовиками, а для машин более тяжелого класса требовались специальные тягачи. Кроме того, условия работы механика-водителя оказались не в пример лучше, чем на других танках, а про вращающуюся башню, впервые примененную на серийном танке, и говорить не приходится. Одним словом, генерал Жан Батист Эжен Этьен, главный идеолог создания танков во Франции, не прогадал, когда решил поставить на Renault FT.
Обратной стороной такой массовости стало то, что Renault FT на 20 лет стал основным танком французской армии. С одной стороны, это показывает, что танк получился удачным, ибо большинство боевых машин Первой мировой войны быстро сошли со сцены. А вот с другой… Собственно говоря, всё тот же Эстьен уже к 1920 году изменил свой взгляд на то, каким должен быть основной французский танк. И это было совсем не развитие Renault FT, поскольку небольшая масса и габариты машины не позволяли поставить на нее что-то более мощное из орудий. Имелись и более существенные, нежели концептуальные идеи, претензии. Танк был слишком тихоходным, а ресурс ходовой части слишком низким. Где-то километров 200, и всё, ресурс ходовой части закончился. Наконец, броня толщиной до 15 мм защищала от огня пуль винтовочного калибра, но не от чего-то более мощного. 37-мм пехотные пушки вполне поражали французский легкий танк, кроме того, его врагом были немецкие противотанковые ружья и первые противотанковые пушки. Так что желание получить что-то более защищенное и подвижное было вполне понятным. Но — огромный парк Renault FT и резкое сокращение бюджетов не позволяли французским военным развернуться.
В сложившихся условиях максимум, что тогда можно было сделать — это работать над развитием концепции Renault FT. Первым направлением стало повышение его подвижности. Прежде всего, речь идет о ходовой части разработки Адольфа Кегресса, которая дошла даже до серии и стала примером для подражания. Второе направление развития началось в июне 1923 года, когда Renault получила заказ на изготовление двух опытных образцов модернизированного Renault FT. Основным требованием к образцам была возможность перемещения на большие дистанции без использования грузовых автомобилей. В идеале заказчик хотел получить «скорость как у грузовика», хотя это чересчур смелые требования, с учетом того, что большинство элементов машины сохранялось с Renault FT. Не менее смело данные требования по повышению мобильности выглядят в том ключе, что одновременно усиливалась и броневая защита. Аналогично проектировавшимся в то же самое время «боевым» танкам Char de Bataille, или Char B, броневая защита корпуса усиливалась до 25 мм. Выбрана такая толщина была не случайно: пробитие тогдашней противотанковой артиллерии находилось в районе 20 мм, а при толщине листа 25 мм пехотные пушки калибра 37 мм и ПТР становились бесполезными.
В 1924 году было изготовлено 2 опытных образца, получивших фирменное обозначение Renault NC. Следует отметить, что всякие индексы вроде FT-17 и прочего — это неверно истолкованные обозначения, автором которых является майор Фриц Хейгль, австрийский конструктор бронетанковой техники, а по совместительству по сути первый человек, который систематизировал информацию по танкостроению и первым стал издавать справочники. Ну а поскольку зачастую информация была не совсем верная, появились разные индексы, которые не имели к реальности никакого отношения. Так вот, первый опытный образец машины, о котором и пойдет речь, обычно именуют как NC-27. На самом деле под обозначением Renault NC Mle.1927 скрывалась серийная версия машины, которую, в свою очередь, последователи Хейгля назвали как Renault NC-31. В реальности же опытная машина, чей корпус был изготовлен из неброневой стали, именовалась как Renault NC 1. Как и требовало задание, машина базировалась на конструкции Renault FT, но разница состояла далеко не в одной ходовой части. Поскольку мотор Renault FT был слабоват, вместо него поставили новую силовую установку, которая развивала мощность 62 лошадиные силы при 2000 об/мин. Более крупный мотор и его система охлаждения, а также переработанная трансмиссия, потребовали весьма существенной переделки задней части корпуса. Что же касается башни, то ее просто взяли от Renault FT. Армия вынужденно экономила.
Впрочем, главной изюминкой Renault NC 1 была ходовая часть. Выглядела она, для своего времени, очень прогрессивно, хотя и громоздко. Основная идея, которую продвигали конструкторы Renault, заключалась в максимальном контакте с опорной поверхностью. У Renault FT ходовая часть с полужесткой подвеской имела 9 опорных катков на борт. На Renault NC 1 число опорных катков было доведено до 14 на борт, из них по одному катку спереди и сзади было вынесено вне основной подвески. Их задачей был приём ударов при наезде на препятствие, либо ухода с него. Такое количество катков было необходимо для езды по очень сложным грунтам, то есть учитывался опыт Первой мировой войны с ее «лунными пейзажами». Остальные опорные катки были блокированы в тележки, причем каждая пара по 2 катка дополнительно блокировалась друг с другом. Каждая такая группа получала вертикальную пружинную подвеску (свечу), при этом ход катков получался не в пример больше, нежели на Renault FT. Сверху подвеска была прикрыта экранами, что заметно снижало количество попадавшей на неё грязи. Надо сказать, что свечная блокированная подвеска в тот момент была весьма популярной, например, что-то похожее (но менее громоздкое) сделали англичане на своём Medium Tank Mk.I. Да и на советском МС-1 сделали такой тип подвески, при этом данная идея родилась независимо друг от друга. На Renault NC 1 совершенно иначе, нежели на Renault FT, были изготовлены и другие элементы ходовой части. Касалось это и конструкции трака, который стал не только более «зубастым», но и мелкозвенчатым.
Созданная с нуля ходовая часть Renault NC 1 не только повысила скорость, но и улучшила вездеходные качества машины. Это показали и испытания, начавшиеся в 1925 году. Несмотря на то, что боевая масса достигла 8,5 тонн, за счет новой ходовой части и более мощного двигателя скорость выросла до 18-20 км/ч. Вроде бы маловато, но это как сказать. У Renault FT аналогичный показатель составлял аж 8 км/ч, да и другие танки сопровождения пехоты того периода были отнюдь не быстрее. При этом Renault NC 1 показал высокие данные по проходимости, с учетом «зубастых» траков и выросшей до 7,3 л.с. на тонну удельной мощности, неудивительно. Выросла и плавность хода, особенно это касалось езды по сложным грунтам. Там, где Renault FT «пробивало» подвеску, его потомок ехал вполне плавно. Одним словом, французские военные были вполне довольны танком. Но случилось то, что явно в Renault не ожидали. В 1926 году французские военные подняли требования к легким танкам. Теперь толщина брони составляла 30 мм, а вооружение усиливалось до 47-мм пушки. Причиной тому стало появление у англичан Medium Tank Mk.I, чья 3-фунтовая (47-мм) пушка OQF Mk.I, на дистанции 500 метров, пробивала броню толщиной 26 мм. Кроме того, французские военные захотели иметь в экипаже танка радиста. В результате Renault NC 1 оказался попросту не нужен. Точнее, не нужен в его текущей конфигурации.
В дальнейшем начались работы по Renault NC 3, который позже эволюционировал в Char D1, он же Renault UT или TY. Вместе с тем, Renault попыталась выйти со своим танком на экспортный рынок. В результате фотографии Renault NC 1 с испытаний стали мелькать в прессе, касалось это и технических данных. О том, что французская армия от данных танков отказалось, естественно, никто не знал, посему в справочниках, посвященных французской бронетанковой технике, эта машина фигурировала с завидной регулярностью. Больше того, концепция неспешного танка с броней толщиной 25 мм и вооружением, состоящим либо из малокалиберной пушки, либо из пулемета, была весьма популярной. Например, пехотный танк Matilda (так он назывался изначально, а далее имел индекс Infantry Tank Mk.I) изначально имел ту же самую толщину брони — 25 мм. Ту же толщину выбрали и чехословацкие военные, когда заказывали танки категории II-a (к ней относился, например, LT vz.35). Наконец, наличие этих танков у французской армии считали достоверным фактом и немцы. Также можно вспомнить и советский Т-19, где однозначно использовалась подвеска Renault NC, но к идее посадить в корпус радиста у нас пришли самостоятельно. Да и броневая защита была более скромная, нежели у Renault NC.
Комичность ситуации в том, что Renault NC 1 в некоторых справочниках фигурировал дважды, причем под разными обозначениями. Дело в том, что в 1930 году опытный образец был переделан. Случилось это в рамках работы Технической секции по танкам (section technique des chars de combat, STCC) по новым типам ходовой части. Непосредственно на Renault NC 1 отрабатывался новый тип трака, разработанный капитаном Мари-Адрианом Жозефом Балланом. В связи с тем, что новый трак отличался по конструкции, ходовую часть пришлось переделывать. Кроме того, по неизвестной причине на танк поставили башню от первого опытного образца Char B, изготовленную Schnedider. В переписке данный танк именуется как Renault NC 1 STCC. Так вот, иногда этот танк именуют не иначе, как Char D3, что, естественно, не имеет к реальности никакого отношения. Проект (и даже опытный образец) D3 существовал, но выглядела машина слегка так иначе. Это к вопросу о том, насколько можно доверять тем самым справочникам.
Источники:
- Renault D1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №8, 2008
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Архив Карла Бломстера