Один за всех: почему F-35 такой унылый

17
December 4, 2019 - Pacific Ocean - Aviation Boatswains Mate (Handling) 2nd Class Tyler Randrup directs a U.S. Marine Corps F-35B Lightning II, assigned to the Flying Leathernecks with Marine Fighter Attack Squadron (VMFA) 122, aboard the amphibious assault ship USS Makin Island (LHD 8). Makin Island is conducting routine operations in the eastern Pacific. (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)

Один за всех: почему F-35 такой унылый

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Американский истребитель пятого поколения F-35 уже который год борется с целой горой проблем и недоработок, и, судя по новостям, этой эпопее нет ни конца, ни края. В конце апреля 2019 года появилось две новости — одна ничего такая, а вот вторая не очень. Как улучшают самолёт и почему до сих пор не доведут до ума — давайте разбираться.

Как сообщило министерство обороны США, удалось добиться сокращения ключевых недостатков самолёта Lightning II с тринадцати до семи. Известно только, какие проблемы были исключены из списка, но то, как их собираются решить, конечно же, секрет.

September 19, 2012 - Eglin AFB, Florida, USA - An F-35A Lightning II joint strike fighter from the 33rd Fighter Wing at Eglin Air Force Base, Fla., flies over the Emerald Coast Sept. 19, 2012. (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)

F-35A Lightning II (http://globallookpress.com/)

Так, была доработана система виртуального обслуживания и подготовки самолёта ALIS, чтобы она могла скрывать секретные данные от зарубежных владельцев F-35. Также исправлены многочисленные ошибки ALIS, которые иногда не позволяли ввести самолёты в строй. Улучшено программное обеспечение для облегчения управления на углах атаки больше 20 градусов. Исправили ошибку, когда компьютер не обеспечивал достаточную тягу при вертикальной посадке в жаркие дни. Доработано ПО для радара.

Кажется, хорошие новости — если бы не одно «но».

Проблемы ещё не решены — найден лишь путь их решения, что и позволило убрать их из ключевых недостатков в категорию менее серьёзных недоработок. Когда всё это будет применено в реальности, не ясно — для некоторых называют сроки до 2024 года.

Внимательный читатель заметит, что все перечисленные проблемы связаны с программным обеспечением самолёта. Исправить «софт» не так уж и сложно: посади побольше программистов — пусть программы улучшают и «баги» ловят, а потом новое обновление просто закачают на все машины. Но вот с проблемами «физическими» у F-35 всё совсем нехорошо. Например, недавно стало ясно, что пока нет приемлемого решения одной из ключевых проблем F-35 версии «В» и «С» — разрушения стелс-покрытия на килях самолёта на сверхзвуковом полёте.

September 1, 2018 - Toronto, Ontario, Canada - Capt. Andrew 'Dojo' Olson, F-35 Heritage Flight Team pilot and commander, performs a high-speed pass during the Canadian International Air Show in Toronto, Septembert. 1, 2018. (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)

(Фото: globallookpress.com)

Некоторые даже предполагают, что без переделки конструкции хвоста эта проблема так никуда и не уйдёт. Потому и так не самый быстрый F-35 сейчас ограничен во времени полёта на форсаже (как говорят, менее чем десятком минут).

Что не так с птичкой?

Вся эта ситуация вызывает один вопрос: «а почему всё так невесело?»

«Потому что попил и криворукие американцы» — скажут одни. Другие ответят: «Никаких проблем нет, смотрите уже сколько самолётов построили!». И тот и другой подход не очень верен. Проблемы есть — но причины не так просты.

Во-первых, F-35 — чрезмерно сложный проект. Стремясь сэкономить, в США решили сделать самолёт, способный на всё — от разведки до непосредственной поддержки войск, от нанесения ядерных ударов до роли перехватчика. И всё это в трёх максимально унифицированных вариантах: обычном, укороченного взлёта и вертикальной посадки, палубном. Хорошо, хоть грузы и пехоту возить на нём не захотели.

GULF OF ADEN (Sept. 7, 2018) Aviation Boatswain’s Mate (Handling) 1st Class Francis Centeno launches an F-35B Lightning II attached to the “Avengers” of Marine Fighter Attack Squadron (VMFA) 211 from the flight deck of Wasp-class amphibious assault ship USS Essex (LHD 2). Essex is on a scheduled deployment of the Essex Amphibious Ready Group (ARG) and 13th Marine Expeditionary Unit (MEU). The Essex ARG and 13th MEU is the first U.S. Navy/Marine Corps team to deploy to U.S. 5th Fleet area of operations with the transformational warfighting capabilities of the F-35B Lightning II, making it a more lethal, flexible and persistent force, leading to a more stable region for our partner nations. (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist Seaman Sabyn L. Marrs/Released)180907-N-AF263-0908

F-35B Lightning II на палубе американского десантного корабля «Эссекс» (http://globallookpress.com/)

В итоге разработка столь переусложнённого проекта затянулась, и на многое в прямом смысле слова «плевали», лишь бы ещё больше не раздувать бюджет и не растягивать сроки.

Вот и вышел F-35 даже не сырым, а насквозь мокрым.

Во-вторых, на F-35 использовали максимальное количество электроники. Компьютеры участвуют во всех моментах управления, обслуживания самолёта — даже в планировании полёта. Это одна из первых в мире боевых машин, настолько завязанная на «цифру». И неудивительно, что «багов» в ПО F-35 оказалось выше крыши. И исправляют их долго и упорно по сей день.

В-третьих, программа F-35 отличается необычной открытостью для прессы. Так-то громко говорить о проблемах не принято даже в США, и лишь спустя много лет историки описывают их в монографиях для двух с половиной читателей. В случае же с Lightning II недостатки публикуются, активно обсуждаются, и всем кажется, что их неприлично много. А вот если всё «секретить», как, например, делают у нас или в Китае, то будет благорастворение и лишь недоказанные слухи о каких-то проблемах. А может быть, тот же J-20 — не менее сырой, чем F-35?

J-20

J-20

И самое главное — концепция единого самолёта не позволяет весь этот «балаганчик» свернуть. Если бы были изначально отдельные программы, то какие-то можно было бы пересмотреть, перезапустить. Но без единого F-35 почти вся авиация США окажется в очень неприятном положении. Вот и приходится принимать на вооружение что есть.

Сколько ещё лет уйдёт на доведение до ума F-35, неясно. Но из этой ситуации уже сейчас можно вынести урок для всех: делать один самолёт, который всех заменит, — большая ошибка.

источник: https://warhead.su/2020/04/30/odin-za-vseh-pochemu-f35-takoy-unylyy

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account