Самые быстрые самолеты в мире. Часть1 Экспериментальный самолет Santos-Dumont 14-bis, Франция 1906
Скорость является тем термином, который неразрывно связан с авиацией. В течение периода времени, который лишь немного превышает продолжительность человеческой жизни, человечество не только научилось летать на машинах тяжелее воздуха, но а также сражалось на невероятных скоростях, которые в несколько раз превышали скорость звука. Путь к этому не был легким и быстрым, о чем можно будет убедиться в данном цикле статей. В этом цикле будет последовательно рассказано о самолетах, установивших абсолютные мировые рекорды скорости и мировые рекорды скорости в классах сухопутных и морских машин. В цикле статей будет рассказано о конструкторах и пилотов самолетов а также о спонсорах международных гонок – всех тех, кто создавал удивительную атмосферу борьбы за скорость. Надеюсь, что читатели узнают много нового об этом интересном фрагменте истории мировой авиации.
* * *
В начале двадцатого столетия Франция становилась все более важным центром развития мировой авиации. Хотя мир и признал первенство американцев Уилбура и Олрвилла Райтов (13 декабря 1093 года), но последние работали изолированно и в режиме секретности. Во Франции же было строго наоборот: была настоящая лихорадка строительства и испытаний планеров и моторных планеров, сопровождавшаяся крикливой рекламой и щедрой поддержкой спонсоров. Одним из положительных моментов этой лихорадки стало основание в 1905 году в Париже международной авиационной ассоциации (Fédération Aéronautique Internationale – FAI; ФАИ). Задачами ассоциации стали регистрация, оценка и признание лучших авиационных достижений. Помимо этого ФАИ взаимодействовала с уже основанными национальными аэроклубами; так, например, французский аэроклуб был основан в 1898 году.
В качестве первого абсолютного рекорда скорости ФАИ зарегистрировала достижение Альберто Сантос-Дюмона, который 12 ноября 1906 года на самолете собственной конструкции 14-bis разогнался до «целых» 41,29 км/ч. Первый в мире абсолютный рекорд скорости был установлен на французской земле бразильцем – сыном оптового торговца кофе. Альберто Сантос-Дюмон поселился в Париже в 1891 году; в то время молодые богатые люди интересовались не только женщинами, но и современными видами спорта – мотоциклами, автомобилями и авиацией.
Альберто Сантос-Дюмон
В Париже Сантос-Дюмон построил несколько мягких дирижаблей, на одном из которых – №6 – 19 октября 1901 года он за полчаса пролетел от парка Сен-Клу до Эйфелевой башни, облетел ее и вернулся на место взлета. Этим полетом Альберто Сантос-Дюмон выиграл приз французского промышленника и мецената Анри Дойч де ла Мерта в размере 125000 франков. Первую половину призовых денег Сантос-Дюмон пожертвовал беднякам Парижа, а вторая половина досталась его работникам в качестве премии.
дирижабль Сантос-Дюмон №6, пролетающий вокруг Эйфелевой башни во время полёта, за который воздухоплаватель получил приз Дойча де ла Мерта
Затем Альберто Сантос-Дюмон от воздухоплавания перешел к созданию летательных аппаратом тяжелее воздуха. В 1905 году им был построен и испытан планер №11; во время тестирования планер буксировала моторная лодка. Затем Сантос-Дюмоном был разработан проект вертолета №12, после чего бразилец под влиянием популярных в те годы воздушных змеев перешел к созданию самолета.
Разработанный и построенный Сантос-Дюмоном самолет имел схему «утка» с оперением в передней части и крылом в задней. Также в задней части самолета был установлен восьмицилиндровый двигатель Antoinette (Levavasseur), развивавший мощность 24 л.с. (18 кВт) и вращавший двухлопастный металлический толкающий винт. Первоначально Альберто Сантос-Дюмон испытал самолет привязанным к натянутому канату, затем буксировал его за скачущим ослом и лишь потом в качестве буксира был использован дирижабль №14. Именно по этой причине самолет получил обозначение №14-bis – «второй четырнадцатый».
схема экспериментального самолета Santos-Dumont 14-bis, рисунок инж. З. Одехнала (ing. Z. Odehnal)
Первый взлет был запланирован 13 сентября 1906 года, но в этот день был всего лишь семиметровый прыжок, заканчивающийся повреждением машины. 23 октября 1906 года после завершения ремонта и замены двигателя на более мощный 50-сильный (37 кВт) Antoinette была предпринята еще одна попытка полета, во время которой №14-bis продержался в воздухе семь секунд и пролетел 60 метров. Этим Сантос-Дюмон выиграл Приз Аршдекона в 3000 франков, который был основан адвокатом Эрнестом Аршдеконом (Ernest Archdeacon) в июле 1906 и который должен был быть вручен первому лётчику, пролетевшему на самолете более 25 метров только с помощью собственного двигателя.
Наконец, 12 ноября 1906 года Альберто Сантос-Дюмон совершил еще один полет, по результатам которого он выиграл приз французского аэроклуба в 1500 франков за полет длиной более ста метров. К этому времени №14-bis получил предтечу элеронов – небольшие восьмиугольные пластины, расположенные в межкрыльевом пространстве между внешними и ближайшими к внешним межкрыльевыми стойками. Пилот управлял этими поверхностями наклоняя свое тело в ту или иную сторону, поскольку тросы управления были прикреплены к его костюму. Во время полета Сантос-Дюмон стоял в кабине, напоминавшей корзину воздушного шара, и управлял самолет с помощью рулевого колеса (левой рукой) и ручки управления (правой рукой).
коллаж фотографий экспериментального самолета Santos-Dumont 14-bis; внизу слева показано испытание самолета с помощью дирижабля №14, внизу справа показана кабина самолета, похожая на корзину воздушного шара
Утром №14-bis взлетел с расположенного в Булонском лесу луга Багатель (Bagatelle), а в 16:00 Сантос-Дюмон взлетел под непосредственным контролем комиссаров французского аэроклуба. К сожалению он пролетел 82,6 метра и продержался в воздухе 7,2 секунды. В 16:45 двигатель вновь сломался, и Сантос-Дюмон приземлился на лугу, пролетев 220 метров! Во время полета он набрал высоту 6 метров и находился в воздухе в течение 21,2 секунд. Рассчитанная скорость стала первым зарегистрированным рекордом.
Альберто Сантос-Дюмон выполняет рекордный полет; 12 ноября 1906 года
После №14-bis Альберто Сантос-Дюмон создал несколько дирижаблей и самолетов, в том числе и знаменитый №20 Demoiselle, который по свой концепции стал предшественником современных ультралегких самолетов.
В 1910 году Сантос-Дюмон внезапно и серьезно заболел. У него двоилось в глазах и он испытывал головокружение, что лишило его возможности передвигаться, не только летать. Ему был поставлен диагноз рассеянный склероз. Сантос-Дюмон уволил сотрудников и закрыл свою мастерскую. Его болезнь скоро привела к прогрессирующей депрессии.
В 1911 году Сантос-Дюмон переехал из Парижа к морю во французскую деревню Бенервиль, где стал заниматься астрономией. Местные жители, которые были слабо наслышаны о его известности и достижениях, сделанных в Париже несколькими годами ранее, обратили внимание на его телескоп немецкого производства и необычный акцент, приняв его за немецкого шпиона, отслеживающего перемещения французского военного флота. Эти подозрения в конечном счёте привели к аресту Сантос-Дюмона французской военной полицией. Получив сильный стресс, усугублённый его болезнью, он сжёг все свои бумаги, чертежи и заметки. В результате немногое из оригинальной технической документации Сантос-Дюмона сохранилось до сегодняшнего дня.
В 1918 (по некоторым источникам в 1916) году Сантос-Дюмон оставил Францию, чтобы возвратиться на родину и более никогда не возвращаться в Европу. Болезнь Альберто Сантос-Дюмона прогрессировала, его угнетал рассеянный склероз и то, что самолёты стали активно использоваться в военных целях. Он совершил самоубийство, повесившись в городе Гуаружа, штат Сан-Паулу 23 июля 1932 года.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыльев, м | 11,46 | 11,20 |
Длина, м | 9,60 | 9,70 |
Площадь крыльев, м² | 50,00 | 50,00 |
Взлетный вес, кг | 300 | |
Максимальная скорость, км/ч | 42 | |
Практический потолок, м | 6 | |
Дальность полета, м | 220 |
Примечание – размеры во втором столбце являются альтернативой, полученной из других источников (Вацлав Немечек)
источники:
часть текста и ряд фотографий – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa SANTOS-DUMONT č.14bis FRANCIE 1906» «L+K» 1/92, стр.12-13/12-13
часть текста и ряд фотографий – https://ru.wikipedia.org/wiki/Сантос-Дюмон,_Альберто