Опытный скоростной бомбардировщик и самолет-разведчик Ikarus Orkan. Югославия
Летом 1938 года в Белграде состоялся первый международный авиасалон, в котором приняли участие представители восьми стран. Принимающая сторона – Королевство Югославия – представила на авиавыставке модели перспективных самолетов, что свидетельствовало о большом желании самостоятельно модернизировать свои военно-воздушные силы. Однако усилия югославской авиационной промышленности – как конструкторов, так и в большей мере производственников – столкнулись с серьезными трудностями на этом пути, и Югославия была вынуждена обратиться к иностранным поставщикам. Вместо оснащения ВВС отечественной техникой пришлось в очередной раз импортировать иностранные самолеты и закупать лицензии на их производство. В результате в Королевских ВВС Югославии бок о бок служили самолеты будущих заклятых врагов: немецкие Dornier Do 17K и Messerschmitt Bf 109E-3 и британские Bristol Blenheim I и Hawker Hurricane I. Тем не менее, работы югославских конструкторов продолжались и, хотя и поздно, все же принесли свои плоды.
Помимо всего прочего внимание участников выставки привлекала к себе модель двухмоторного тактического дневного и ночного бомбардировщика и самолета-разведчика Ikarus Orkan. Характерными особенностями самолета были его очень необычные аэродинамические формы, поражающие своей чистотой. В качестве источника своего вдохновения руководитель проектных работ инженер-майор Савва Момчилович, возможно, взял итальянский штурмовик Breda Ba-88 Lince, вариант которого установил несколько рекордов скорости. Однако в вопросе совершенствования аэродинамики «оркана» Савва Момчилович пошел еще дальше, доведя ее до совершенства.
Следует сделать небольшое отступление и сказать, что Савва Момчилович был одним из руководителей проектных групп, которые по собственной инициативе разрабатывали проекты и предлагали их руководству ВВС. В те годы в Югославии это было обычной практикой. В состав проектной группы входило большое число сотрудников, среди которых следует выделить инженеров Радойковича, Шостарича и Марьяновича.
В конце 1937 года проект Orkan вместе с необходимыми подтверждающими документами и расчетами был передан на рассмотрение штаба ВВС. По результатам рассмотрения Orkan вошел в число типов машин, допущенных до дальнейшей реализации: двухмоторные бомбардировщик Zmaj R-1, многоцелевой самолет Рогожарски Р-313 и одномоторный истребитель Рогожарски IK-3. В соответствии с договором от 14 марта 1938 года компании Ikarus A. D. (Ikarus) было выделено 6,4 миллиона динаров на постройку прототипа, первый полет которого был запланирован на июнь 1939 года. В начале 1938 года деревянная модель «оркана» была испытана в Париже в аэродинамической трубе лаборатории Эйфеля, и тесты показали очень хорошие результаты.
Легкий бомбардировщик Orkan имел цельнометаллическую конструкцию с работающей обшивкой крыла и монококовым фюзеляжем. Пилотская кабина, расположенная в овальной носовой части, не выступала за контуры фюзеляжа и не портила аэродинамику машины. Несмотря на это обзор из кабины был очень хорошим благодаря большой площади остекления, включая и часть передней кромки крыла. За задней кромкой крыла размещалась кабина стрелка-бомбардира, который для защиты самолета в верхней части задней полусфере был вооружен 20-мм пушкой Oerlikon FF. В походном положении пушка размещалась заподлицо в фюзеляже и в боевое положение над фюзеляжем переводилась с помощью гидравлической системы. Защиту самолета в нижней части задней полусфере обеспечивал 7,92-мм пулемет FN, размещенный в нижней части кабины стрелка-бомбардира на поворотном лафете. Для стрельбы вперед самолет был вооружен размещенными в носовой части фюзеляжа и управляемыми пилотом двумя 20-мм пушками Hispano 404 и двумя 7,92-мм пулеметами FN. Бомбоотсек, оснащенный полностью остекленными створками, мог вместить четыре 106-кг бомбы конструкции Станковича. При помощи выталкивающего устройства сброс бомб мог быть осуществлен в пикировании. При выполнении задач самолета-разведчика бомбоотсек «оркана» использовался в качестве кабины наблюдателя.
Первоначально проект Orkan оснащался французскими 14-цилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Hispano-Suiza 14AB, имевших небольшой диаметр и развивавших по 670 л.с. (492 кВт). Однако после вступления Франции во Вторую Мировую войну последняя прекратила экспорт авиационной техники и, что наряду с трудностями, возникшими во время проектирования и изготовления прототипа, значительно продлило этап разработки. Единственным, что удалось получить из Франции, были убирающиеся основные стойки шасси производства компании Messier. Только в марте 1940 года, когда штабу ВВС стала ясна бесперспективность дальнейших переговоров с французами, было дано согласие на установку на самолет более мощных 840-сильных (617 кВт) итальянских двигателей FIAT A-74 RC-38. Поскольку итальянские авиамоторы были тяжелее и крупнее французских (масса 590 кг и диаметр 1195 мм против 495 кг и 1010 мм), то потребовалось перепроектировать моторные гондолы и установить итальянские воздушные винты изменяемого шага.
Тем временем в штабе ВВС было принято решение изменить состав вооружения «оркана». Теперь вооружение пилота состояло из одной 20-мм пушки и двух 7,92-мм пулеметов, а стрелка – из одного 12,7-мм пулемета и одного 7,92-мм пулемета FN. Боезапас пушки составлял 60 снарядов, а пулеметов – по 250 патронов на ствол.
Первый полет невооруженного прототипа состоялся 24 июля 1940 года с аэродрома Земун [1] под управлением капитана Душана Миливоевича. К сожалению, во время посадки самолет получил повреждения. Ремонт длился долго, в основном из-за проблем с поставкой деталей шасси из оккупированной Франции. 19 марта 1941 года заводской летчик-испытатель Василий Стоянович продолжил летные испытания прототипа «оркана».
Во время испытаний самолет в целом показал хорошие летные характеристики. Единственное, что не могли снять, – значение максимальной скорости, поскольку не удалось согласовать шаг обоих винтов, следствием чего было возникновение вибраций авиамоторов. Однако времени на доводку уже не было. До 6 апреля 1941 года – даты нападения нацистской Германии на Югославию – Василий Стоянович совершил 13 взлетов с многообещающими результатами.
Во время налета на аэродром Земан «оркан» попал под удар немецкой авиации, но повреждения прототипа были невелики. Orkan был захвачен немцами, которые в сентябре 1941 года доставили самолет по железной дороге в Германию. На этом следы прототипа теряются.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Ikarus Orkan
Назначение: скоростной бомбардировщик и самолет-разведчик
Статус: прототип
Компания-производитель: Ikarus A. D., Земун
Экипаж: 2-3 чел.
Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения FIAT A-74 RC-38, развивавших мощность по 840 л.с. (617 кВт) и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 13,25 м
длина 10,00 м
высота 3,20 м
площадь крыла 26,00 м²
Масса:
пустого самолёта 2870 кг
взлетная 4500 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• у земли 468 км/ч
• на высоте 4000 метров 545 км/ч
время набора высоты 4000 метров 4,2 мин.
практический потолок 11000 м
дальность полета 1200 км
[1] бывший город в Сербии, ныне район Белграда
источник: VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 IKARUS ORKAN» «L+К» 24/88, стр.29/949