Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38

12

При описании захваченных противниками «мессермиттов» невозможно не упомянуть самолеты, которые приземлились на территории нейтральных стран. Эти посадки дали возможность специалистам нейтральных стран ознакомиться с технологическими инновациями и техническим потенциалом Третьего рейха.

Швейцария

Швейцария стала первым иностранным государством, принявшим на вооружение истребители Me 109. С 1937 года велись переговоры о покупке этих самолетов, и в конце 1938 года швейцарские пилоты совершили свои первые полеты на «дорах». Всего в период с 1938 по 1940 год Швейцария приобрела десять «дор» и восемьдесят «эмилей».

25 июля 1942 года фельдфебель Виллинг (Fw. Villing; Me 109 F-4 [«синяя 10»; зав.ном 7605]) и обер-ефрейтор Шарф (Ogfr. Scharf; Me 109 F-4 [«белая 9»; зав.ном 7191]) из состава эскадрильи 10. (Jabo)/JG 26 вылетели с аэродроме Ле-Бурже, Париж. Их целью был Мюнхен. На пути к цели фельдфебель Мартин Филлинг планировал посетить свой родной город Стоках (Stockach). Этот городок расположен на берегу Боденского озера, лежавшего на границе Германии и Швейцарии. Вследствие плохой видимости, вызванной низкой облачностью, пилоты сбились с маршрута. В разрыве облаков они заметили Рейн и Шварцвальд. Виллинг и Шарф хотели узнать, где они на самом деле и поэтому они пролетели над железнодорожной станцией. Оказалось, что они летели над Берном.

В 19:30 Филлинг посадил свой Me 109 F-4/Z на аэродроме, расположенном к востоку от города. Взлетно-посадочная полоса казалась слишком короткой для Шарфа, и поэтому он продолжил свой полет к Лангеталу, ища лучшее место для приземления. Когда контрольная лампочка показала отсутствие топлива, он решил вернуться на аэродром Берн-Белп (Bern-Belp). В 19:45 Шарф совершил посадку. Оба пилота были интернированы, а их «фридрихи» в течение длительного времени хранились на аэродроме Берн-Билп.

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
Me 109 F-4 (зав.ном. 7197) был одним из двух немецких истребителей, которые 25 июля 1942 года совершили посадку на аэродроме Берн-Белп. Представленный самолет пилотировал обер-ефрейтор Шарф
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
вторым «фридрихом», приземлившимся 25 июля 1942 года на аэродроме Берн-Белп, был Me 109 F-4 (зав.ном. 7605), управлял которым фельдфебель Мартин Филлинг. Обратите внимание на перекрашенные тактические обозначения, символ эскадрильи и свастику

Самолеты были очень тщательно осмотрены швейцарцами, которых очень заинтересовали система холодного запуска двигателя: после запуска силовой установки моторное масло в течение 20-30 секунд дозировалось вместе с топливом.

В начале 1943 года были проведены переговоры между Имперским министерством авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) и федеральным военным департаментом (Eidgenössisches Militärdepartement – EMD), целью которых было установление статуса интернированных «фридрихов». Швейцарцы хотели купить оба самолета за 300000 швейцарских франков, тогда как немцы предложили обменять их на два немецких Me 109 E-7 (зав.ном. 3198 и 4973). Однако обмен не состоялся, и «фридрихи» были оставлены в Швейцарии до конца войны. Летом 1946 года машины были включены в состав летного корпуса (Fliegerkorps) и им были присвоены номера J-715 и J-716. К сожалению какие-либо фотографии, подтверждающие эту информацию, отсутствуют. Данные истребители не были включены состав ни одного подразделения. В конечном итоге в 1947 году самолеты были списаны и разобраны на металл в Эммене (Emmen).

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
летом 1946 года истребители Me 109 F-4 («белая 9» и «синяя 10») были официально переданы в состав воздушного копуса Швейцарии, где им были присвоены номера J-715 и J-716. Известно, что самолеты были перекрашены, но из-за отсутствия снимков мы можем только представить себе как могли выглядеть швейцарские «фридрихи»

В марте 1944 года швейцарцы имели возможность тщательно изучить Me 109 G-6 (зав.ном. 162764; военный номер RU+OZ), который 29 числа в 11:00 приземлился в Замедане (Samedan). Управлял самолетом обер-фенрик Лотар Хиртес (Ofn. Lothar Hirtes), в летной книжке которого его машина была обозначена как Me 109 G-6/J Bo Rei – дальний истребитель-бомбардировщик. Обер-фенрику Хиртесу командованием было приказано доставить самолет из Эрдинга (Erding) на итальянский фронт в Осоппо (Osoppo). Из-за плохих погодных условий над Альпами Хиртес был вынужден приземлиться на неизвестном горном аэродроме в Замедане. На момент посадки в баках машины оставалось 100 литров топлива.

1 апреля самолет перелетел из Замедана в Дюбендорф (Dubendorf), а летом этого года машина хранилась на заводе в Эммене. 23 августа 1944 года группа Хуга (Hug) в Боуксе (Bouchs) подготовила этот самолет – также как и полученный от немцев Me 109 G – для передачи летному корпусу. Me 109 G-6/J Bo Rei был перекрашен и получил швейцарский военный номер J-713.

Параллельно в переговорах между RLM и EMD обсуждалась цена самолета. Германия в лице ротмистра фон Эггена (Rittmeister von Eggen) потребовала 500000 швейцарских франков, причем половина цены должна была быть в твердой валюте. Со своей стороны представители EMD считали, что поскольку самолет находится в их руках, то сумма в 250000 швейцарских франко будет вполне достаточной. Хотя Берлин снизил цену до 400000 швейцарских франков, швейцарцы не приняли этого предложения и в конце концов отказались от покупки машины. До конца войны самолет не использовался и находился на аэродроме в Боуксе. 8 ноября 1945 года самолет был доставлен в Альтенрайн (Altenrhein). 3 декабря самолет под обозначением J-713 прошел летные испытания и был передан эскадрилье Fl.St.7. 29 мая 1946 года обер-ефрейтор Цвайкер (Ogfr. Zweiacker) вылетел с аэродроме Эммена и взял курс на Тисейн (Teesain). Пролетая над горным перевалом, он попал в густую облачность и потому должен был вернуться назад. Он кружил в воздухе над Эрстфельдом (Erstfeld) и хотел лететь через Зустенпасс (Sustenpass) в Энгельберг (Engelberg). Однако обер-ефрейтору Цвайкеру сделать это не удалось. Он и его самолет пропали, и Цвайкер был объявлен пропавшим без вести. 4 сентября 1953 года альпинисты нашли J-713 в Пиццо-ди-Роди (Pizzo di Rodi). Из анализа обломков специалисты сделали вывод, что самолет летел на север от Айроло (Airolo). Причина аварии так и не была установлена.

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
29 марта 1944 года Me 109 G-6 (зав.ном. 162764; военный номер RU+OZ) под управлением обер-фенрика Лотара Хиртеса вследствие навигационной ошибки совершил посадку на аэродроме Замедан. Этот фактически новый самолет был перекрашен два или три раза, хотя сам фюзеляжа был покрыт лишь серой грунтовкой
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
хотя в конце августа 1944 года Me 109 G-6 (зав.ном. 162764) официально не был швейцарским самолетом, он нес бортовой номер и был подготовлен к службе в летном корпусе. Вероятно в это время самолет был перекрашен в швейцарский камуфляж нового типа: пятна оливкового и коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях и эквивалент немецкого светло-голубого (Hellblau RLM 76) на нижних. 3 декабря 1945 года самолет был испытан и включен в состав эскадрильи FI.St.7

20 августа 1944 года рядовой Наренхайм (Flieg. Nahrenheim) из эскадрильи 5./JG 77 совершил посадку на аэродром Берн-Беденфельд (Bern-Beudenfeld). Истребитель Me 109 G-6 («желтая 3»; зав.ном. 163956) остановился в траншее, а сам пилот получил ранения. Спустя несколько минут – в 08:00 – на том же самом месте разбился Me 109 G-6 («желтая 12»; зав.ном. 163226) фельдфебеля Танк (Fw. Tanck). Самолет врезался в макет танка, затем в деревья и остановился на дороге. Пилот остался цел, но вот машина получила серьезные повреждения. Оба пилота летели в Италию, но из-за навигационной ошибки сбились с пути. Швейцарцы использовали эти машины в качестве источника запасных частей для своих «густавов».

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
истребитель Me 109 G-14 (зав.ном.262818) фельдфебеля Зигфрида Ханнинга (Fw. Siegfried Hanning) из состава Stab. III/JG 3. 17 декабря 1944 года он совершил вынужденную посадку неподалеку от Аффельтрангена (Affeltrangen)

17 декабря 1944 года истребитель Me 109 G-14 из состава группы III/JG 3 совершил вынужденную посадку неподалеку от Аффельтрангена. Пилот самолета фельдфебель Зигфрид Ханнинг летел из Эрфурт-Биндерслебена (Erfurt-Bindersleben) в южную Германию. Во время полета он подвергся нападению «мустангов» ВВС армии США. Ханнинг летел на малой высоте и, потеряв ориентировку, приземлился на территории Швейцарии. Он совершил посадку с убранными шасси; во время тормозного пути машина ударилась и забор и остановилась в дренажной канаве. Фельдфебель не получил повреждений и был интернирован. В 1946 году его «густав» был передан швейцарским ВВС с присвоением бортового номера J-714.

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38 Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 38
в 1946 году Me 109 G-14 (зав.ном.262818) был включен в состав швейцарских ВВС с бортовым номером J-714. Машина была перекрашена в швейцарский эквивалент немецких красок RLM 74 (KW2 Dunkelgrau – темносерый), RLM 75 (KW3 Hellgrau – светло-серый) и RLM 76 (KW1 Blaugrau – серовато-голубой)

источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account