К 100-летию ЦАГИ: «Ты помнишь, как все начиналось?..»
Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Так получилось, но в сети нет приличных фотографий нашей первой противокорабельной ракеты «Щука». Режим секретности в 50-е годы, а также резкое снижение качества отчетов после 53-го, когда народ не то что цветные фотографии перестал давать в отчетах, но даже просто черно-белые, привели к тому, что лучше всего «щуки» были показаны в старом советском фильме «Нейтральные воды». Хорошо и крупно, аж на весь экран. А фото нормальных нет. Такой вот «экарамбус»…
кадр из фильма «Нейтральные воды»
На скриншоте хорошо видна главная особенностью «щук» — отделяемая боевая часть под корпусом ракеты с характерным кольцом в носовой части. БЧ сбрасывалась ракетой за несколько десятков метров до цели и, идя под водой, должна была поражать ее в самое уязвимое место — ниже ватерлинии.
Идея такого боеприпаса была затрофеена вместе с большим количеством других «идеек» у немцев в 1945 г.
Во второй половине войны немцы активно работали над темой так называемых бомбо-торпед — сбрасываемых штурмовой авиации «топмачтовым» способом и поражающие вражеские корабли в подводную часть. Характерна форма «торпеды» — «тело Сирса», снижающее волновое сопротивление до минимума (изначально такие формы были разработаны для сверхскоростных снайперских пуль). Довести до практического применения немцы их так и не смогли. А наши не удержались, чтобы не попробовать что-то подобное сделать самим…
Немецкая бомбо-торпеда BT1400 масса 1400 кг. Была разработана целая серия таких боеприпасов…
В результате в ЦАГИ была разработана серия своих бомбо-торпед:
Фотография из музея Жуковского
Обратите внимание на другое — кольцевое — оперение в отличие от немецкого — «перьевого». Дело в том, что во время войны в ЦАГИ было разработано специальное кольцевое оперение для сбрасываемых с малых высот торпед, обеспечивающее им «правильный» вход в воду. После приводнения торпеды оперение отделялось, а та шла на цель. Вот такая бомбо-торпеда и стала боевым снаряжением противокорабельной «Щуки».
Ну а дальше, как уже догадались, возникла идея оснастить бомбо-торпеду каким-нибудь дополнительным ускорителем, чтобы увеличить дальность хода под водой. И в результате многочисленных итераций возникло уникальное в своем роде изобретение ЦАГИ — торпеда «Шквал» — рекордсмен по скорости движения под водой