Автоматические легионеры: летающие бомбы Италии
Содержание:
Беспилотные самолеты-снаряды, предназначенные для доставки бомбовой нагрузки на территорию неприятеля, почти также стары, как сама военная авиация. Первые проекты «летающих бомб» появились практически одновременно с гироскопическим автопилотом в 1910-ых, и в ходе Первой Мировой Войны несколько образцов подобного оружия были разработаны как странами Антанты так и Центральными Державами. После войны, на фоне стремительного прогресса бомбардировочной авиации, интерес к летающим бомбам временно ослабел, но никогда не исчезал полностью.
История разработки
В Италии, интерес к летающим бомбам поддерживался межведомственной конкуренцией. Regia Aeronautica — Королевские Военно-Воздушные Силы Италии — твердо придерживалась позиции, что все, что летает, должно относиться исключительно к их компетенции. В этом вопросе они опирались на авторитет самого Джулио Дуэ, который (достаточно обоснованно) полагал, что небогатая Италия не может себе позволить разделять воздушные силы между разными ветвями вооруженных сил.
Итальянскую армию такой подход совершенно не устраивал, но спорить с экономической логикой было трудно. Поэтому итальянские генералы стали искать «обходные пути». Небольшие и дешевые «летающие бомбы», снаряженные взрывчаткой, могли стать вполне логичным эквивалентом бомбардировщикам Regia Aeronautica. Также следовало принимать во внимание и внешнеполитические факторы: Италия не могла позволить себе иметь столько же бомбардировщиков, как ее богатые и более промышленно могущественные оппоненты. Дешевые летающие бомбы вполне могли быть именно тем, что изменило бы «правила игры».
В 1941 году, инженер Отелло Мулиначчи был назначен главой свежесформированной GAMAM — Grupo Autonomo Moto Alianti Mulinacci (ит. «Группа автономных моторных аппаратов Мулиначчи»). В задачу группы входила разработка дешевой, легкой в производстве летающей бомбы, которая могла бы массового изготавливаться на имеющихся мощностях. Новое оружие обозначалось как «Dispositivo per effettuare il bombardamento a distanza superiore alla portata delle artiglierie» — «приспособление для осуществления бомбардировки за пределами дальности артиллерии». Такое запутанное название было придумано не без умысла: оно подчеркивало принадлежность к артиллерийским системам, тем самым автоматически выводя ее из-под компетенции Regia Aeronautica. Итальянские армейские чины заранее готовили почву для возможных споров с летчиками.
Конструкция*
Аэробомба Мулинеччи была очень простым сигарообразным летательным аппаратом с крылом формы «обратная чайка». Максимальный диаметр фюзеляжа составлял около 21 сантиметра. Длина «аэробомбы» равнялась 1,6 метрам, а размах крыла — 2,2 метра. Крыло имело небольшую стреловидность и значительный положительный двугранный угол изгиба, что улучшало продольную стабильность.
В движение летающую бомбу приводил 5-и цилиндровый радиальный двигатель производства CABI (ит. Cattaneo Applicazione Brevetti Industriali), с воздушным охлаждением. Достаточно необычно для беспилотных аппаратов, двигатель — по соображениям балансировки — находился в центре фюзеляжа. Усилие на винты передавалось проходящим в верхней части фюзеляжа валом, посредством двух редукторов. Бомба была оснащена двумя противовращающимися двухлопастными пропеллерами в носовой части.
Боевая часть бомбы, согласно документации, была обычным артиллерийским фугасом, калибром 210-мм. Единственным орудием такого калибра в Италии была гаубица «Ансальдо» 210/22 modello 35, состоявшая на вооружении итальянской армии. Ее фугасный снаряд весил 101 кг, заряжался 18,5 кг тротила, и, по-видимому, именно он и был использован в качестве боевой части «аэробомбы». Размещался снаряд в передней части фюзеляжа, под приводным валом пропеллеров.
Управление бомбой в полете осуществлялось гироскопическим автопилотом. Расположенный за двигателем (и, судя по всему, приводимый в действие от мотора) гироскоп был механически связан с рулем направления, и отвечал только за удержание бомбы на заданном курсе. Высота полета контролировалась барометрическим альтиметром. Стабилизация по крену отсутствовала, предполагалось, что бомба будет достаточно аэродинамически стабильной. Часовой механизм — устанавливаемый перед стартом — определял продолжительность полета, и в расчетный момент времени переводил бомбу в пике.
Запускаться бомба должна была с мобильной катапульты — пневматической, либо пружинной. Возможно, рассматривалось также применение с военных кораблей. После старта, бомба летела на скорости порядка 300-350 км/ч около получаса, преодолевая дистанцию до 150 километров на высоте около 3000 метров. В заданный момент, часовой механизм переводил бомбу в пикирование и она падала на цель.
Испытания
В начале 1943 года, первый прототип «аэробомбы», изготовленный инженерами GAMAM поступил на испытания, и фирме SIAI Marchetti был выдан предварительный заказ на 14 предсерийных единиц, стоимостью 500000 лир. Итальянская армия относилась ко всему проекту с большим вниманием, рассматривая его как эффективную альтернативу бомбардировочной авиации — которая вся находилась в распоряжении Regia Aeronautica:
К достоинствам бомбы Мулинеччи, по мнению военных, относились:
- Дешевизна и легкость в производстве
- Компактность (вес полностью снаряженного аппарата не превышал 170 кг) и возможность запуска с подвижных, высокомобильных установок
- Большая дальность действия
- Нечувствительность к средствам радиоэлектронной борьбы (судя по итальянскому вниманию к этому аспекту, они знали о «войне лучей» куда больше, чем хотелось бы немцам и англичанам…)
К недостаткам, то же время, относились:
- Низкая точность и кучность
- Относительно слабая боевая часть
- Небольшая скорость полета
Хотя предельная дальность аэробомбы составляла около 150 километров, Мулинеччи собирался использовать ее преимущественно с меньших дистанций, порядка 50-60 километров. Основной задачей аэробомбы были «беспокоящие» атаки на тылы противника. Мулинеччи вполне логично предполагал, что ни одна армия не сможет просто игнорировать падающие то тут, то там восьмидюймовые фугасы: в то же время, стоимость усилий по перехвату аэробомбы намного превосходила бы стоимость самого оружия.
Согласно представлению Мулинеччи, группы «кочующих» пусковых установок, смонтированных на автомобильном или танковом шасси, смогли бы непрерывно подвергать тылы неприятеля бомбардировке, при этом не требуя задействования дорогих пилотируемых самолетов. Отсутствие вспышек выстрелов, низкая шумность и высокая мобильность делали пусковые установки почти неуязвимыми для неприятельской контратаки. Предполагалось, что аэробомба сможет поражать штабы, места сосредоточения войск, контролируемые неприятелем населенные пункты, склады, позиции артиллерии и т.д.
Испытания аэробомбы состоялись летом 1943 года, и дали неудовлетворительный результат. Хотя аэробомба, в целом, работала, ее точность оказалась ниже всякой критики. Простой гироскопический автопилот, управляющий снарядом только в горизонтальной плоскости, просто не мог обеспечить сколь-нибудь убедительную вероятность попадания иначе как в крупную площадную цель. Хотя инженеры считали, что недостатки могут еще быть исправлены, армейское командование решило, что более перспективным решением является разработка новой бомбы, на этот раз с реактивным или ракетным двигателем (более дешевым и надежным, чем малогабаритный поршневый). Осенью 1943 года, GAMAM была расформирована, ее инженеры направлены на иные проекты. Судьба заказанных четырнадцати бомб так и осталась неизвестна.
Источники
- Prototipi e progetti della Regia Aeronautica — Daniele Lembo, IBN Editore (2010)
- Le Armi Segrette della Regia — Daniele Lembo, Aerei nella storia (1997)
- STORIA MILITARE N. 4 — GENNAIO 1994 (только кросс-ссылки, самого источника у меня нет).