Старая, но, тем не менее, интересная статья уважаемого Николая Колядко ака коллега midnike, взятая в жж коллеги говорилкина.
Я в своё время проводил этот маленький подсчёт для других целей (просто хотел показать людям, не особо знакомым с военно-морской тематикой, насколько это дорогое удовольствие — флот), но может вам тоже пригодится.
Я мог бы просто привести стоимость постройки предвоенных американских кораблей в долларах тех лет, но это мало что вам скажет, поэтому давайте я буду "переводить" в нечто более вам привычное и понятное — а именно в танки. Идеально было бы в Т-34, но разница в экономических системах этого не позволяет, поэтому для корректности будем использовать не менее знакомую вам машинку того же класса, но американской постройки: М4А2 Sherman (дизель). Стоимость модели в серии в районе $45 тыс. за единицу. Стоимость кораблей приводится на момент постройки, без учёта последующих перевооружений и модернизаций. Итак:
- Авианосцы типа "Yorktown", 3 единицы, заложены в 1934-39 годах, стоимость (без авиагруппы) — $22 млн. (или 489 "Шерманов") каждый.
- Линкоры типа "North Caroline", 2 единицы, заложены в 1937-38 годах, стоимость — около $60 млн. (или 1333 "Шермана") каждый.
- Линкоры типа "South Dakota", 4 единицы, заложены в 1939 году, cтоимость примерно та же.
- Линкоры типа "Iowa", до войны заложены 2 единицы (так что оставшиеся 2 остальные считать не будем, хоть они и заказаны тоже до войны), стоимость — $70 млн. (или 1555 "Шерманов") каждый.
Итого, только на эти 11 кораблей за предвоенное десятилетие было потрачено $566 млн., достаточных для постройки более 12,5 тыс. полноценных средних танков M4A2 Sherman с противоснарядным бронированием и 75мм/40 орудием. И это мы ещё не считали 18 тяжёлых и 16 лёгких крейсеров предвоенного десятилетия, десятки эсминцев и подводных лодок…
На фоне этой махины пресловутые 24,5 тыс. предвоенных советских танков (подавляющему большинству которых до "Шерманов" как до неба) уже как-то не кажутся столь внушительным количеством, нет?
В принципе, про это ещё Исаев в "Антисуворове" говорил, но вскользь:
"У нашей страны не было Атлантического и Тихого океанов, отделяющих от европейских стран с неуравновешенными лидерами, устраивавшими войны с периодичностью в 20–25 лет. […] Страна у нас большая, протяженность сухопутных границ огромная. Осуждать СССР за 8 тысяч БТ так же глупо, как осуждать Великобританию за постройку 40 легких крейсеров и сотен эскадренных миноносцев. Для Великобритании была актуальна война на огромных морских пространствах, для СССР – война на огромных сухопутных ТВД."
А я просто проверил это утверждение цифрами на примере США. Более, чем подтверждается. Мне лень было тогда считать ещё и крейсера с эсминцами и подлодками (там дохрена типов, я их рисовать задолбался :), но навсидку — ещё пару раз по столько же, как минимум. Чем меньше корабль, тем выше у него "цена тонны водоизмещения".
Ну и выбор именно М4 "Шерман" в качестве единицы измерения — это, конечно, натяжка для большей понятности. Корректней было бы взять приблизительный аналог не наших Т-34, а БТшек и Т-26, которые и составляли основную часть наших 24,3 тыс. У амеров это, наверное, будет лёгкий М2, впускавшийся в 1935-40 гг. "Крайслер" их штамповал по цене в $33300, так что их в те $566 млн., что я насчитал только по авианосцам и линкорам, "помещается" уже 17 тыс. машин 🙂
легкие танки M2 во время презентационного параде в Вашингтоне, 1939 год
источники: