Забытые концепт-кары. GM Le Sabre 1951 года
Послевоенное время вплоть до 70-х годов стало золотым временем американского автопрома.
Содержание:
Ситуация в мировом автопроме после Второй Мировой войны
Сразу после Второй Мировой Европа лежала в руинах, и там было не до новых автомобилей и уж точно не до дизайнерских изысков. Азия только вставала на путь индустриализации, да и последствия войны там так же были не менее тяжёлыми, чем в Европе. И только в США, разжиревших на военных заказах, новые машины продавались гигантскими тиражами, и в борьбе за покупателя продавцы не в последнюю очередь использовали различные стилевые решения. Таким образом, вплоть до конца 70-х именно Северная Америка стала законодателем автомобильных мод в мире.
До войны какой-либо интересной внешностью могли похвастаться только автомобили для богатых. Тогда существовало огромное количество различных кузовных ателье, которые могли предоставить толстосуму практически уникальную машину. Что касается, так сказать, простого народа, то он ездил на бюджетном транспорте, а эти машины у всех компаний были похожи, практически, как близнецы.
После войны одним из самых важных элементом борьбы за покупателей стал внешний вид машины. И в угоду этому ведущие компании меняли дизайн своих моделей практически каждые три года, что, с одной стороны, убило множество мелких автокомпаний, а с другой рождало очень интересные дизайнерские стили и направления.
Сразу после войны свет увидел первый дизайнерский стиль, носивший название «понтонный». Яркими представителями этого стиля у нас были «Победа», 21-я «Волга» и «Чайка». Но этот стиль довольно быстро наскучил покупателям, и автодизайнеры стали искать новые решения, которые бы определили внешность машин на десятилетия вперёд.
Одним из концепт-каров, определивших автомоду будущего, стал General Motors Le Sabre (палаш, сабля), и о нём пойдёт речь ниже.
История создания концепта
После войны в мире начался бум реактивной авиации, и в угоду этой моде на автомобилях начали появляться различные элементы аэростиля, такие как козырьки над фарами или подобие самолётных килей.
Глава отдела дизайна General Motors Харли Эрл (Harley Earl) решил в своём детище, концепте Le Sabre, собрать и творчески развить всё, что уже создано в области аэростиля, а также задать тенденции и прощупать реакцию потенциальных клиентов.
Источником вдохновения для Эрла послужил американский истребитель начала 50-х North American F-86 Sabre, прославившийся своим участием в Корейской войне.
Именно он стал донором такого элемента, как круглый псевдовоздухозаборник (реальный воздухозаборник системы охлаждения находился под ним) в передней части машины и некое подобие реактивного сопла сзади. Ну и завершали ансамбль задней части машины авиакили, но они похожи на таковые у истребителей будущего – в начале 50-х такого заднего оперения на самолётах ещё не было.
Что касается описанного выше псевдовоздухозаборника, то он кроме декоративных функций выступал ещё и как носитель головной оптики, которая была в нем скрыта и появлялась, только когда нужно было её включить. Задняя оптика, а точнее фонарь в «реактивном сопле», был сделана по такому же принципу.
Главной «фишкой» в передней части концепта, кроме описанного выше воздухозаборника стало, конечно, панорамное лобовое стекло. Технологии изготовления таких только появились, и Эрл их продемонстрировал на своём концепте. Изначально задумывалось, что такое лобовое стекло должно улучшить обзор в автомобиле. Но после его установки выяснилось, что оно на изгибе настолько блестит и отсвечивает, что всё равно ничего не видно. Однако внешне этот элемент настолько понравился публике, что стал неотъемлемым на машинах в 50-е и 60-е годы.
Кстати, обратный наклон стоек лобового стекла как на Le Sabre вошёл в моду намного позже появления автомобиля – только в конце 50-х годов.
Салон машины также намного опередил время и разительно отличался от тех интерьеров, которые были на современниках Ле Сейбра. Эрл оснастил своё детище всеми мыслимыми и немыслимыми «фишками», которые были доступны в то время, и главной из них был механизм закрывания верха, что тоже было тогда в новинку. Кроме того, механическая крыша работала в паре с датчиком дождя. То есть, если вы оставили машину с открытым верхом и ушли, например, в магазин, то при начале дождя крыша поднимется сама.
О такой системе я не слышал даже на современных родстерах.
Кроме внешности одной из особенностей кузова были материалы, из которых он был изготовлен. А в дополнение к стали в нём широко применялись профили из магниевого сплава и «сотовый» алюминий. Всё это позволило получить феноменально низкую массу концепта – всего 1725 кг.
Что касается технической составляющей, то тут также концепту было чем удивить. Под капотом машины стояла V-образная «восьмёрка», объёмом 3,5 литра. За счёт использования двух карбюраторов и турбонаддува он мог развивать феноменальные 340 л.с. при 5200 об/мин. Такой показатель является более чем достойным даже сейчас, в 21 веке.
Учитывая довольно невысокую массу автомобиля, думается, он имел бы феноменальные динамические показатели. Правда, к сожалению, их никто не замерял.
Также питание электричеством машины осуществлялось от бортовой сети напряжением 12 В. До этого на автомобилях в качестве стандарта использовали 6-вольтовое напряжение.
Дальнейшая судьба концепта
Обычно, в концерне Дженерал Моторс принято концепт-кары после окончания их активного использования на выставках и автосалонах утилизировать. Однако Ле Сейбру, как одному из первых представителей семьи концептов, повезло. Машина не была утилизирована и до сих пор частенько посещает выставки ретромашин и хранится в музее корпорации General Motors.
Резюме
Выпускать Ле Сэйбр никто не планировал. Хотя яркое имя всё же не пропало, а стало использоваться в модельной линейке одного из отделений GM – Buick, и применялось до 2005 года.
О значении концепт кара в развитии автодизайна и автомобильной отрасли в целом, было рассказано выше, и тут дополнить нечего. Ну и главное – очень приятно, что машина не исчезла, как большинство концептов. Кроме того, в 1999 году была выпущена коллекционная модель в масштабе 1:18, которая стала бестселлером среди коллекционеров подобных моделей.
Источник – https://autoburum.com/user/pavelbor/blog/1239-zabytyje-koncept-kary-gm-le-sabre-1951-goda