«1000 и 1 ночь» — невозможные мечты халифов
Интересная статья с канала «частные суждения» яндекс-дзена.
Есть разновидность литературы, которая была и будет популярна во все времена. Это рассказ о мечте. И если мечты крестьян ограничивались «Беловодьем» или «Страной Кокейн» с молочными реками и кисельными берегами, а мудрецы грезили о постижении природы всего сущего, то все прочие люди мечтали о двух взаимоисключающих, но парадоксальным образом совмещающихся (можно даже сказать, взаимодополняющих) реальностях. В одной реальности всё было как в нашей, но без неизбежных и неустранимых в нашем мире проблем. В другой — был путь, полный приключений и опасностей, ведущий за горизонты. В этом пути не было ничего обычного и банального, а только волшебство и разнообразные сюрпризы.
О второй реальности с далёкой древности сохранилось огромное количество текстов, начиная со странствий Гильгамеша, Одиссея и прочих эпических героев. Первую реальность (идеализированную обычную жизнь) описать в тексте очень сложно, её просто представляют себе каждый день. Сталкиваясь с очередной бытовой проблемой, любой человек думает: «вот бы пожить там, где подобной фигни никогда не бывает!» Гармоничным сочетанием первой и второй реальности можно назвать мир магов Джоан Роулинг. В нём и приключений хватает, и образ идеальной школы (а также детства и подросткового возраста) есть, и сам магический мир вроде бы не сильно отличается от нашего, но всю бытовую работу делают домовые эльфы, а любой потерявшийся предмет в квартире легко находится одним заклинанием «акцио».
Таким же сочетанием двух разных миров мечты является «Тысяча и одна ночь». Сказка (то бишь нечто, заведомо невозможное в реальности) там начинается с предыстории о царях-братьях Шахземане и Шахрияре. Они сперва вместе пускаются в путешествие, бросив свои царства на произвол судьбы, потом встречают джинна с пленницей и убеждаются в распутной природе всех женщин, после чего возвращаются домой, где в их отсутствие никто не узурпировал власть. После чего Шахрияр ведёт себя как натуральный деспот: каждый день берёт себе новую жену, проводит с ней ночь, а утром казнит.
Увы, в реальности султаны, халифы и прочие восточные правители подобными возможностями обладали только в сказках. Начать с того, что у правителя не могло быть всего одной жены. Подданные уважать не будут. У любого купца по три жены, у феодала их три десятка, а у шаха — одна, как у последнего бедняка?! Он страдает мужским бессилием, или так скуп, что не хочет тратиться на подарки своим жёнам? Или может, он таким образом хочет унизить нас, его верных вассалов, которые вынуждены считаться с капризами всех своих жён, а он, хитрец, всего одной обходится? От подобных суждений и до мятежа недалеко.
Но гораздо важнее было другое. Многочисленные жёны в гареме мусульманских владык являлись суровой необходимостью, связанной с активной внешней политикой. Каждый союзник присылал какую-нибудь из своих родственниц в качестве невесты, отказать было нельзя — союзник обидится и станет врагом. После любой войны заключение мира также не обходилось без обмена родственницами, которые отправлялись в гаремы бывших врагов: и как заложницы, и для скрепления дружбы между державами. Если царь перебил весь свой гарем, тем самым он объявил войну всем государям, чья родня в этом гареме находилась.
По той же причине невозможно было каждый раз казнить очередную новую жену. Шахрияр брал в жёны дочерей своих подданных, что было ещё опаснее. Ведь в первую очередь его взор падал на родню его ближайших помощников (как известно, Шахерезада была дочерью его визира), в том числе командиров его войск и прочих влиятельных лиц. Уже после второго случая заговор и последующий переворот стали бы абсолютно неизбежными. Поэтому завязка повествования на самом деле отражает мечту любого восточного правителя о том, чтобы избавиться от гарема и каждую очередную жену казнить на рассвете.
Приключения персонажей «Тысячи и одной ночи» это либо городские истории и анекдоты, либо странствия в дальние края, где полным-полно разных чудес. В общем, стандартное фэнтези. Но и в них есть и вполне бытовая мечта — ночные похождения Гаруна аль-Рашида. Легендарный правитель молод и полон сил, после дневных государственных дел он ещё и приключается всю ночь. У него есть на это свободное время, его гарем (и вся остальная родня) остаются за рамками повествования. Наконец, он по какой-то причине абсолютно не волнуется, что в случае даже не смерти, а увечья или болезни, полученной во время ночных прогулок по разным опасным местам, его власть окажется под угрозой. Любой настоящий восточный правитель о подобной свободе мог только мечтать. Эти истории были столь популярны именно потому, что коренным образом отличались от скучной реальности.