Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90

13

Создание лёгкого танка AMX ELC 90 для десантных подразделений французской армии в какой-то степени отражало стремление послевоенной Франции вернуться в клуб великих держав. Огромная колониальная империя Четвёртой республики трещала по швам, поэтому создание высокомобильных и хорошо вооружённых авиадесантных частей для французской армии было вопросом весьма насущным. Что же помешало танку, прозванному игроками в World of Tanks «ёлкой», пойти в серию?

Первая попытка создать авиадесантный танк была предпринята французами сразу после войны. В ноябре 1946 года на свет появился проект 12-тонного танка, который предполагалось вооружить 75-мм пушкой. Авиадесантного танка в итоге не получилось, но дальнейшая эволюция машины привела к появлению AMX 13 — первого по-настоящему массового французского танка послевоенной постройки, чья служба в отдельных странах продолжается до сих пор.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90


Машина, разработанная AMX, получилась весьма неординарной. Она имеет довольно широкий корпус, но при этом по общей высоте (1430 мм по крыше башни) и длине корпуса (3750 мм) уступает даже советскому лёгкому плавающему танку Т-38. При этом ELC 90 Bis обладает 90-мм пушкой и высокими скоростными характеристиками. При массе 6,7 тонн на ней установлен 180-сильный двигатель, позволяющий развивать скорость до 80 км/ч

В следующий раз вопросом создания авиадесантного танка французы озаботились спустя почти 10 лет. В 1954 году была запущена программа Engin Léger de Combat (лёгкая боевая машина), предполагавшая создание лёгкого танка боевой массы 6-тонного класса. Речь на этот раз шла скорее не о танке, а об истребителе танков. Программу ELC запустили на конкурсной основе. В борьбу включились две фирмы — Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX), входящая в концерн DEFA (позже GIAT, ныне Nexter), и Brunon-Vallette (EVEN) из Рив-де-Жье (небольшой город к юго-западу от Лиона). Обе фирмы создали весьма неординарные машины, история которых достойна отдельных статей.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
На первом прототипе AMX ELC 90 корпус во многом повторял тягач Hotchkiss CC-2. Второй прототип заметно другой: литая лобовая часть сделана клиновидной, надмоторная плита разделена на три секции

В качестве основы для ELC инженеры AMX использовали транспортёр Hotchkiss CC-2. В этом смысле машина является родственником немецкого разведывательного танка Spähpanzer SP 1C, созданного на той же базе. Изначальный проект AMX, имевший обозначение Chenillette 4–120SR, предполагал создание крайне неординарного аппарата, по концепции схожего с американским истребителем танков M50 Ontos. Представленный в марте 1954 года, он предполагал двухместную боевую машину, вооружённую четырьмя 120-мм безоткатными орудиями. Дальше бумаги у конструкторов AMX эта идея не пошла (в отличие от EVEN, такую машину построившую).

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
Ходовая часть состоит из 5 опорных и 3 поддерживающих катков на борт (один поддерживающий каток слева утрачен). На машине использована схема с передним размещением ведущего колеса и трансмиссии. Это вполне логичное решение, учитывая тот факт, что двигатель также находится спереди

В июле 1954 года была представлен ещё один проект — Chenillette 6–105SR. Машину серьёзно перекомпоновали, а в качестве вооружения предложили шесть 105-мм безоткатных орудий. В обоих проектах механик-водитель находился спереди, башне обеспечивалось круговое вращение. Дальше бумаги и эта версия не пошла.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
Кормовая часть сделана лаконично. Таких-то лючков здесь самый минимум. В виду того, что силовая установка находится впереди, решение вполне логичное

Герой этой статьи впервые появился на бумаге 27 апреля 1954 года. Проект, изначально названный Chenillette biplace avec casemate tournante de 90 (2-местная танкетка с 90-мм пушкой, установленной в казематной башне), предполагал размещение обоих членов экипажа в башне. С одной стороны, это упрощало компоновочную схему. Двигатель разместили в носовой части, что позволило сделать боевую машину компактной.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
Значительная часть длины надгусеничных полок занята различными элементами, которые скрываются под коробами. Таким образом, инженеры AMX максимально использовали пустующие элементы конструкции

С другой стороны, именно такое размещение создавало массу проблем. Круговое вращение башни обеспечивалось только при условии, что машина не двигалась. Вращать башней во время движения толком было нельзя, поскольку механик-водитель при этом терял обзор и доступ к органам управления. Проблему пытались решить: в декабре 1954 года появился проект размещения механика-водителя в рубке справа по ходу движения. Ради этого двигатель с трансмиссией пришлось переносить назад, а башню смещать вперёд.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
Днище AMX ELC 90 bis практически лишено лючков

Кстати, ездить в рубке предполагалось только в боевом положении — в походном режиме водитель всё равно ездил в башне. Впрочем, условия размещения в боевом положении оказались настолько бесчеловечными, что от такой схемы в AMX отказались и вернулись к двухместной башне. Интересно, что инженеры EVEN разместить подобным образом механика-водителя всё же смогли.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
Гранёная сварная башня – довольно редкое для послевоенных французских танков решение. В основном, французы предпочитали литую конструкцию башен. Можно заметить, что с правой стороны башни находится смотровой прибор. Это ничто иное как перископический прицел. При этом командир, он же наводчик, находится слева, а не справа. Такая хитрая система предусматривалась ещё на проекте 1954 года, но отсутствовала на первом прототипе

На испытания первый прототип AMX ELC 90 вышел в 1955 году. Вместо истребителя танков у французов получился весьма специфичный, но всё же танк. Машина получила 90-мм пушку D915, размещавшуюся в двухместной башне TC 910 разработки FAHM (Forges et Aciéries de la Marine et d’Homécourt, более известна как Saint-Chamond). По итогам испытаний, продолжавшихся 2 года, на свет появился герой фотообзора, танк AMX ELC 90 bis.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
90-мм пушка D915. Конструктивно и само орудие, и его маска, представляют типичный образец французкого послевоенного танкового вооружения. Дульный тормоз аналогичен тому, что применялся на AMX-13/90, во многом и маска схожа с таковой у AMX-13

От первого прототипа машина заметно отличалась. На башне появились дымовые гранатомёты. Переработке подверглись приборы наблюдения, была изменена и конструкция орудийной маски. Изменились надмоторная плита и лобовой лист корпуса, серьёзной переделке подверглись надгусеничные полки и находящиеся на ней элементы. Число опорных катков выросло до пяти.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
Люк командира. Благодаря размещению большого количества призматических приборов наблюдения обзор у командира вполне достойный. Правда, внутри очень тесно, так что сильно головой не повертеть. Не надо забывать, что командир – он же и заряжающий, и наводчик

Испытания продолжались до 1961 года, когда программу Engin Léger de Combat закрыли. Специализированного авиадесантного танка французская армия так и не дождалась, хотя AMX ELC 90 bis был далеко не самой плохой машиной. Безусловно, недостатков у него хватало. Особенно это касается манёвренности огня и удобства вождения. Но для специфичных задач он вполне подходил. В конце концов, гораздо более нелепый по концепции M50 Ontos не только производился серийно, но даже повоевал.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
Люк механика-водителя. На нем много смотровых приборов. Но ни о какой системе, позволяющей одновременно и ехать, и поворачивать башней, как это сделано на Объекте 416, нет и речи

До наших дней дожили оба прототипа AMX ELC 90. Судба первого из них, правда, под вопросом. В последний раз его видели на поросшей лесом площадке танкового музея в Сомюре в середине 80-х годов. Где он сейчас — неизвестно. Скорее всего, всё там же, но подтверждающих фотографий нет. Что же касается AMX ELC 90 bis, то ему повезло гораздо больше. Он является одним из центральных экспонатов зала, посвящённого неординарным послевоенным разработкам.

Французская «ёлка». Опытный лёгкий танк AMX ELC 90
В кормовой части башни размещаются антенные порты и дымовые гранатомёты. В кормовой нише также размещается часть боеукладки

источник: https://warspot.ru/4780-frantsuzskaya-yolka

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account