Попаданцу в копилку: «Unimog» универсальный трудяга и боец.

-13

Mercedes Benz «Unimog» должен был служить Вермахту как лёгкий тягач и грузовик, грузоподъёмностью 1, 5 тонны.

Унимог переводится как Универсальная Моторная Повозка. Изначально
автомобиль должен был служить Вермахту, но во второй половине войны
ресурсы заканчивались и запустить в серийное производство не удалось.
Планы, которые конструкторы возлагали на машину, были осуществлены
позже и в значительно урезанном виде. Первый эскизный проект
засветился в 1942 году и по техническому заданию это был
полноприводный автомобиль с кабиной над передней осью (в англоязычной
литературе такие автомобили имеют название forward control).

Эластичная рама, высокий дорожный просвет, который составлял 40 сантиметров, мосты портального типа, полный подключаемый привод, принудительно блокируемые меж колесные дифференциалы, свесы передний и задний по 45 градусов – все это обеспечивало автомобилю поистине экстремальную проходимость. В ходе адаптации шасси колесная база была увеличена до 2900 миллиметров, а колея расширена до 1630 миллиметров, при этом габаритные размеры его составляли длинна 4930, ширина 2530, и высота 2064 миллиметров.

Кабина грузовичка была полукапотного типа, цельнометаллическая, двухместная, ее эргономика вполне соответствовала армейскому варианту, место водителя было достаточно удобным, а вот пассажир не имел даже углубления для ног. Но в большинстве армейских вариантов кабины были с брезентовым откидным верхом на металлическом каркасе, и также с откидным лобовым стеклом, которое укладывалось и крепилось на капоте. Двигатель устанавливался частично под капотом, и частично под кабиной, что же касается самого шести цилиндрового карбюраторного агрегата объемом 2,195 сантиметров кубических, и мощностью в 82 лошадки, то он был взят из легкового седана MB 220 S.

 

Питание двигателя происходило от установленных двух карбюраторов, при этом расход топлива автомобиля при средней скорости 80 километров в час составлял около двадцати литров. Привод дополнительного оборудования был осуществлен от механического вала отбора мощности. Ну а для буксировки прицепа максимальным весом до 14 тонн, и работы навесного оборудования часть машин оснащалась бортовой пневматической системой. Коробка передач на него устанавливалась механическая синхронизированная восьми ступенчатая, при этом шесть скоростей было в перед и две назад. Подвеска грузовичка S404 была мягкой пружинной с телескопическими гидравлическими амортизаторами, и поперечными реактивными тягами.

Радиус поворота с шинами повышенной проходимости составлял около шести с половиной метров. Всего с начала выпуска до его завершения концерн Daimler Benz изготовил около 45 тысяч таких автомобилей, из которых на нужды армии ушло около 25 тысяч, куда они поставлялись в двух основных вариантах – с бортовой платформой и фургоном. Mercedes UNIMOG S404 с бортовой платформой с откидными бортами, помимо грузов мог перевозить личный состав из восьми солдат, в таком исполнении их было поставлено более 14 тысяч. А вот варианты S404 со специальными фургонами использовались в качестве автомобилей тыла специального назначения.

Автомобиль должен был производиться в Мариенфельде на заводе
Мерседес-Бенц. Техническое задание подразумевало использовать шасси с
военными надстройками, в качестве автопоезда. При использовании
опционального оборудования можно было передвигаться по рельсам,
использовать как бульдозер и проч.

Главный дизайнер проекта и разработчик концепции — Альберт Фридрих,
который был до этого проекта главным дизайнером по авиадвигателям. Он
внёс своё видение конструкции трактора, прежде всего это должен быть
компактный сельскохозяйственный трактор, который не должен быть похож
на обычные тракторы. В команде также засветился Генрих Реслер, один из
бывших сотрудников компании Даймлер-Бенц, работавшего в этой компании
до Второй Мировой войны в отделе авиационных двигателей. В время войны
он работал в сельском хозяйстве и приобрёл очень ценный опыт, который
впоследствии пригодился в проекте. Первоначальные эскизы были
подготовлены Фридрихом и проект носил название «Моторизированной
Универсальной Рабочей Машины для сельского хозяйства.» Первый прототип
планировали  оснастить двигателем 25 л.с., полным приводом и колёсами
равного диаметра.

Для реализации сельскохозяйственных задач,
автомобиль планировали оснастить 6-ст коробкой передач. Максимальная
скорость должна составлять 50 км/ч. Спереди и сзади рамы можно было
присоединять любое оборудование, а на платформу грузить всё, что
угодно. По замыслу именно это создателей должно было отличать Унимог
от остальных тракторов. Этот трактор выглядел как обычный грузовик с
огромным количеством опциональных приспособлений, и покупатели,
привыкшие к стандартному виду трактора могли не принять этот вид
машины.

Работа по изготовлению первого прототипа началась в 1945 году
и ресурсов в это время не было. Фридрих связался с американскими
оккупационными силами для того, чтобы они разрешили выпуск такого
транспортного средства. Выпуск начался в компании Ernhard&Sohne в
швабском Гмюнде. Инженеры начали очень активно работать над проектом и
вскоре появились изменённые эскизы машины. Были внесены изменения в
конструкцию для удешевления серийного выпуска — одинаковые балки
мостов, ступицы, колёсные редукторы, карданные шарниры (следует
отметить, что все автопроизводители в военное время неоправданно много
тратили деньги Гитлера на различные технические изыски и первые месяцы
войны показали насколько немецкие машины были сложные и не
ремонтопригодные). Трактор выглядел как грузовик, но был с короткой
базой. Колея должна быть 1270 мм — равной ширине двух картофельных
рядов для того, чтобы трактор мог работать на поле и не испортить
гряду. Основные различия от тракторов и грузовиков того времени —
подвеска на пружинах, мост с осью качения возле раздаточной коробки,
полным приводом и блокировкой трёх дифференциалов для уверенного
движения по бездорожью. По проекту спереди и сзади шасси можно было
установить различное оборудование — бульдозерный отвал, косилку, плуги
и другое коммунальное, сельскохозяйственное и прочее оборудование.

Первое испытание автомобиля состоялось в конце 1946 года. Фактически
это был грузовой автомобиль на больших колёсах и с кабиной, у которой
снимался тент — это решение должно было удешевить конструкцию.
Автомобиль получил название Universal-Motor-Gerat или сокращённо
Unimog. Первое появление на публике должно было состояться весной 1947
года, но фактически не имея нормального дизельного двигателя дата
могла быть отодвинута на непонятный срок. В работу подключился
Daimler-Benz, который дал некоторую партию недавно разработанных
двигателей ОМ636. Этот двигатель не получил одобрение на серийный
выпуск (до тех пор, пока он не пройдёт весь цикл испытаний), но
Фридрих принял решение установить на шасси этот двигатель. Фридрих
решил установить на фальш радиаторную решётку мерседесовскую звезду,
так как эта марка была известна. Фирма Эрнхарда не была готова к
серийному выпуску автомобилей и Фридрих пытается договориться с
разными производителями. В конце всех переговоров, на выпуск первой
партии соглашается фирма Gebruder Boehringer. Фирма занимается
выпуском инструментов для оборудования. Так как послевоенной Германии
требуется поднимать производство, то фирма принимает нелёгкое решение.
В тот год команда Фридриха сталкивается с кучей проблем, начиная с
закупки материалов (уже установлено, что ФРГ смогла подняться в
течении первых 10 лет из разрухи только лишь благодаря тому, что
нацистские деньги вернулись и требовался противовес «красной»
Восточной Германии), но многие вопросы решаются в пользу Фридриха.
Следующая проблема — отсутствие подходящих шин. Так или иначе решив
все вопросы, готовый автомобиль был представлен в 1948 году на
выставке во Франкфурте.

В августе 1948 году начинается серийное производство. Приходится
решать вопросы по развитию сети для продажи автомобилей. Boehringer
занимал положение на другом рынке и не мог оперативно решить эти
вопросы. Этим также занималась команда Фридриха. К машине появился
интерес со стороны фермеров и других производителей и в кратчайшие
сроки необходимо было решить вопросы по комплектованию дополнительным
оборудованием, которое устанавливалось на разные тракторы без
унификации. По замыслам команды Фридриха, на трактор можно установить
любое оборудование, но некоторые производители пытались навязать
только своё. Эта работа продолжается и по сей день.
К лету 1950 года на фирме Boehringer было выпущено около 600 Унимогов.
Фирма не могла обеспечить более высокий серийный выпуск. Летом этого
года Daimler-Benz обращает внимание на эту машину и просчитывает
возможности вывода на рынок автомобиля под своей торговой маркой.
Фактически, D-B получил со стороны готовый автомобиль, даже не смотря
на то, что его строила хоть и часть бывших работников, это была
сторонняя разработка. Взглянув на историю D-B можно увидеть, сколько
интересных фирм или проектов было куплено. Несомненно, D-B обладал
большими ресурсами для производства, но у фирмы не было ресурсов на
разработку интересных и уникальных проектов. В работу включаются
разработчики, технологи и маркетологи. Унимоги начинают производиться
на заводе в Gaggenau, на заводе по выпуску грузовых автомобилей.

Зимой 1950-51 гг производство окончательно переезжает в Гаггенау. 3
июня официально открывается производство. Автомобиль производится с
эмблемой предыдущей фирмы. Грузовик длиной 3,5 м оснащается двигателем
25 л.с. Кабина выпускается с тентом или цельнометаллической.
Распространением грузовика занимается дилерская сеть D-B. Несмотря на
это, трёхлучевая звезда появляется на решётке только лишь в 1953 году.
Звезда окончательно появляется на всех деталях в 1956 году.
Одновременно с расширением производства автомобиль расширяет сферу
применения. Унимог начинает получать первые призы и его слава
укрепляется.

В процессе эксплуатации выясняется, что у автомобиля есть куча
недостатков. Во-первых, появляется обратная связь от военного,
коммунального или сельскохозяйственного применения, а во-вторых,
появились недостатки конструкции. Частично это было связано с
применяемыми материалами, а частично — с геометрическими параметрами
шасси. Шасси имело очень высокий центр тяжести, малую базу и короткую
колею. Конструкторы проводят работу над конструкцией и в итоге
появляется серия 401/402, запущенная в производство в 1953 году.
Производство не справляется со спросом и частично машины производятся
на фабрике в Вестфалии.

В 1955 году продолжаются работы по совершенствованию шасси. Итогом
этой работы стал Unimog S (404 серия). Для лучшей устойчивости
появилась увеличенная база, которая начала удовлетворять требованиям
военных (они получили обновлённые автомобили в 1956 году) и
гражданских потребителей. Эта серия стала настолько удачной, что
продержалась в производстве до 80-х годов. В течении некоторого
времени эту машину получают армии разных стран.
Машине сделали рестайлинг, овальная решетка радиатора  была типичной
для автомобилей Mercedes Benz. Долгое время линии кузова смотрелись
современно и дизайн не менялся. База увеличилась до 2700 или 2900 мм.
Серия S получила усовершенствованный бензиновый двигатель с легкового
автомобиля. При объёме 2,2 л двигатель развивал 85 л.с. и в
последствии получил двигатель 2,8 л / 110 л.с.

Базовая версия Унимога серии 401/402 не могла оставаться неизменной и
он периодически получал разные усовершенствования. Автомобили могли
быть разной базы для удовлетворения потребителей в надстройках, КУНГах
и прочих кузовах. Также менялись кабины. В мае 1961 года из ворот
завода в Гаггенау вышел 50-и тысячный грузовик.

В начале 60-х короткобазный Унимог перестал пользоваться спросом,
серия S была военной и не подходила для гражданского использования.
Исходя из новых требований появилась серия 406. Шасси получило новую
базу 2380 мм. В это же время автомобиль получает новый дизельный
двигатель мощностью 65 л.с. Чуть позже этого, в гамме появляется 6-и
цилиндровый дизельный двигатель ОМ 312, объёмом 5,7 л. Появляется
новое обозначение — U65.

В 1966 году компания пересмотрела производственную программу по
выпуску Унимогов. Появляется некоторая унификация с военными моделями
с базой 2900 мм. D-B вводит в гамму облегчённые серии 421/403.
Автомобили получают двигатели, которые ранее устанавливались на другие
автомобили. Таким образом удешевилось производство и снизилась
номенклатура запчастей. Эта работа проводилась до 1977 года, когда
прошло обновлении серий.

В мае 1966 года был произведён 100-тысячный грузовик. Автомобили ушли
от первоначального замысла — сельскохозяйственного трактора. Компания
принимает решение выпустить сельскохозяйственный трактор на базе узлов
и агрегатов Унимога. Унимог был автомобилем среди тракторов, а новая
конструкция, получившая название MB-trac была автомобилем среди
тракторов. Серия тракторов MB-trac получила несколько модернизаций,
пока в 1991 году Mercedes Benz не свернул производство.

В 1974 году появилась новая серия — U 120 / серия 425. Серия была
спроектирована под жёсткое использование в любых условиях. Вместо
плавных линий кабина получает рубленно-угловатый дизайн. Появилась
увеличенная фальш радиаторная решетка. На смену серии S пришла серия
435, которая подходила только для военного использования. Серия 425
получила новый дизельный двигатель мощностью 120 л.с. и базу 2810 мм.

Полная масса автомобиля достигала 9 тонн. Серия 435 могла быть с
разной колёсной базой — 3250/3700 или 3850 мм. С 1976 года введена
самая дешёвая серия Unimog 424.

Основное отличие Унимогов — в своеобразной подвеске с неразрезными
мостами, бортовыми редукторами и кожухами в которых спрятанны карданы.

Это позволило преодолевать практически любые препятствия, а
блокировка всех трёх дифференциалов позволила уверенно передвигаться
по любому бездорожью.

В статье были использованы открытыые источники.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account