Кавалерия во многих странах являлась самостоятельным видом войск, по могуществу если и уступая пехоте, то не сильно. После окончания Первой мировой войны классическая кавалерия постепенно стала сходить на нет, но это не означало, что во Второй мировой войне ей места не нашлось. Советская кавалерия действовала весьма активно, причем у нее, еще до войны, появились средства поддержки в виде танков и бронемашин. В войну всё было то же самое: совместно с кавалерийской дивизии обычно действовал танковый полк, либо самоходный артиллерийский полк. При этом совместно с кавалерией часто действовали такие боевые машины, коих уже почти не встретишь в рядовых частях. Например, все легкие танки Т-80 ушли именно в танковые полки, действовавшие с кавдивизиями. Для кавалерии, судя по документов, подобный «неликвид» был в порядке вещей.
В других армиях мира ситуация выглядела, в межвоенный период, еще более интересно. В США, Франции и Японии позиции кавалерии были еще более сильными, вплоть до того, что там для ее нужд создавалась специальная бронетехника. В том числе и танки, которые официально были не танками. Официально это были броневики, что вызывает некоторое недоумение, особенно в случае с некоторыми боевыми машинами. Скажите, вы себе хорошо представляете гусеничный броневик с броней толщиной 40 мм и боевой массой 20 тонн? Ну так вот, SOMUA S 35, едва ли не лучший французский танк на 1940 год, официально именовался как Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S, то есть «боевой бронеавтомобиль СОМУА обр.1935 года». И такой вот «броневик» у французов был далеко не один. При этом да, в конкурсе обычно присутствовал и вполне себе броневик, часто полугусеничный.
Похожая ситуация была и в категории AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина). Там поначалу действительно был броневик-разведчик, но довольно быстро вместо него появился танк-разведчик. Довольно шустрый, но пошедший явно не по тому пути развития. Речь идет об AMR 35 ZT, весьма перспективной машине, которой сильно не повезло. И с разработчиком, и с развитием.
Сама по себе концепция AMR 35 ZT выглядела вполне неплохо. На испытаниях, которые прошли с 3 по 11 апреля 1934 года, второй опытный образец Renault ZT (таким было заводское обозначение машины) разогнался до 64 км/ч. Очень даже неплохо для того периода, подавляющее большинство одноклассников было куда менее проворными. Правда, третий опытный образец, он же по сути головной серийный, был уже помедленнее. Он весьма существенно отличался от предшественников: в кормовой части появился выступ под радиатор, в правой части лобового листа подбашенной коробки оборудовали воздухозаборник, общая длина корпуса выросла до 3840 мм. Иначе оказалась выполнена подвеска, которую сделали по аналогии с Renault ZM, изменились ведущее колесо и ленивец — одним словом, на Renault провели серьёзную работу по переработке шасси. В финальном варианте танк получил мотор Renault 22 CV type 447, как и серийный Renault R 35. По итогам всех переделок боевая масса выросла до 6500 кг, а максимальная скорость — до 55 км/ч. Средняя скорость по шоссе была ниже — 40 км/ч (впрочем, колёсные бронемашины были лишь немного быстрее). Так или иначе, платформа вполне неплохая.
Надо сказать, что французская кавалерия поначалу сделала шаг в верном направлении. К 1934 году была изготовлена башня Avis №2, чуть большая по размеру, чем Avis №1, штатная для AMR 35 ZT1 и AMR 33 VM. В неё установили крупнокалиберный пулемёт Hotchkiss Mle. 1930, который по своим возможностям явно превосходил пулемет MAC Mle.1931, стоявший в башне Avia №1. Благодаря этому пулемету огневая мощь AMR 35 ZT существенно выросла. На дистанции 400 м бронебойная пуля пробивала вертикально установленный лист толщиной 20 мм. Это было практически равнозначно данным бронебойного снаряда 37-мм пушки SA 18, другой вопрос, что скорострельность пулемёта составляла 450 выстрелов в минуту, питался он от 20-зарядных магазинов. В случае с AMR 35 ZT боекомплект составлял 37 магазинов. Благодаря новому вооружению танк-разведчик стал довольно опасным противником для большей части тогдашних танков, имевших противопульную броню. Большинство танков первой серии как раз оснащалась башней Avis №2, но… в дальнейшем танки выпускались с башнями Avis №1. Почему так случилось, логически объяснить сложно.
Впрочем, главной проблемой стало не то, что огневой мощи не довезли. Отдавать заказ Renault в принципе было большой ошибкой. Дело в том, что ведущий производитель французской бронетехники нахватал заказов, а с их выполнением сильно тормозил. Фактические поставки AMR 35 ZT 1 в войска начались в апреле 1936 года и закончились через два года. За это время кавалерия уже всё поняла, сделав выбор в пользу другого танка. Ещё в ноябре 1935 года на вооружение французской кавалерии приняли Char léger Modèle 1935 H, DIT, более известный под названием Hotchkiss H 35. Оказавшись не у дел в конкурсе на пехотный танк, Hotchkiss смогла вырвать победу на ниве лёгкого кавалерийского танка. Не такой быстрый, как AMR 35 ZT, этот танк зато имел более толстую броню, да и дальнейшая ситуация показала, что кавалеристы не прогадали. В результате семейство AMR 35 ZT ограничилось скромным тиражом в 200 танков.
В общем-то кавалерия с Hotchkiss H 35 не прогадала, ибо те хотя бы что-то могли делать на поле боя. А AMR 35 ZT1 могли разве что гореть. Закажи кавалерия именно броневик, возможно что толку было больше. А так получилась машина, ничего не способная сделать на поле боя. Даже для разведчика получилось не очень.
Статья по AMR 35 ZT:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13021645.html