17-дюймовки кайзеровского флота: перевооружение, которого не было

16
17-дюймовки кайзеровского флота: перевооружение, которого не было

17-дюймовки кайзеровского флота: перевооружение, которого не было

Хотя тема и не первоапрельская, она все же содержит… изрядное количество исторической иронии и блестящей демонстрации способностей к самообману. Так что я решил ее выложить)

После сражения при Доггер-Банке в январе 1915, в Северном Море воцарилась некоторая… тишина. Немецкий флот убедился, что британцев так просто не «выманишь по частям» и временно успокоился, зализывая раны и строя новые планы.

Британский флот же в это время совершенно извелся. Бездействие немцев казалось англичанам подозрительным. Британские моряки были твердо убеждены: если немцы сидят тихо, значит, планируют какую-то дьявольскую хитрость или хитроумную дьявольщину. Техническую или тактическую. И одним из главных страхов было опасение, что немецкий флот замышляет как-то хитро перевооружиться на более мощные орудия.

Еще зимой 1914, британская разведка принесла тревожное известие. По некоторым слухам, немцы перевооружали свои дредноуты, заменяя два 12-дюймовых (305-мм) орудия в каждой башне на одно 17-дюймовое (420-мм). За счет этого немцы собирались получить решающий перевес в огневой мощи и добиться полного превосходства над британским флотом.

Эти слухи заставили изрядно забеспокоиться и без того нервных британских адмиралов. В способности немцев создать 17-дюймовое орудие они не сомневались. Представлялось, конечно, сомнительным, что немцы готовы пойти на такой радикальный скачок калибра, но опять же, полностью исключить такую возможность не получалось. Замена двух обычных орудий в башне на одно сверхтяжелое тоже была в рамках допустимого.

Ситуация усугублялась тем, что проникнуть в немецкое кораблестроение перед войной британской разведке так и не удалось. Британцы имели лишь очень смутное представление о том, что немцы строят — и еще меньше понимания, что немцы проектируют. Логика действий немецких конструкторов и инженеров-кораблестроителей была британцам неизвестна. Поэтому идея о том, что немцы замышляют некое радикальное перевооружение, представлялась достаточно вероятной. Британцы уже знали об огромных немецких 17-дюймовых (42-см) осадных мортирах типа M-Gerat (пресловутая «Большая Берта») и Gamma-Gerat, продемонстрировавших высокую эффективность против бельгийских фортов в 1914. Выглядело вполне логичным, что немецкие инженеры могут работать над длинноствольной пушкой под тот же калибр.

Британский флот срочно потребовал уточнить сведения. Флотский департамент Бюро Секретных Служб поднапрягся, и выдал следующий отчет от британской агентуры в оккупированном немцами бельгийском Антверпене:

Профессор Тейниссен из «Чедердэйла», Ричмонд-Роад, Нью-Барнет, которого сопровождал мистер А.Х. Оксенфорд (в настоящее время на службе Департамента Торговли) из «Линтона», Нью-Барнет, сообщил, что эта информация пришла от мистера Фифа из Антверпена. Мистер Фиф является главным акционером отеля св. Антонины в Антверпене, где размещается штаб-квартира немецкой ставки, и поскольку он занимается делами по доверенности, то имеет возможность часто посещать отель, и подслушивать много интересного. Мистер Фиф не особо сведущ в кораблях, но благодаря своему армейскому опыту, хорошо разбирается в артиллерии.

Опытные стрельбы из 17-дюймовой пушки проводились на берегу в Киле, с макета корабля, на котором укрепили палубу и борта. Палубы и борта развалились, так что дополнительные подкрепления были установлены — были получены благоприятные результаты.

Орудийная установка размещена на платформе в специальном люке, прорезанном в палубе. Под основанием платформы находится какой-то гидравлический или пневматический амортизатор, который сделан берлинской фирмой, специализирующейся на амортизаторах, и прочно удерживает орудийную установку. Силой отката, платформа почти исчезает под палубой, и работой амортизатора возвращается на позицию. Так как второй эксперимент был успешен, орудие теперь установят на корабле, но он не знает, в какой именно части корпуса. Только три корабля собираются так оснастить, и они будут готовы к Рождеству. Это линкоры, дредноуты новейшего типа. Работы ведутся в две смены, днем и ночью, требуется 10-12 дней, чтобы установить одно орудие, и они не собираются устанавливать более одного орудия на корабль. Огневые испытания орудий с борта кораблей будут проведены на Балтике. Он не думает, что немцы планируют установить эти орудия на меньшие корабли.

Эти новости были получены из Киля через флотских офицеров, которые служили с адмиралом Лорданом. В отеле, он обсуждал с немецкими штабными офицерами результаты этих испытаний. Флотские офицеры демонстрируют энтузиазм насчет результатов, восклицая «теперь они у нас в руках». Это было объявлено как некая победа.

Гаубица стреляет снарядом с временным подрывом; похоже, что ударного взрывателя для них не предусмотрено. Наибольшая дальность, установленная на временном взрывателе, это 18.000 метров (примерно 11,7 миль). 5 или 6 таких снарядов не взорвались в Антверпене, возможно, потому что упали на мягкую почву.

Иначе говоря, по сведениям мистера Фифа, немцы собирались установить на свои дредноуты что-то вроде 42-см осадной гаубицы Gamma-Gerat в качестве вспомогательного вооружения. С одной стороны, это несколько успокоило англичан: речь все-таки шла не о поголовном перевооружении германского флота на супер-пушки. С другой стороны… описание выглядело достаточно детальным и правдоподобным, чтобы оказаться-таки правдой. И это определенно никого не успокаивало.

42-см гаубица Gamma-Gerat

42-см гаубица Gamma-Gerat

Лорды адмиралтейства представили эффект от попадания навесного 42-см снаряда в любой британский дредноут, и им коллективно стало дурно. Падающий под большим углом бронебойный снаряд весом в тонну вскрыл бы палубу новейшей «Куин Элизабет» как жестянку. Трезвомыслящие указывали, что попасть из гаубицы в движущийся корабль вообще-то непросто, а уж стреляя с другого двигающегося корабля — непросто вдвойне. Навесная стрельба по кораблям из гаубиц и мортир испытывалась еще в XIX веке (в береговой обороне) и консенсус был в том, что длительное время полета снаряда и медленная перезарядка делают такие орудия пригодными только для обороны узостей. С другой стороны… кто мог поручиться, что немцы не придумали какое-то оригинальное решение?

Пытаясь понять, что же им делать — паниковать, или нет — адмиралы переадресовали вопрос инженерам. Копия отчета была послана в департамент боеприпасов флота. Директор департамента, Капитан Морган Сингер, прислал ответ, из которого следовало, что:

      • Нет ничего невозможного в установке 42-см гаубицы на крупный военный корабль.
      • Применение гаубицы со снарядами, оснащенными только временным взрывателем, в морском сражении на больших дистанциях будет крайне затруднительно.
      • Упомянутые в докладе «три дредноута», вероятно, относятся к типу «Кениг».

Этот отчет несколько успокоил настроения (тем более, что никаких больше сведений о тяжелых гаубицах на немецких дредноутах не поступало). Но ненадолго. В 1915 году, британцам снова пришлось иметь дело с призраком перевооружения германского флота.

На этот раз сообщение пришло из Копенгагена. Британская разведка в Дании была весьма активна; эта нейтральная страна находилась буквально в двух шагах от важнейших немецких военно-морских баз Киль и Куксхавен, и соединявшего их Кильского канала. Для сбора данных о немецком флоте и его перемещениях между Балтикой и Северным Морем, там складывались идеальные условия.

Сообщение было следующим:

Я получил телефонограмму от связного в Германии с тем содержанием, что большой военный корабль готовится выйти из Данцига 26-го апреля. Название корабля не называлось. Двумя днями позднее, я получил сообщение, что корабль снялся с якоря. Я запросил уточнения о названии, орудиях и т.д., и в ответ мой связной сообщил, что по его мнению это «Принц-регент Луитпольд». Корабль этот находится под особым надзором, и экипаж не отпускают в увольнительные. Насчет орудий, мне сообщили что на носу у корабля одна двухорудийная башня, и на корме линейно-возвышенно две двухорудийные башни. Мне сообщили, что все большие орудия зачехлены как на носу и корме, так и на правом и левом борту. Все, что удалось разглядеть, это тот факт, что орудия на носу и корме казались гораздо длиннее, чем бортовые орудия. Я послал несколько запросов, с тем результатом, что «Луитпольд» собираются использовать как опытное судно для испытания неких 38-см орудий, которых установили четыре штуки, и что в названную выше дату он должен был покинуть Киль, пройдя Кильским Каналом в Куксхафен. Оттуда он проведет серию испытаний своих больших орудий.

Чтобы убедиться в надежности информации, я запросил описание корабля. Привожу его здесь, как получил: возможно, вы сумеете его подтвердить, или же, если название определено неверно, соотнести описание с каким-либо другим кораблем.

* Артиллерия — большие орудия, правобортная и левобортная башни установлены так, что правобортная башня сдвинута в нос относительно левобортной. На правом борту, шестидюймовые (приблизительно) орудия установлены следующим образом: два, затем промежуток; три, затем промежуток; затем еще три; на левом борту, пять вместе. Затем, напротив последней правы на правом борту, еще два на левом.

* Несет противоторпедные сети, и очень тщательно защищен мешками с песком и другими материалами. Имеются также большие рамы, несущие нечто, похожее на кольчуги; эти рамы установлены вокруг мостика и мелкокалиберных орудий, и в тот момент, когда корабль был под наблюдением, были сложены, отсюда и описание.

Я надеюсь, что это описание в какой-то степени поможет вам опознать корабль. Что же насчет орудий, друзья сообщили мне, что видели доклад, из которого следует, что орудия изначально предназначались для «Эрзац Верта»! У меня нет возможности проверить эти сведения, пересылаю их вам, правдивы они или нет.

Находясь в Фленсбурге, я получил доклад в отношении «Зейдлица», который с тех пор был подтвержден, но, возможно, уже известен вам. Выглядит так, что в ходе действий в Северном Море он был поражен четыре раза в кормовые башни, которые, насколько мне известно, двухорудийные линейно-возвышенные. Второе попадание заклинило его верхнюю башню, и третье вызвало пожар. Четвертое попадание разрушило нижнюю башню, поскольку пришлось в боковую стенку и сбило орудия со станков. Пожар не удалось погасить обычными методами, поскольку до очага нельзя было добраться сверху, поэтому был отдан приказ затопить погреба боезапаса; это было сделано, при этом пятьдесят один моряк утонул. Большая часть из них была из округа Фленсбург, так что мне нетрудно было выяснить детали. Люди пишут друг другу то, что не расскажут постороннему, и чувство гордости заставляет этих людей немного открыться сочувствующему слушателю.

Башни «Зейдлица» были списаны как невосстановимые, и должны быть демонтированы. Я попросил тщательно осмотреть новые башни на предмет размеров, поскольку вполне возможно, что на него установят более тяжелые орудия: насколько я в курсе, сейчас он несет 28-см пушки.

«Дерффлингер» стоит в соседнем доке с «Зейдлицем» на верфи Блом & Фосс; он также тяжело поврежден (судя по всему, при столкновении в гавани), но до какой степени, я не знаю.

Насколько я понимаю, «Лютцов», который сейчас в Данциге, тоже был оснащен 38-см орудиями, и вскоре выйдет в море для учений. Он присоединится к эскадре крейсеров в Куксхафене по завершению испытаний. Это я выяснил в процессе подготовки доклада.

То есть идея масштабного перевооружения, запланированного германским флотом, снова была на слуху. Теперь, правда, речь шла не о 17-дюймовых пушках или гаубицах, а о 15-дюймовых (38-см) орудиях, о существовании которых британцам было известно.

К этому сообщению британцы отнеслись скептически. Источник в Копенгагене давно уже был у разведки на нехорошем счету за полное неумение фильтровать слухи и склонность к алармизму. Хотя адмиралы считали возможным, что «Принц-регент Луитпольд» может использоваться для испытаний новых 38-см орудий, перевооружение на такие пушки линейных крейсеров казалось крайне сомнительным. Два 38-см орудия (предполагая, что их удалось бы впихнуть в башню) весили бы 80 тонн каждое — почти вдвое больше, чем старые 28-см пушки того же «Зейдлица». Полная замена артиллерии во всех пяти башнях линейного крейсера увеличила бы верхний вес на 400 тонн!

В итоге, и эти сообщения не подтвердились. Немецкий флот в начале 1916 вновь вернулся к активной деятельности, возобновив налеты на британское побережье, но никакого нового оружия при этом не продемонстрировал. Казалось бы, слухи о перевооружении немецких дредноутов ушли в прошлое.

Но тут к делу подключилась пресса. В начале 1916 года, ежедневная газета Daily News поместила сенсационную заметку, в которой, ссылаясь на «источники», некий мистер Джеймс Дуглас уверял, что немцы создали морское 17-дюймовое орудие — и вскорости пустят его в ход.

В качестве доказательств приводился очередной обстрел Дюнкерка германской дальнобойной артиллерией. По словам очевидцев, один из разорвавшихся снарядов якобы был «необычно большого размера». Поскольку расстояние до немецких позиций было слишком велико, чтобы такой снаряд мог быть выпущен из гаубицы, Daily Mail мрачно заключала, что вывод однозначен: немцы создали длинноствольную 17-дюймовую пушку. И теперь лишь вопрос времени, как скоро такие орудия появятся на немецких дредноутах, и обрекут Гранд-Флит на быстрое уничтожение.

Дюнкерк немцы реально обстреливали, но из вполне стандартных 38-см морских орудий

Дюнкерк немцы реально обстреливали, но из вполне стандартных 38-см морских орудий

Заметка в целом была выдержана в довольно-таки упадническом духе, зловеще заключая, что немецкие «мониторы» с 17-дюймовыми пушками вот-вот да двинуться к британским берегам, расчищая путь армии вторжения. Но поскольку Daily News была весьма респектабельным изданием (основанным в 1846 году самим Чарльзом Диккенсом), британская публика отнеслась к ней с куда большим вниманием, чем стоило бы. Тем более, что мистер Дуглас приводил в пример предшествующие провалы британской разведки — которая, например, перед войной скептически относилась к сообщениям о немецкой 42-см осадной гаубице — и зловеще намекал, что такой же скептицизм может иметь место и в отношении 42-см морского орудия.

Такое британские адмиралы уже не могли проигнорировать: дело могло запросто закончиться паникой. Поэтому адмиралтейство сделало неожиданный ход, и честно объявило, что слухи о 17-и дюймовой пушке к ним поступают уже не первый раз, ни разу не подтвердились, и уже у моряков в печенках сидят. Что якобы взорвавшийся в Дюнкерке гигантский снаряд был выпущен из дальнобойной, но вполне обычного калибра 15-дюймовой (380-мм) немецкой морской пушки, о существовании которой было известно еще до войны. И что британские адмиралы вообще-то свое дело знают, и в вопросе артиллерии британский флот всегда держал превосходство над немецким (тут по всей видимости шел жирный намек на 18-дюймовое орудие, делавшееся для мониторов и легких линейных крейсеров).

Британская пресса также набросилась на Daily News, яростно критикуя алармистские тона мистера Дугласа. Журналисты, и приглашенные военные эксперты, закономерно указывали, что морское превосходство не определяется исключительно размером орудий, и идея мистера Дугласа, что «британское превосходство на море в начале войны было обеспечено 15-дюймовой пушкой» — как минимум, на редкость наивна. Не говоря уже о том, что в начале войны у британцев не было ни одного корабля с 15-дюймовками в строю. А на броскую фразу «если бы на флагмане Шпее стояли 17-и дюймовые пушки, он бы потопил «Инвинсибл» (с, Daily News), скромная газета «Pukekohe & Waiuku Times» ехидно ответила:

«Если бы на флагмане Шпее стояли 17-и дюймовые пушки, он бы тихо-мирно перевернулся и пошел ко дну».

Откуда Daily News взяла историю о немецких 17-дюймовых морских орудиях — непонятно. По всей видимости, до них добрались какие-то отголоски предшествующих слухов о перевооружении немецкого флота, помноженные на историю с обстрелом Дюнкерка. В любом случае, на пользу газете она явно не пошла, и «мистер Дуглас» предпочел остаться неизвестным.

История с «перевооружением» немецкого флота иллюстрирует интересный социо-психологический факт: как британские моряки, так и британские гражданские ожидали некоего «немецкого сюрприза». И идея, что немцы могут радикально усилить свой флот каким-то «хитрым маневром» — например, заменив обычные орудия на сверхтяжелые — вызывала сильное беспокойство.

По иронии, немецкое кораблестроение в Первую Мировую было как раз настроено весьма консервативно, и желания устраивать «сюрпризы» совершенно не проявляло. Сама по себе немецкая кораблестроительная школа, отличаясь очень высоким качеством кадров, была несклонна к революционным новинкам, предпочитая планомерное развитие. И да, немцы действительно работали над морским 17-дюймовым орудием… но лишь теоретически, для следующего поколения линкоров, которые предполагалось заложить после войны.

Проект линкора L20e "альфа", составленный в 1914 году. Эти корабли действительно должны были нести 420-мм орудия... но заложить их планировалось не ранее 1918 года

Проект линкора L20e «альфа», составленный в 1914 году. Эти корабли действительно должны были нести 420-мм орудия… но заложить их планировалось не ранее 1918 года

P.S. Интересно, что в итоге идею «замены двух орудий на одно сверхтяжелое» в башне реализовали сами британцы, на «легких линейных крейсерах». Два из них («Глориес» и «Корейджес») получили обычные двухорудийные 381-мм башни. На третьем же («Фьюриес») аналогичные по конструкции башни вмещали по одному гигантскому 457-мм орудию Mark I. Предполагалось, что 381-мм двухорудийная и 457-мм одноорудийная установки должны быть взаимозаменяемыми: в случае необходимости, можно было радикально усилить артиллерию кораблей. Кто знает, в какой степени этот концепт вдохновили слухи о (вымышленном) германском перевооружении?…

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/215758.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account