Еще одна интересная статья уважаемого алексея Исаева.
Содержание:
Это был самый провальный эпизод «Дня Д»! Ужасы того дня даже запечатлел Стивен Спилберг в «Рядовом Райане». Но если бы везде повторялась кровавая драма Омахи-Бич, американцы и англичане потерпели бы неудачу в захвате и удержании плацдарма в Нормандии. Мы прошлись от главной неудачи до главного успеха 6 июня 1944 года на всех пяти участках — американских и английских.
Цепочка неудач «Омахи»
Драму, которую Спилберг увековечил в фильме «Спасти рядового Райана», во многом предопределили объективные причины. Во-первых, разведка союзников ошиблась в определении сил противника в секторе «Омаха». В три раза. Во-вторых, плотность укреплений немцев здесь была наибольшей из всех пяти участков высадки. В-третьих, зону высадки закрыли облака, и ранним утром «Дня Д» бомбардировщики Б-24 сбрасывали бомбы наугад в глубину обороны побережья.
Неудивительно, что первую волну десанта встретил шквал огня. Из 1450 человек в первой волне каждый третий был убит, ранен или пропал без вести. Ситуация ухудшалась выбиванием сапёров, чьей задачей была расчистка заграждений. Однако сама «Омаха» не была одинаковой. Худшее происходило на участке 29-й пд, а, например, на участке 1-й пд удалось высадить 40 «шерманов», которые здорово помогли в борьбе с укреплёнными пунктами немцев.
Использовался своеобразный приём: танки забирались в воду по башню и стреляли с места. Так они представляли собой меньшую мишень для немецких пушек.
О выполнении задач дня, конечно, не было и речи. Тем не менее, к концу дня удалось высадить 32 400 человек и закрепиться. По современным подсчётам «Омаха» обошлась 1-й и 29-й пд американцев в 2374 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Грузинское гостеприимство «Юты»
Полной противоположностью «Омахе» стал соседний американский сектор «Юта». Это неудивительно, поскольку здесь американцев встретил всего один узел обороны «Атлантического вала» против одиннадцати на «Омахе». Оборонял участок высадки один батальон немецкой пехоты, причём из немцев западной Польши. Резервом участка был 795-й грузинский «ост»-батальон. Местность здесь была подтопленной, и немцы считали участок неперспективным.
В противоположность «Омахе», где «либерейторы» отбомбились через облака «куда-то туда», назначенные врезать по «Юте» «мародёры» смело нырнули под облака и накидали прицельно 550 тонн бомб. Штурм прошёл бодро и с небольшими потерями.
Резерв помог не сильно. На следующий день 795-й батальон благополучно сложил оружие. К тому моменту он был изолирован к западу от района высадки. По счастливому стечению обстоятельств в рядах высадившихся «Джи-Ай» обнаружился человек, говоривший по-русски. Он быстро нашёл с грузинами общий язык и уговорил их сдаться.
Гораздо хуже обстояли дела с высадкой воздушного десанта в ночь на 6 июня. Всего десять процентов американских десантников приземлились точно в назначенных зонах. Еще 25 процентов — в пределах мили от своей зоны высадки. Более того, высаженные группы в массе своей потеряли связь с командованием. К концу дня 6 июня под управлением штаба 82-й вдд находилось около двух тысяч человек и 2 500 — под управлением 101-й вдд. Около трети из высаженных 13 350 человек. Где находились и что делали остальные — неизвестно.
Неудивительно, что поставленные задачи десантники так и не выполнили. Мосты через реку Мердере не удалось захватить, причём часть десанта рассеялась к западу от реки. Не вышло сделать и запланированную завесу на подступах к плацдарму с юга. Несмотря на то, что на «Юте» американцы потеряли в «День Д» всего 197 человек убитыми и ранеными, с учётом десантников потери в этом секторе оказались вполне сравнимы со злополучной «Омахой».
Десяток дуплекс драйвов на «Джуно», пожалуйста!
Неудача «Омахи» часто связывается с провалом танков-амфибий «Шерман ДД». Это была модификация М4 «Шерман» с водонепроницаемой «юбкой» вокруг корпуса и гребными винтами. «ДД» означало «Дуплекс Драйв» — двойной привод. Они выгружались прямо в море и плыли, жужжа винтами. На «Омахе» танки «ДД» в секторе 29-й пд спустили в воду далеко от берега при сильном ветре. Из 29 машин до пляжа добрались всего три, остальные залило волнами, и они пошли на дно.
На других участках дела шли намного лучше. На «Юте» массовых жертв Нептуну не было. Из 32 «ДД» добрались 28, хотя они на десять минут опоздали к высадке пехоты из-за встречного ветра. Впрочем, это не помешало «ДД» результативно повоевать. На английском «Суорд» из 34 спущенных на воду «ДД» до берега добрались 31, но некоторые из них застряли на берегу и вели огонь с места, пока их не затопил прилив. Остальные помогли «коммандос» в штурме «казино Рива Белла» — опорного пункта немцев у Канского канала. На участке «Джуно» у канадцев до берега добрался 21 танк из 29 спущенных. На берегу «дуплекс драйвы» опускали «юбки» и вступали в бой, помогая продвижению пехоты.
Однако именно массированное и разнообразное использование танков предопределило успех в английском секторе высадки. Англичане превращали обычные «черчилли» и «шерманы» в инженерные машины с мостами, цепными тралами и даже с 305-мм мортирами «Петарда». Создателем всего этого зверинца был генерал-майор П. Хобарт, командир 79-й танковой дивизии.
Как это работало? На участке «Голд» одним из препятствий стал узел обороны WN33 с бетонированным казематом мощной 88-мм противотанковой пушки ПАК-43/41. Два «черчилля» с «петардами» немцы подбили, 88-мм орудию броня британских тяжёлых танков оказалась вполне по зубам. «Шерманы ДД» запаздывали. Однако «восемь-восемь» заставил замолчать танк-тральщик «Краб» на базе «Шермана». Он всадил несколько 75-мм снарядов прямо в амбразуру и вывел из строя расчёт.
Неровные успехи бронетехники в ходе высадки всё же ставят её в середину списка успехов и неудач войск союзников в «День Д».
Кан слишком далеко
Командовавший сухопутными силами союзников в Нормандии генерал Бернард Л. Монтгомери придавал большое значение захвату города Кан. Это был важный узел дорог на подступах к побережью. Его предполагалось взять уже в первый день операции. Однако задержка на берегу со штурмом укреплений помешала англичанами сразу атаковать Кан, а затем к городу вышли подразделения 21-й тд немцев, и проверять их на прочность просто не решились.
Ключевую задачу поручили британской 3-й пд, которой в начале войны командовал сам Б. Монтгомери. Соединение пережило Дюнкерк и ждало своего часа во Франции до 1944 года. Тем не менее, даже совсем не «зелёная» дивизия не смогла выполнить задачу дня. Вскоре к Кану подошли немецкие резервы, и бои за город шли ещё почти два месяца.
Точно так же в секторе «Голд» на правом фланге англичан не был взят город Байе, назначенный в качестве задачи первого дня операции. Здесь история получилась совсем неприятная: командир 56-й британской бригады попал в засаду и был ранен, а его подразделения без отца-командира в смелую атаку на Байе не пошли. Впрочем, за этот город долгих боёв вести не пришлось.
Блистательный десант
Теперь самое время зычным голосом сказать: «И приз достаётся…». Основную опасность для плацдарма в Нормандии представляли контратаки немецких танков. Английским ответом на них стал план по захвату воздушным десантом мостов через Канский канал («Пегас») и реку Орн на левом фланге участка «Суорд».
Парашютисты часто рассеивались и требовалось время для сбора. Посадка в планерах прямо у цели давала возможность сразу атаковать слаженными группами. На два моста выделили шесть взводов в шести планерах «Хорса», которые поднялись в воздух около 23:00 5 июня 1944 года на буксире бомбардировщиков «Галифакс». Планеры отцепились от буксиров вскоре после полуночи и беззвучными тенями пошли к мостам. «Галифаксы» ушли дальше бомбить Кан, чтобы не вызывать подозрений своим возвращением.
Охрана моста приняла первый падающий с небес планер за сбитый бомбардировщик. Однако из «сбитого» неожиданно выскочили тренированные головорезы со «СТЭНами» наперевес. За первым последовали ещё два. Захват моста «Пегас» прошёл на ура.
Мимо моста через Орн промахнулись почти на километр, но захват в целом прошёл успешно. Взрывчатку не закладывали — её хранили отдельно. Немцы считали, что так меньше риска потерять ценный мост от роковой случайности. Удаление мостов от побережья вроде бы давало время на загрузку зарядов и их подрыв, если прикажут. Десантники не оставили для этого никаких шансов.
Более того, около 2:00 ночи 6 июня десантники подожгли из гранатомёта PIAT танк у Бенувиля, на подступах к мосту «Пегас» через канал. Скорее всего, это был трофейный французский B1bis, переделанный в САУ. Фейерверк детонации боекомплекта заставил немцев думать, что у моста уже скопились крупные силы с противотанковыми пушками. От убийственной для десантников танковой атаки в итоге отказались. Вскоре в районе мостов высадились главные силы британской 6-й воздушно-десантной дивизии и соединились с пехотой участка «Суорд».
Танковые атаки немцев были ещё впереди, но удар под основание плацдарма с востока на запад через Канский канал и Орн был уже попросту невозможен. Захват «Пегаса» — это, безусловно, первый приз «Дня Д» за блестящее выполнение трудной задачи.
источник: https://warhead.su/2019/06/13/5-uspehov-i-neudach-dnya-d-ot-krovavoy-dramy-do-blestyaschey-operatsii