21
Летающая подводная лодка

Летающая подводная лодка

 

Небольшая, но занятная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Все началось с фанатичного упорства безвестного дотоле изобретателя Рэйда. Инженер-электрик по специальности, он увлекся авиа- и судомоделизмом. Но вскоре ему надоело строить миниатюрные самолеты, корабли и подводные лодки, так сказать, в «чистом виде», и Рэйд попробовал совместить достоинства этих аппаратов в одной машине – «трифибии». Прошло уже 20 лет с того дня, как родилась летающая субмарина. Необычная модель успешно выдержала испытания. Однако были выявлены довольно серьезные недостатки. Аппарат длиной 1 м был снабжен микродвигателем внутреннего сгорания и радиоаппаратурой для дистанционного управления. Бензобаки одновременно играли роль балластных цистерн погружения. Когда машина садилась на море, легкое горючее выпускалось наружу, и в баки закачивалась более тяжелая вода. Однако такая конструкция не решала главного вопроса: как взлететь после всплытия? Тем не менее, изобретатель не падал духом, веря, что ему все-таки удастся решить проблему. Для начала он запатентовал свою идею, а затем отправился на поиски покровителей. Нужно поистине адское терпение, чтобы многие годы обивать пороги бюрократических учреждений. Наконец, в 1964 году Рэйд сообразил опубликовать заметку о своем «летучем корабле» в научно-популярном журнале. Бойко написанный и красочно иллюстрированный рекламный проспект привлек внимание нескольких авиационных фирм. И тут, на счастье изобретателя, безотказно сработал механизм традиционного соперничества между Морским и Воздушным ведомствами. Это соперничество, начавшееся из-за каких-то пустяков, давно стало в Америке притчей во языцех. Пока летчики судили да рядили, моряки, выведав тайну у «противника», поспешили объявить конкурс на лучшую конструкцию «трифибии».

Условия соревнования были довольно жесткими. Новый аппарат решили использовать как перехватчик подводных лодок. Поэтому к летающей субмарине предъявили суровые требования. Машина должна весить в среднем 500 кг, развивать под водой 10-20 узлов, в воздухе – 500-800 км/час, иметь запас хода соответственно – 80 и 500–800 км, совершать рейсы на глубине до 25 м и на высоте до 750 м, нести 250–500 кг полезного груза, взлетать и садиться на воду даже при метровой волне. Именно такие качества, по мнению специалистов ВМС, делают «трифибию» грозой морей.

Заполучить военный заказ – мечта любой капиталистической фирмы. В игру вступили крупнейшие научно-исследовательские корпорации. В пылу конкурентной борьбы, бурной словесной перепалки никто и не вспомнил об изобретателе-одиночке, заварившем всю эту кашу. Каждый хотел первым построить «универсал». Однако орешек оказался на редкость крепким. Машины, которые хорошо летали, не выдерживали подводного давления, а ныряющие – были слишком тяжелы для полета. Много времени уходило на погружение и всплытие. Натолкнулись на серьезную проблему – как разогнать аппарат под водой, да еще под нужным для взлета углом. Эти и другие трудности охладили энтузиазм конструкторских групп. Скептики даже стали сомневаться в реальности задания.

И вот тогда-то на сцене вновь появился неутомимый Рэйд. Его проект был признан лучшим и одобрен!

Вначале изобретатель построил опытный образец «Коммандер», зарегистрированный в США как первая летающая подводная лодка. У сигарообразного 7-метрового аппарата – дельтавидное крыло. В воздух машину поднимает двигатель внутреннего сгорания мощностью 65 л.с., под водой же включается электромотор мощностью всего лишь 736 Вт. Пилот-аквалангист сидит в открытой кабине. «Трифибия» развивает в воздухе 100 км/час, а на глубине – 4 узла.

На базе «Коммандера» Рэйд соорудил более совершенный, реактивный аппарат «Аэрошип» (см. рис.).

Выпустив лыжи, двухместная «трифибия» садится на воду. С пульта управления пилот закрывает воздухозаборники и выхлопное отверстие турбореактивного двигателя задвижками (которые при этом открывают водозаборники и выходное сопло водомета). Включается насос, заполняющий балластные цистерны в носу и корме. «Аэрошип» погружается. Остается убрать лыжи, пустить электромотор, поднять перископ, и самолет превращается в подводную лодку. Чтобы всплыть и взлететь, операции нужно проделать в обратном порядке. Топливные баки расположены в крыле. Рули направления и глубины одновременно и элероны. Балласт вытесняется сжатым воздухом.

В августе 1968 года на глазах у тысяч посетителей Нью-Йоркской промышленной выставки «Аэрошип» спикировал, нырнул в воды залива, немного поманеврировал на глубине, а потом с ревом взмыл в небо. Но увы, технические данные «Аэрошипа» еще весьма далеки от конкурсных требований. Дальность полета машины всего 300 км, скорости в воздухе и под водой невелики – 230 км/час и 8 узлов. Однако Рэйд не унывает.

«Хорошо, хоть не надо скрещивать атомную лодку со сверхзвуковым истребителем»,

– шутит он.

(По материалам журнала «Сьянс э ви»).


источник: Ю. ФЕДОРОВ, инженер «ЛЕТАЮЩАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА» // Техника-молодежи 06-1970

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account