Юрий Пашолок. Первая итерация американского средства против «Королевского Тигра»

15
Юрий Пашолок. Первая итерация американского средства против "Королевского Тигра"

Юрий Пашолок. Первая итерация американского средства против «Королевского Тигра»

Американский тяжелый танк Heavy Tank M6A2E1 в исходной конфигурации, а также вопросы источниковедения.

Так сложилось, что единственный американский тяжелый танк, который попал в крупную серию — это Heavy Tank M103. Естественно, нельзя не упомянуть семейство Heavy Tank M6, официально машину приняли на вооружение и даже была минимальная серия, но танк этот довольно быстро исчез из армии. Более того, в момент, когда началось серийное производство, уже и так было понятно, что крупной серии не будет. Надо также отметить довольно интересный факт, который показывает уровень творящегося бардака, который сложился в программе Heavy Tank T1 к концу 1942 года. Итак, первым получился Heavy Tank T1E2 с механической коробкой передач Timken и гидротрансформатором T-16001. Эту машину 13 апреля 1942 года стандартизировали как Heavy Tank M6. Следующим шел Heavy Tank T1 с автоматической коробкой передач GM Hydra-Matic (разработали ее на Oldsmobile), но в виду проблем его отменили, а под индексом M6A1 13 апреля 1942 года стандартизировали Heavy Tank T1E3, то же самое, что T1E2, но со сварным корпусом. Наконец, имелся Heavy Tank T1E1, который отличался электромеханической трансмиссией General Electric.

Heavy Tank T1E1. Его так и не стандартизировали как Heavy Tank M6A2, но именно на данную машину поставил Департамент Вооружений

Heavy Tank T1E1. Его так и не стандартизировали как Heavy Tank M6A2, но именно на данную машину поставил Департамент Вооружений

Электромеханическая трансмиссия делалась очень тяжело, но игра стоила свеч. В конце мая 1942 года танк прибыл на Абердинский полигон, где его продемонстрировали представителям Департамента Вооружений. Генерал Гладеон Барнс, который фактически руководил разработкой танков семейства Heavy Tank T1, оказался очень доволен машиной. По его словам, это была лучшая работа, которую он видел. Барнс рекомендовал разработать электрическую трансмиссию для средних и легких танков, что позже вылилось в появление Medium Tank T23 и Medium Tank T25. В конце августа 1942 года Комитет по вооружениям был готов стандартизировать T1E1 как Heavy Tank M6A2, но этого так и не произошло. Тем не менее, всё шло к выбору T1E1 в качестве наиболее приоритетной машины. 5 ноября 1942 года было принято решение о постройке 115 танков данного типа.

Установка 90-мм орудия в башню Heavy Tank T1E1. Пушка вписалась, но к тому моменту американская армия уже разочаровалась в данном танке

Установка 90-мм орудия в башню Heavy Tank T1E1. Пушка вписалась, но к тому моменту американская армия уже разочаровалась в данном танке

К началу декабря 1942 года были готовы первые серийные Heavy Tank M6 и M6A1. Но… 7 декабря 1942 года командование бронетанковых сил американской армии приняло решение отказаться от тяжелых танков. Причины были прозаичными: как показали боевые действия, требовалась довольно высокая подвижность, чего танки семейства Heavy Tank T1 не имели. Машины боевой массой более 57 тонн не вписывались в концепцию подвижных соединений, посему армия потеряла к ним интерес. Тем не менее, серия всё же состоялась. Так и не стандартизированный T1E1 выпустили в количестве 20 экземпляров, причем последний танк данного типа был сдан Baldwin Locomotive Works в феврале 1944 года. На втором месте оказался M6A1 (12 штук), а M6 сдали и вовсе 8 штук.

Протараненный экипажем Гормена Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B из состава 503-го ТТБ, июль 1944 года. Дебют этих танков 18 июля 1944 года оказался большой неожиданностью

Протараненный экипажем Гормена Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B из состава 503-го ТТБ, июль 1944 года. Дебют этих танков 18 июля 1944 года оказался большой неожиданностью

Казалось бы, в истории семейства Heavy Tank T1/M6 была поставлена точка. Но всё изменилось 18 июля 1944 года. В этот день немецкий 503-й тяжелый танковый батальон впервые применил новейшие тяжелые танки Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Данная машина, которая уже тогда полуофициально именовалась в войсках Königstiger (на самом деле это «бенгальский тигр», но и англичане, и у нас перевели как «Королевский Тигр», ныне это «канонично»), была, с токи зрения броневой защиты и вооружения, на вершине своеобразной пищевой цепочки. Но что-то явно пошло не так. В районе Каньи немецкая контратака потерпела неудачу, а один танк и вовсе оказался жертвой безумной атаки Sherman V под командованием лейтенанта Джона Гормана из состава Гвардейской танковой дивизии. Тот протаранил немецкий тяжелый танк в борт и успел выпустить снаряд под погон башни, после чего экипаж Гормена оперативно сделал ноги. По большому счету, 503-й ТТБ ничем особым отличиться в Нормандии не смог. Но появление нового тяжелого танка тут же было отмечено и англичанами, и американцами. Для последних это была крайне неприятной неожиданностью, тут же начались поиски решения неожиданной проблемы.

Задание на модернизацию шасси Heavy Tank T1E1 и переделку их в 15 Heavy Tank M6A2E1, 1 августа 1944 года

Задание на модернизацию шасси Heavy Tank T1E1 и переделку их в 15 Heavy Tank M6A2E1, 1 августа 1944 года

Первым же делом взор обратили на Heavy Tank T1E1. А вот что было дальше, это отдельный вопрос. Дело в том, что по поводу «быстрого решения», коим стал Heavy Tank M6A2E1, существует масса заблуждений. Связаны они, прежде всего, с некоторым недопониманием ситуации с архивными документами, а также тем простым фактом, что под одним и тем же индексом могут скрываться два разных танка. Обычно под Heavy Tank M6A2E1 подразумевают ту машину, которая вышла на испытания в мае 1945 года. А вот это слегка так заблуждение. Дело в том, что требовалось очень быстрое решение проблемы, а это означало максимальное использование уже имеющихся компонентов, которые переделывались под необходимую задачу. Задание по срочной модернизации Heavy Tank T1E1 взвалили на General Electric, которая 28 июля 1944 года представила своё видение данного вопроса. Данный проект, который 1 августа 1944 года получил обозначение Heavy Tank M6A2E1, довольно сильно отличался от танка, который вышел на испытания в мае 1945 года.

Таким данный танк предполагался изначально

Таким данный танк предполагался изначально

Поскольку задача требовала быстрого решения, изначально шасси менялось незначительно. Требовалось, прежде всего, установить 105-мм орудие T5E1, наиболее мощную на тот момент систему, которая изначально создавалась для Heavy Tank T28. Ставилась она в видоизмененную башню Medium Tank T25, получавшую более развитую кормовую нишу как противовес, а диаметр погона увеличивался 2032 мм. Впрочем, долго в таком виде танк не просуществовал. Дело в том, что по меркам 1944 года броневая защита Heavy Tank T1E1 выглядела явно слабовато, посему в Департамента Вооружений предложили General Electric переработать проект. На лоб корпуса планировалось приварить дополнительную плиту, после чего общая толщина лобовой детали становилась эквивалентна 182 мм. В ходе данного мероприятия со оба исчезали курсовой пулемёт и смотровой прибор механика-водителя. Одновременно указывалось, что General Electric предстоит переделывать по улучшенному проекту 15 танков. Негусто, но сколько имелось доступных шасси, столько и переделанных машин. Контракт на шасси уходил General Electric, а контракт на изготовление 15 башен — Wellman Engineering Company. Правда, вскоре подрядчика по башням сменили на Continental Foundry & Machine Company.

105-мм орудие T5E1, ради которого и затеяли переделку Heavy Tank T1E1

105-мм орудие T5E1, ради которого и затеяли переделку Heavy Tank T1E1

На General Electirc сработали оперативно, в результате уже 5 августа был готов переработанный проект. Такая скорость объяснялась тем, что на всё отводилось 60 дней, и вообще указывалось «как можно быстрее». Вот только получившаяся машина вызвала некоторое беспокойство своими параметрами. Собственно говоря, General Electric выполнила свою задачу. Согласно измененной спецификации, толщина лба корпуса и башни составляла 191 мм. Вот только боевая масса оценивалась в 69853 кг (77 коротких тонн), то есть на 12 с лишним тонн больше исходного танка. При этом максимальная скорость оптимистично оценивалась в 29 км/ч.

Танк сильно потерял в обзорности, но зато толщину лба корпуса довели до 191 мм

Танк сильно потерял в обзорности, но зато толщину лба корпуса довели до 191 мм

В Департаменте Вооружений весьма оптимистично оценивали перспективы Heavy Tank M6A2E1, а вот по другую сторону Атлантики считали иначе. Генерал Люсиус Клэй, можно сказать, мозг Эйзенхауэра, с самого начала выступал резко против данной идеи. Но поначалу от его возражений удавалось отмахнуться. Впрочем, к середине августа становилось всё более очевидно — идея не столь и хороша, как казалась. Вряд ли бы ходовая часть T1E1 была согласна на столь существенное увеличение массы, да и танк получался чрезмерно большим. В спецификации на M6A2E1 так и говорилось — башня будет перевозиться отдельно от шасси. Между тем, на финальной стадии находилась работ по Heavy Tank T26E1, который, в серийном варианте, получал обозначение Heavy Tank T26E3. 14 августа Барнс впервые упомянул проекты Heavy Tank T29 и T30, которые, суда по всему, предполагали похожую на исходную башню M6A2E1, но шасси на базе Heavy Tank T26E1/T26E3.

Финита ля комедия. В дальнейшем M6A2E1 был нужен только как тестовая лаборатория

Финита ля комедия. В дальнейшем M6A2E1 был нужен только как тестовая лаборатория

Желание Барнса, вполне понимавшего происходящую ситуацию, снизить риски, оказалось оправданным. 18 августа 1944 года из Лондона пришло подписанное Эйзенхауэром сообщение, согласно которому заказ на Heavy Tank M6A2E1 отзывался. Не в последнюю очередь это было вызвано тем, что на Абердинском полигоне провели испытания Heavy Tank T1E1 (M6A2), догруженного до боевой массы 69,9 тонн. Выяснилось, что машина не способна преодолеть 40-процентный уклон, то есть на холмистой местности ее подвижность крайне низкая. Посему заказ сократили до 2 опытных машин, которые предполагалось использовать в рамках программы разработки Heavy Tank T29. При этом даже за 1944-первую половину 1945 года башня прошла долгий путь эволюции. К исходной башне M6A2E1 она не имела никакого отношения, а обозначение T29 Turret значило совсем не то, что на танке предполагалась башня Heavy Tank T29. На нем она и стояла, но в конфигурации 1945 года. Другой вопрос, что испытания выявили массу недочетов, поэтому финальная башня Heavy Tank T29, естественно, выглядела иначе. Одним словом, читайте документы внимательно, и да прибудет с вами разум.

В заключение стоит упомянуть еще один момент, который как-то обходят стороной с точки зрения американских электромеханических трансмиссий. Насчет войсковых испытаний Heavy Tank T1E1 информации почти нет, зато известно, как встретили в Форт-Нокс Medium Tank T23. Если кратко, то управление-то получилось удобным, зато подразделения, занимавшиеся обслуживанием машин, высказали много нелицеприятного и в адрес тех, кто это сделал, и в адрес заказчика. Дело в том, что обслуживание электромеханической трансмиссии оказалось весьма хлопотным делом. А еще она страдала от пыли. Точно такую же оценку можно было ожидать и от тяжелого танка с электромеханической трансмиссией. Если уж от идеи отправить Medium Tank T23 отмахнулись, отчаянно жестикулируя, можно примерно представить, что сказали бы в войсках насчет идеи отравить туда 69-тонную махину, для которой холмик становился непреодолимым препятствием.

Источники:

  1. US NARA
  2. Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervaia-iteraciia-amerikanskogo-sredstva-protiv-korolevskogo-tigra-5f78db3c71c44f08299463a0

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account