Тактика парусных флотов. Часть 2 Появление линейной тактики

12

Еще одна интересная статья Сергея Махова.

Содержание:

Линейная тактика в ходе морских сражений уже с начала XVI века время от времени применялась европейскими флотами. Но на пути у этого передового способа ведения морского боя имелись существенные препятствия, которые были разрешены англичанами и голландцами лишь во второй половине XVII века.

В поиске

Первые наставления по тактике для английского флота написал лично король Генрих VIII в 1540 году. Это, что совершенно неудивительно, был обычный перевод испанского сочинения адмирала Кастилии Алонсо де Чавеса «Quatri partitu en cosmographia pratica i por otro nombre llamado Espeio de Navegantes», написанного тремя годами ранее. То, что англичанами за основу была взята именно тактика испанского флота, неудивительно, ибо в указанное время испанцы являлись законодателями мод на море.

Главное отличие английского флота от испанского в XVI веке – это сравнительно малая численность собственно государственных (королевских) кораблей. Одновременно с этим, английский флот имел большое количество приватирских или зафрахтованных на военную кампанию судов. Именно поэтому со времён Елизаветы начинаются поиски способов организации наилучшего взаимодействия в бою между вооружёнными торговцами и профессиональными военными моряками.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, эксперимент Джона Хокинса по подготовке флота к артиллерийскому бою себя не оправдал. В открытом бою англичанам оказалось нечего противопоставить испанцам, и Армада спокойно, как нож сквозь масло, прошла весь Канал от островов Силли до Кале. Лишь атака брандеров, неготовность Фарнезе и неудобный ветер помешали испанцам закончить операцию по высадке в Англии.

Дальнейшие меры по усовершенствованию новой тактики английского флота были связаны с периодом английской революции и Оливером Кромвелем. Но ещё чуть ранее, во времена Карла I, Первый лорд Адмиралтейства граф Нортумберленд в своей пояснительной записке на имя короля предлагал творчески переработать подход Хокинса. Главным способом ведения морского боя англичане по-прежнему считали артиллерийское сражение, но решили учесть уроки столкновений с Непобедимой армадой 1–8 августа 1588 года. Тогда британцы использовали тактику обстрела испанцев с дальней и средней дистанций, и в результате просто не смогли нанести испанцам существенных потерь. Оказалось, что большие калибры нижних деков просто не достреливали до противника, а мелкие калибры верхних палуб были на больших расстояниях совершенно бесполезными. В результате было потрачено очень большое количество боеприпасов среднего калибра.

Тактика парусных флотов. Часть 2 Появление линейной тактики

100-пушечный линейный корабль «Соверин оф зе Сиз» и известный английский корабельный конструктор Финеас Петт

Нортумберленд предложил сделать ставку на ближний бой, но решить его исход должна была всё-таки артиллерия, а не абордаж. Это был очень важный момент. Теперь корабли, в отличие от судов Дрейка и Хокинса, должны были смело сближаться с противником, но наносить главный удар не высадкой абордажных партий, а артиллерией, с убойной минимальной дистанции. Тактику эту назвали на французский манер – mêlée («рубка, схватка», так рыцари в Средние Века называли ближний бой).

Исходя из потребностей такого боя, при Карле I во флотской артиллерии ввели облегчённые пушки – «дрейки» (drake), более короткие и с довольно тонкими стенками, а их заряд снизили до двух третей против обычного. Дульная скорость ядра упала с 1300 футов (около 400 метров) в секунду до 900 футов (около 270 метров) в секунду. Ядра таких орудий на близкой дистанции не пробивали, а проламывали борта кораблей противника, что порождало целое облако щепы и обломков корпуса, которые ранили и калечили прислугу и экипаж противника. Тогда же основной целью морского боя было провозглашено потопление вражеского судна, поэтому стрельбу теперь старались вести по корпусу, а не по рангоуту и такелажу. Правда, случаи потопления артиллерийским огнём оставались весьма редкими. Обычно после получения сильных повреждений и больших потерь в личном составе корабль спускал флаг.

Орудия на корабли ставились до тех пор, пока от уровня воды до нижних портов не оставалось расстояние в один метр. Во времена Карла пушки были поделены на большие (64, 42 и 32 фунта), средние (18 фунтов) и малые (5.25, 4 и 3 фунта) калибры. По замыслу адмиралов, при сближении использовались длинные орудия средних калибров, а в ближнем бою в дело вступали короткие большие и малые пушки, которые довершали начатое. К началу Гражданской войны 64-фунтовые пушки уже не применялись. Осталось только небольшое количество короткоствольных камнемётов, соответствующих калибру 64-фунтовых пушек, но стрелявших каменными ядрами в 24 фунта. Семидюймовые 42-фунтовые пушки имелись на флоте в небольшом числе, в основном на «Роял Соверене».

Абордажная тактика англичанами была отринута бесповоротно, поскольку тягаться с качеством испанской, французской и голландской морской пехоты островитяне не могли.

И вот при Кромвеле было решено перевести на флот трёх совершенно далёких от моря сухопутных генералов – Джона Монка, Энтони Дина и Роберта Блейка. Их задачами были творческое переосмысление всего предыдущего опыта и создание новой тактики, используя которую английский флот мог бы побеждать любых своих конкурентов. Кажется, первым высказал гениальную и простую мысль о том, что у корабля пушки расположены по бокам, и поэтому самым идеальным построением кораблей в бою является линия, «генерал моря» Энтони Дин. Естественно, что именно в этом случае в бою единовременно будет задействовано максимально возможное количество орудий кораблей.

«Инновация» возрастом в полтора века

Это было абсолютно логично. И более того, мысль была совершенно не нова. Первое широко известное сражение, проведённое европейским флотом в линии – это бой Васко да Гамы с египтянами и индусами у Малабара в 1502 году. В 1583 году у острова Сан-Мигель испанский адмирал дон Алонсо де Базан устроил «Трафальгар наоборот» англо-французской эскадре, встретив её в линии баталии и разгромив полностью. В 1628 году в бою у острова Аброльос голландский и испано-португальский флоты действовали в линиях. Во время боёв в Ормузском проливе в 1624–1630 годах между испанцами и португальцами, с одной стороны, и англичанами с голландцами – с другой, обе стороны старались держать колонну. Наконец, во время Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. голландский адмирал Маартен Тромп делился мыслями о преимуществе боя в линии с британским адмиралом Пеннингтоном. Так почему же в основной своей массе флоты до 1650-х упорно использовали не линию баталии, а «тактику роя»?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, приведём отрывок из книги «Схватка двух львов: англо-голландские войны XVII века»:

«В 1665 году Йоркский издаёт инструкцию «О наилучшем построении флота Его Величества».

Там отмечалось:

«всеми силами стремиться сформировать линию баталии», «никакой корабль флота Его Величества не должен преследовать какую либо незначительную группу кораблей до тех пор, пока основная часть вражеского флота не будет подавлена или приведена в бегство», «держать расстояние между мателотами в 100 ярдов».

Каждый корабль получил чётко определённое место в строю линии.

Тактика парусных флотов. Часть 2 Появление линейной тактики

Четырёхдневное сражение между английским и голландским флотами. 1–4 июня 1666 года

Двумя днями позже герцог Яков выпускает «Распоряжение капитанам брандеров, малых фрегатов и кэчей», где определялись порядок действий и размер вознаграждений экипажам и командирам брандеров.

Однако на море довольно часто случалось, что дела шли не так, как написано на бумаге. К примеру, в сражении в день Св. Якова или в Четырёхдневном сражении, когда часть кораблей просто не смогла удержаться в линии, создавая большие разрывы. Целые эскадры кораблей в этих сражениях прорезали в течения боя линию противника туда и обратно, и конечно, при этом не могло идти речи о концентрации огня.

Перед сражением в день Святого Якова Руперт и Монк издали «Дополнительные боевые инструкции», где трактовали более свободный взгляд на атаку противника в линии баталии. Там указывалось, что

«противника надо держать с подветра», что «в случае если флоты выстроились друг напротив друга, авангард нашего флота должен привести к ветру и задержаться до того времени, пока вся кордебаталия не подойдёт на то же расстояние от авангарда противника».

Изучая само сражение, можно сказать, что инструкции остались лишь благими пожеланиями. Дело тут не в приказах, а в обученности экипажей и компетенции кэптенов. Пока не была введена круглогодичная система тренировок и учений, пока примерно четверть флота составляли зафрахтованные торговые суда – ни о каком порядке не могло быть и речи».

То есть, проблема-то на самом деле была очевидной. Пока не хватало обученных экипажей, флот как единое целое действовать просто не умел. Потому что не получалось у кораблей держать линию. Просто не получалось. Так же как не получалось выдерживать и темп стрельбы.

А в 1665 году сразу два сильных флота мира – английский и голландский – перешли к круглогодичным тренировкам и учениям в мирное время. Флот наконец стал постоянной, всесезонной боевой единицей. Именно с этого времени можно с уверенностью говорить о существовании линейной тактики как основного вида боя, а не о тактическом приёме отдельной хорошо натренированной эскадры.

Плюсы и минусы

Бедой английского флота по-прежнему оставалось большое количество нанятых на кампанию или войну судов торгового флота. Их капитаны и экипажи понятия не имели о дисциплине, сложных построениях и перестроениях. Именно поэтому бои второй и третьей англо-голландских войн чаще всего только начинались в линии, а далее переходили в стадию mêlée, «ближнего боя», где ни о каком порядке не могло быть и речи, а общее управление флотилией утрачивалось практически полностью.

Тактика парусных флотов. Часть 2 Появление линейной тактики

Сражение у Схевенингена, 10 августа 1653 года

Отдельные корабли, а то и целые дивизионы по нескольку раз прорезали туда-обратно вражескую линию. Бой постоянно распадался на несколько отдельных схваток, взаимопонимание между авангардом, центром и арьергардом очень часто просто утрачивалось. Пушечный дым, застилавший поле боя, делал невидимым не только приказы командующего флотом, но и командиров эскадр.

Но, в отличие от тех же голландцев, англичан постоянно спасала более тяжёлая артиллерия их кораблей. Как уже указывалось выше, английские корабли были вооружены в расчёте на победу в артиллерийской дуэли на малой дистанции. Соответственно, если голландцам не удавалось сосредоточить против отдельного английского корабля большие силы, тот успешно отбивался даже от двух противников.

Однако эта тактика вдруг перестала работать против французов во времена Людовика XIV. Дело в том, что французские корабли были вооружены лучше английских. Соответственно, в ближнем бою британцы уже не могли рассчитывать на качественное преимущество в вооружении, так помогавшее им в схватках с голландцами. Именно поэтому сражение при Бичи-Хэд было полностью проиграно англо-голландским флотом, а в сражении при Барфлере 44 корабля французов успешно и без потерь бились целый день с 82 кораблями и 13 фрегатами англичан и голландцев. Лишь позже, у Ла-Хога и Шербура, англичанам удалось заблокировать и сжечь брандерами 13 повреждённых французских кораблей.

Тактика парусных флотов. Часть 2 Появление линейной тактики

Сражение при Барфлёре, 19 мая 1692 года

Лишь к началу XVIII века англичане, казалось, нашли противоядие от французского флота. В сражении при Малаге в 1704 году (41 английский и 12 голландских кораблей против 51 французского) английский адмирал Джордж Рук приказал всеми силами и способами держать линию и в ближний бой не входить. В этом сражении атаковали именно французы, британцы придерживались оборонительной тактики.

Сражение при Малаге характеризовалось большим расходом боеприпасов с английской стороны. И если бы французы на следующий день возобновили бой, двадцати пяти английским кораблям просто нечем было бы стрелять, на них кончились порох и ядра. Согласно инструкциям Рука, корабли эти должны были дать последний залп и идти на абордаж – крайняя и самоубийственная мера против хорошо вооружённых французских линкоров! Однако флот Людовика XIV бой не продолжил, и стратегически сражение при Малаге закончилось победой англичан.

Тактика парусных флотов. Часть 2 Появление линейной тактики

Сражение при Малаге, 24 августа 1704 года. Хорошо видны нападающие отрядами французские и отбивающиеся в линии англо-голландские корабли

Этот бой и его результат имели важнейшее значение для последующей выработки тактики в Роял Неви. Адмиралы и кэптены разделились на два лагеря. Сторонники ближнего боя ставили в пример англо-голландские войны, и их прозвали «мелеистами» (мы с вами помним про mêlée). Им оппонировали «формалисты», то есть сторонники боя на средней и дальней дистанции, в линии, без утраты командования и «прорезаний» вражеских колонн. «Формалисты», совершенно забыв о состоянии эскадры Рука после боя, приводили в пример Малагу как результат грамотного с тактической точки зрения сражения, в пику свалкам времён войн с Голландией.

Но об этом споре будет рассказано уже в третьей статье цикла.

Литература:

С. П. Махов, Э. Б. Созаев. «Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века»

источник: https://warspot.ru/6050-taktika-parusnyh-flotov-poyavlenie-lineynoy-taktiki

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Sirin
Sirin
17.09.2011 16:13

 Уважаемый борода, я хотел бы

 Уважаемый борода, я хотел бы поместить видеоролик, но не знаю — как. Дайте пож-та почту, на которую я могу его Вам скинуть для размещения.

boroda
Администратор
17.09.2011 20:04
Ответить на  Sirin

Я вам для этого не нужен.

Я вам для этого не нужен. Закладывайте видео на Ютуб. А вот если не умеете вставлять видео в пост то просто дайие ссылку на видео. Дальше я сам вставлю.

Sirin
Sirin
17.09.2011 20:56
Ответить на  boroda

У Вас был адрес что-то

У Вас был адрес что-то pavel… найти не могу в постах. Дайте его — я отправлю туда 

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 21:04
Ответить на  Sirin
Sirin
Sirin
17.09.2011 21:18
Ответить на  sergei-lvov

Поклон, 3 раза «ку»… 

Поклон, 3 раза "ку"… 

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 21:24
Ответить на  Sirin

 лучше сравнение ТТХ

 лучше сравнение ТТХ самолетов.

Sirin
Sirin
17.09.2011 21:35
Ответить на  sergei-lvov

 Вымогатель

 Вымогатель

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 22:52
Ответить на  Sirin

ага. я такой 

ага. я такой 

Sirin
Sirin
17.09.2011 20:31
Ответить на  boroda

 А как ее дать-то? Она в

 А как ее дать-то? Она в компьютере

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 20:37
Ответить на  Sirin

вытаскиваете из компа винт и

вытаскиваете из компа винт и отправляете по адресу: украина, г. днепропетровск, бороде

 

Вадим Петров
17.09.2011 16:56

Хочется сделать что-то для

Хочется сделать что-то для своей страны, вложить хотя-бы частичку
сил в ее ослабевшие, опустившиеся руки. Но ей это совершенно не нужно.

И руки опускаются у нас.
Это сегодня норма, …. к сожалению, но благодаря курсу на модернизацию, что-то начнет меняться … лет через сто!
 

 

Sirin
Sirin
17.09.2011 17:16
Ответить на  Вадим Петров

Шиш (пардон) 

Шиш (пардон) 

Руслан Протасов

Внебрачный плод любви

Внебрачный плод любви Мини-Купера и Мерседеса!

byakin
Редактор
17.09.2011 17:11

С момента окончания проекта

С момента окончания проекта «Вервольф» прошло 6 лет. Месяц
назад исполнителям проекта сообщили, что данная концепция легла в основу при
создании перспективного седана высшего класса 2012-2014 годов в США.

 блин, во так вот и живем <selfcensored>

Sirin
Sirin
17.09.2011 17:15
Ответить на  byakin

 А чего бы Вы хотели,

 А чего бы Вы хотели, коллега? Что бы у нас организовали автомобильное "Осколково"? А кто будет потребителем интеллектуального продукта? Все равно из-за рубежа купец…

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 17:25

жаль. можно было бы и обычнй

жаль. можно было бы и обычнй седан, только свой, сотворить и продавать. деградация на всех уровнях.

Sirin
Sirin
17.09.2011 17:32
Ответить на  sergei-lvov

Нет, разработать и

Нет, разработать и производить современный автомобиль в средней ценовой группе силами небольшой фирмы сегодня невозможно.

Только что-либо скорее эксклюзивное, нежели технически современное 

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 18:08
Ответить на  Sirin

я и не думал о небольшой

я и не думал о небольшой фирме. я думал или о вазе, или о соллерсе, или о дерипасковских Русских машинах — олигархов в россии сейчас хватает, да и власть могла бы поспособствовать — в части и  желания олигарха начать такой проект, и в части поддержки самого проекта 

Sirin
Sirin
17.09.2011 18:35
Ответить на  sergei-lvov

 Тут дело понимаете какое…

 Тут дело понимаете какое… Автомобиль большого, а тем более представительского класса в России, как и в большинстве стран, разработать и запустить в производство невозможно. Люди — даже толковые инженеры — не представляют себе ту пропасть, которая разделяет средний уровень машиностроения и то, что необходимо для подобного производства.

А вот использовать наработки и результаты, полученные благодаря финансированию из-за океана данной тематики вполне реально и выгодно. Беда в том, что для какого-либо собственного национального проекта нужно очень много воли и понимания, для чего это надо конкретному олигарху. Разработка самостоятельная отечественными автозаводами практически никогда не велась, ни одного автомобиля своей конструкции мы на производство не поставили за всю историю — имеется в виду коммерческое автомобилестроение.

Вообще — по мнению зарубежных "товарищей" — данный проект первый на автомобильную тему из России на их памяти — в котором предлогается новое. Т.е. что-то может и было, но они не помнят за всю историю со времен старика Генри. А тем более в области кузовостроения.

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 18:48
Ответить на  Sirin

 зачем надо олигарху — должен

 зачем надо олигарху — должен обяснить владимир владимирович. зачем стране? нуууу, столько разговоров велось про национальный автопром, национальную гордость и величие. может, что-то практическое для этого сделать?

Sirin
Sirin
17.09.2011 19:01
Ответить на  sergei-lvov

 Это просто бизнес, коллега.

 Это просто бизнес, коллега. Не смешите, Владимир Владимирович к развитию России имеет такое же отношение, как Барак Хусейн к развитию США (т.е. никакого)

Пока нет ПОС (положительной обратной связи) между бизнесом и покупателем, никакие мантры о пользе и прогрессе не превратятся в реальные тдн

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 19:10
Ответить на  Sirin

та я-то и так догадываюсь,

та я-то и так догадываюсь, что у вас, как и у нас, одно и тоже — слова как лозунг для прикрытия дерибана, идеи для отвлечения идеалистов, развития — никакого. вышли из одного дерьма, помылись вроде как по отдельности, а запах один и тот же остался. не выветривается.

Sirin
Sirin
17.09.2011 19:35
Ответить на  sergei-lvov

 То не только у нас; по

 То не только у нас; по личным наблюдениям все более сходно и в США.

 

sergei-lvov
sergei-lvov
17.09.2011 19:58
Ответить на  Sirin

так вот почему в школе

так вот почему в школе английский учили 

redstar72
Редактор
17.09.2011 19:47

Уж больно дизайн у него…

Уж больно дизайн у него… эээ… своеобразный. И знаете что — может быть, я тоже

дурак

, но  мне при взгляде на его "мордочку" тоже сразу Мини-Купер вспомнился…

Sirin
Sirin
17.09.2011 20:54
Ответить на  redstar72

Дизайн как проект вообще не

Дизайн как проект вообще не присутствовал. Это прежде всего решение компоновочной задачи по несущему кузову с обеспечением максимальных размеров салона в сочетании с локальной и общей весовой оптимизацией (по смыслу понятно?)

Что касается дизайна, то при рассмотрении вопроса индивидуальной сборки как варианты рассматривались:

Так…

По просьбе "очень уважаемых людей", которые, как выяснилось, одно большое трепло, рассматривался и такой вариант (причем денег потратили — своих — весьма):

В общем, хотелось (мечталось) так: 
 

boroda
Администратор
19.09.2011 13:09
Ответить на  Sirin

Все варианты, так сказать, Все варианты, так сказать, товарных автомобилей, в плане дизайна гораздо более интересны чем Вервольф. Странно что не нашлось. Хотя бы среди коллекционеров. Явно, такая машинка была бы отличным вложением денег. Сколько бы она не стоили. Но со времен бы только доражала. Согласен с предыдущими комментариями, что оформление передка Вервольфа происходило под влияним Мини Купера. Но и в представленных вами вариантов жизайна так же без влияния не обощлось. В первом варианте угадываются черты Ягуара. Второй образец смахивает на Лянчу. Ну а у той передок делалась под влиянием и БМВ и Мерседеса одновременно. Ну а в третем образце, думаю все увидят Майбах. Как на мой вкус, так он наиболее предпочтителен. На то что касается АИ. То можно представить что кромпания после окончания проекта Вервольф, сначала удачно распродавала указанные 20 машин в года. Ну а потом нашла инвестора (хоть того же Прохорова, вместо Ё Мобиля (это ж надо было такое название придумать)) и начала производство машин в едином стилистическом направлении, например а-ля Майбах и других классов. Что касается оригинального Вервольфа, то внешне он мне откровенно не понравился. Уж очень от него прёт смесью китайского автопрома и самоделки. Ну на сколько я понял, задачи сделать законченный продукт, то есть товарный… Подробнее »

Sirin
Sirin
19.09.2011 15:28
Ответить на  boroda

3 машины для «коллекционеров»

3 машины для "коллекционеров" сделаны, никто про  номера не поднимал вопрос. Сзади ниша есть, спереди, насколько я знаю, они не вешают. Одна, кажется, в Москве, две других — за рубежом в т.ч. в Эмиратах.

Но для всех трех был разработан несколько оригинальный дизайн. 

boroda
Администратор
19.09.2011 15:35
Ответить на  Sirin

Но для всех трех был

Но для всех трех был разработан несколько оригинальный дизайн.

А какой? Или один из тех что есть на фото выше?

Sirin
Sirin
19.09.2011 16:20
Ответить на  boroda

Стилистически ближе к

Стилистически ближе к варианту на фоне Казанского собора. Правда он в своей основе имеет несколько измененную конструкция, хоть и "вервольфовскую", но перепроектированную на основании концепта городского такси

 

Особенностью данного варианта кузова является возможность установки моторно-трансмиссионной группы большого внедорожника в данном случае Cadillac Escalade. Но — с трудом

 

boroda
Администратор
19.09.2011 16:52
Ответить на  Sirin

Ничё так агрессивненько

Ничё так агрессивненько получось. Где то я концепт с такой мордой видел. но название не припомню.

Sirin
Sirin
19.09.2011 19:13
Ответить на  boroda

По мотивам

По мотивам специализированного 3-х тонного спортивного автомобиля на основе "Майбаха" для испытания автопокрышек

boroda
Администратор
20.09.2011 08:14
Ответить на  Sirin

Кстати, а товарные машины то

Кстати, а товарные машины то же Вервольфами назвали? И какую эмаблему придумали. Что-то на представленной вами фото ни каких опознавательных знаков машины не видно.

Если нет то на мой взгляд, продавать машины без бренда — коммерчески безграмотно. Неудивительно что в таком случае продажи не пошли. Тут возможно дело не в машине а в маркетинге. О ней просто ни кто не знает.

Sirin
Sirin
20.09.2011 08:37
Ответить на  boroda

 Дело в том, коллега, что  Дело в том, коллега, что практически 100% индивидуальных автомобилей в мире как таковой собственной эмблемы не имеет. Просто нет такого вопроса со стороны заказчиков… Бренд (я позволю сеье некоторое пояснение) как смысловой, знаковый элемент товара, включает в себя комплекс понятийных символов, определяемый не субьективным — индивидуальным — элементом системы "заказчик-исполнитель" , а обьективными причинами выделения конкретного товара (образца) среди ряда (группы) аналогичных ему в данной категории. Чем более эксклюзивен товар (образец), тем менее значима роль товарного знака как рыночного  маркера, по которому потребитель определяет свое желание его приобретения на основе (как правило) скрытого субьективного определения своего положения в той или иной социальной группе (классу потребителей).  Для полностью индивидуального товара наличие товарного знака является признаком снижения его эксклюзивности т.к. переводит абсолютно штучную, не тиражируемую вещь в разряд серийной, а значит значительно менее ценной с (.) зрения своей индивидуальности.   Я не учу, просто это нюансы малоизвестные у нас в стране. Ведь Вы не требуете торгового знака от мастера, который шьет Вам костюм, делает перепланировку квартиры по индивидуальному проекту или строит дом. А вот если это делается под маркой (брендом) той или иной фирмы, то Вы из категории эксклюзивного потребителя переходите в разряд — пусть и престижного… Подробнее »

boroda
Администратор
20.09.2011 09:59
Ответить на  Sirin

Я с вами не согласен. Но

Я с вами не согласен. Но спорить сейчас не имею времени. И коммерческий неуспех является для меня косвенным подтверждением моей правоты. Вы понимаете в бизнесе всё нужно проверять только на опыте. Если по науке ты делаешь, но это не работает, то делай инче. Маркетинг это не математика, всё лежит в области вероятностей.

А машина хорошая, ни чуть не хуже, той же Маруси. Но та худо бедно, но продаётся. А у вас продалось три машины — абидна.

Sirin
Sirin
20.09.2011 10:21
Ответить на  boroda

 А мы, коллега, и не

 А мы, коллега, и не планировали особо упорно развивать этот проект в России. Обиды тут нет — у нас (думаю, и в Украине) известность марки является первоочередной причиной покупки.

Что касается "Маруси" все-таки она втрое дешевле "Вервольфа", да и задачи у нее сугубо специализированные.

Что касается коммерческого успеха… за последние 2-3 года схлопнулось до половины "эксклюзивистов" в мире

Потому мы и ставим на инжиниринг

 

Кстати, вероятность как категория чисто математическое понятие

sergei-lvov
sergei-lvov
20.09.2011 13:12
Ответить на  Sirin

 а что за маруся?

 а что за маруся?

Sirin
Sirin
20.09.2011 13:26
Ответить на  sergei-lvov

Здра-авствуйте… Проект

Здра-авствуйте… Проект Николая Фоменко по организации производства спортивных автомобилей в Москве. Найдите фото и инфу в сети — очень прилично 

Sirin
Sirin
19.09.2011 09:31

 Уважаемый Борода, а ролик

 Уважаемый Борода, а ролик непросматривается! Кто-то что-то заблокировал относительно прав…

Вадим Петров
20.09.2011 13:59

Делать надо действительно то,

Делать надо действительно то, что мы умеем лучше других. Плохо то, что результат отрицателен, как для специалистов ушедших в стихию рынка, так и для оставшихся! Подобное 20 лет назад было просто невозможно …

http://www.youtube.com/watch?v=yChRS10Pjps

 

Альтернативная История
Logo
Register New Account