1483. Первая битва за Сибирь: Войско Ивана Великого, разгромив вогулов, усмирило Большую Орду
Огорчённый неудачным походом на Москву, хан Большой Орды Ахмат вернулся в родные степи и от расстройства потерял бдительность. Распустил войско и почти сразу с ним покончили ногайцы и сибирские татары. Новым ханом стал Ибак, властелин Сибири.
Великий князь Иван III, дедушка Ивана Грозного, внимательно наблюдал за происходящим в Большой Орде. Московский князь был в союзе с Крымским ханом и умело использовал вражду между крымцами и Большой Ордой. Главным было не допустить между ними согласия.
— Пусть друг дружке головы саблями бреют, — говорил Иван III, то договариваясь с «Ахматовыми детьми» (те, кто правил после Ахмата) о вечном мире, то тревожа их набегами или выставляя войско у Перекопа, оберегая крымцев.
Хан Ибак размышлял, как ему быть. И воспользовавшись тем, что у Москвы возник конфликт с Литвой, решил вытеснить русских из Приуралья. Там, на Колве и Вишере, процветало Пермское княжество, вроде независимое, но явно клонившееся к союзу с Москвой.
На Чердынь, столицу княжества, начались набеги вогулов, которых вел бесстрашный и упорный князь Асыка, подданный хана Ибака. Цель была одна – вытеснить русских с Урала и вернуть эти территории в свой улус.
Однако Иван III быстро сообразил, что потеря Перми грозит большой опасностью для его других его владений. Пройдя по Каме и затем по Волге, сплавившись на плотах, сибирские татары могли напасть на московские земли. Кроме того, потеря Перми открывала дорогу для нападения на Вологду и далее на Русский Север.
Ждать этого московский князь не стал.
Весной 1483 года на Сибирь двинулись полки под началом двух воевод – Фёдора Курбского-Чёрного и Ивана Салтык-Травина. Девятого мая войско вышло из Великого Устюга, пошли на судах вниз по реке Сухоне, затем перешли на реки Северную Двину и Вычегду.
Затем десятки судов зашли в приток Вычегды, реку Кельтма-Вычегодскую и поднялись до истока – болото Гуменцо, было такое раньше. С одной стороны из него текла река в сторону севера, а с другой в южную – Кельтма Камская.
Пройдя болото то на шестах, то волоком, московская рать вышла в бассейн реки Камы. По ней спустились до притока Вишеры и пошли по ней. Затем свернули в Вилсуй, вишерский приток. Вверх по горной речке, по перекатам и бурлящей в камнях воде, русские тащили суда, пушки, порох, продукты, снаряжение. Потом уже просто тащились в гору, и перевалив наконец через Урал, начали спускаться по его сибирскому склону. Речки Коль, Вижай, Лозьва, Тавда и так до самого Пелыма – столицы князя Асыки.
Здесь, 29 июля 1483 года состоялась битва, по итогам которой Сибирь и перешла в подчинение Москвы.
Сражение было быстрым. Сопротивление вогулы оказали, когда суда только подходили к берегу для высадки десанта. Обстреляв русских из луков, вогулы получили в ответ несколько залпов из пушек и «ручниц». А когда пришельцы достигли берега, князь Асыка первым бросился бежать.
После отдыха воеводы повели войско по Оби. Здесь были пойманы местные князьки, с которыми договорились о дружбе с Москвой.
Уже ближе к осени московская рать на судах зашла в Малую Обь, оттуда начлаи подниматься по Сосьве, обратно к Уралу. К нему вывела малая речка Ляпин, приток Сосьвы. И дальше опять волоком через горы тащили суда, пушки, порох, продукты. А до Великого Устюга оставалось ещё две тысячи вёрст.
И вот приток уже Печоры – Щугор, и дальше реки понесли русских домой. Реки Печора, Ижма, Ухта, потом волок Вымский и снова реки Вымь, Вычегда, Сухона и наконец, в октябре 1483 года воеводы вернулись в Великий Устюг, откуда начали свой поход. Примерно за полгода русское войско прошло более четырёх тысяч вёрст в тяжелейших условиях, покорили несколько княжеств, захватили богатую добычу и вернулись домой.
При этом была выполнена главная задача – избавлена от угроз нападений Пермь Великая, и разбит союзник хана Ибака – князь Асыка. Большая Орда после этого вела себя смирно.
А на следующий год от вогулов пришло посольство с просьбой принять их в подданство Москвы, в чём им не отказали. А Иван III добавил к титулам такой чин «Великий князь Югорский».
Правда, после него началась разруха. Крымцы из союзников стали врагами, а неудачи Ивана Грозного в Ливонской войне привели к тому, что Сибирь отложилась. И обратно к Москве её вернул Ермак. Но он только лишь прошёл по пути двух воевод: Курбского-Чёрного и Салтык-Травина.