203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР

0

Этой статьёй я заканчиваю цикл статей посвящённым опытным советским предвоенным 203 мм гаубицам. Две предыдущих статьи были посвящены гаубицам У-3 и М-40.

203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР

История создания.

В апреле 1939 г. ОТБ в «Крестах» (г. Ленинград) в инициативном порядке приступило к разработке проекта 203-мм корпусной гаубицы по тактико-техническим данным Артуправления РККА, утвержденным 2 февраля 1938 г.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
В июне 1939 г. Артуправление РККА (с 13 июля 1940 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) Красной Армии) рассмотрело проект 203-мм корпусной гаубицы БЛ-39 и признало проект в целом удовлетворительным, но сделало ряд замечаний. В частности, предлагалось оставить 100-кг снаряд, а 80-кг дальнобойный взять тот же, что и у Б-4. Затвор, открывающийся вверх, имел сложный привод запирающего механизма и сложный уравновешивающий механизм, поэтому Артуправление предложило поставить затвор от Б-4 без изменений.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
10 февраля 1940 г. Артуправление РККА заключило договор с Государственным союзным заводом № 172 им. В.М.Молотова НКВ СССР (г. Молотов, Мотовилиха) на изготовление одного опытного экземпляра гаубицы БЛ-39. 10 мая 1940 г. начальник ОТБ обратился в Артуправление РККА с просьбой изготовить не одну, а две опытные гаубицы БЛ-39, Артуправление дало согласие.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Оба ствола для гаубицы БЛ-39 были изготовлены на заводе № 221 «Баррикады» (г. Сталинград) и доставлены 7 августа 1940 г. на завод № 172 в Молотов (г. Молотов).

Опытные образцы БЛ-39, изготовленные заводом № 172, имели ряд отличий:
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Кроме того, образцы имели разные рессоры, разное крепление станин по походному и разные передки.

Заводские испытания возкой первого образца БЛ-39 были начаты 15 октября 1940 г., а стрельбой — 4 ноября. На следующий день на 16-м выстреле при стрельбе под углом 72°5′ после выстрела ствол упал до угла +16°, и вышел из строя подъемный механизм. Система была снята с испытаний.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
В 1940 г. до войсковых испытаний БЛ-39 дело не дошло. Так как ствол БЛ-39 имел ту же крутизну нарезки, что М-40 и У-3, то в декабре 1940 г. начальник ГАУ Красной Армии Маршал Советского Союза Г.И.Кулик приказал войсковые испытания БЛ-39 не проводить, а изготовить для нее три свободные трубы с крутизной нарезки 25, 30 и 35 клб. Их предполагалось изготовить к 15 января 1941 г. Судя по всему, до апреля 1942 г. новых испытаний БЛ-39 провести не удалось (к этому времени ОТБ из г. Ленинграда было эвакуировано и оказалось в г. Молотове на заводе № 172 им. В.М.Молотова НКВ СССР, где получило название ОКБ-172 НКВД СССР), а в апреле 1942 г. система поступила на Гороховецкий полигон. С 5 мая по 15 июня 1942 г. там были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц БЛ-39 и У-3. Из БЛ-39 было сделано 395 выстрелов. Возка велась за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20–0 км/час.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Выводы комиссии по результатам испытаний: 203-мм гаубица БЛ-39 полигонно-войсковых испытаний не выдержала.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Основные недостатки системы:
1. Гаубица слишком тяжела для корпусной артиллерии
2. Сложность конструкции ходовых частей и недостаточная проходимость системы.
3. Неудовлетворительная конструкция ходовой части.
4. Неудовлетворительная конструкция тормоза отката, который в процессе испытаний вышел из строя.
5. Недостаточная прочность деталей подъемного механизма. По мнению комиссии, доработка БЛ-39 нецелесообразна.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Для гаубиц БЛ-39 использовались все штатные снаряды от гаубицы Б-4. При весе снаряда 100 кг начальная скорость составляла 475 м/с, дальность 14 000 м, давление в канале ствола 2253 кг/см2. При весе снаряда 146 кг начальная скорость составляла 355 м/с, а дальность 10 500 м.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Что касается 203-мм гаубицы У-3, то полигонно-войсковых испытаний она не выдержала. Основные недостатки системы:
1. Неудовлетворительная работа тормоза отката при угле возвышения +45°. Откат удлиненный 1340 мм вместо 880±40 мм по расчетным данным. В результате возможен удар казенной части о грунт.
2. Недостаточная прочность подъемного механизма.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Тем не менее, комиссия отметила:
1. У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде.
2. У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ-39.

Комиссия рекомендовала доработать У-3. Тем не менее, на вооружение У-3 так и не поступила.
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Данные гаубицы БЛ-39

Калибр, мм — 203,4
Длина ствола без дульного тормоза, клб — 18,4
Тип ствола — Свободная труба
Длина нарезной части канала, мм — 2970
Объем каморы, дм — 13,69
Крутизна нарезов, клб — 20
Число нарезов — 64
Глубина нарезов, мм — 2,0
Ширина нарезов, мм — 6,0
Ширина полей, мм — 3,974
Угол ВН, град — 0;+75
Угол ГН, град — 50
Длина отката, мм: длинного от 0° до +12° — 1250 (постоянный)
Высота линии огня, мм — 143!
Высота окуляра панорамы, мм — 1574
Длина гаубицы при раздвинутых станинах при угле 0°, мм — 7310
Ширина системы по оси хода, мм — 2452
Ширина хода, мм — 1900
Клиренс, мм — 351
Диаметр колеса, мм — 1104
Вес откатных частей — 2800
Вес системы, кг:
— в боевом положении — 8250
— в походном положении — 9250
Скорость возки трактором «Коммунар» (расчетная), км/час — 40
203-мм корпусная гаубица БЛ-39. СССР
Источник:
Александр Широкорад. ТАЙНЫ РУССКОЙ АРТИЛЛЕРИИ. М.: Яуза, Эксмо, 2003 г. — 480 с

https://vk.com/page-50957736_47373767

 

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account