Золотой бронепоезд

0

Мир облетела сенсационная новость: в Польше якобы обнаружили легендарный железнодорожный состав Третьего рейха с драгоценностями.

Не исключено, что в его вагонах могут находиться и сокровища знаменитой Янтарной комнаты Царского Села. Пока разные претенденты делят богатства, само существование которых находится еще под большим вопросом, мы попытаемся, разобраться, как железнодорожный состав попал в польское подземелье и что его теперь ждет.

Закат империи

Сентябрь 1943 – го, четвертый год Второй мировой войны. Развязка пока не очевидна, но «тысячелетний рейх» уже сотрясается под могучими ударами союзнической коалиции. На Восточном фронте Красная армия входе Курской битвы только что разгромила одну из сильнейших группировок вермахта. Англо – американские войска в ходе операции «Хаски» взяли под контроль Сицилию, а верхушка итальянских фашистов свергла диктатора Бенито Муссолини, лишив фюрера важного союзника на юге Европы. Инициатива полностью переходит к антигитлеровской коалиций: американцы с британцами приступили к освобождению Италии, а советские войска начали операцию по ликвидации немецких войск на территории Левобережной Украины.

Учитывая сложившиеся обстоятельства и постоянные налеты союзнической авиации, руководство нацистской Германии принимает решение перенести стратегически важные промышленные объекты в более безопасные районы. Самые важные объекты – военные заводы – планировалось разместить в сложной сети подземных тоннелей. Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер (Albert Speer), занимающий пост рейхсминистра вооружений и военного производства, ведет переговоры с организацией Тодта о возможных вариантах выполнения задания.

Военно–строительная организация, названная в честь ее создателя и предшественника Шпеера на посту реихсминистра Фрица Тодта (Fritz Todt), занималась координацией действий различных немецких фирм для осуществления масштабных строительных проектов еще до войны. Под эффективным руководством Тодта на территории рейха было построено больше трех тысяч километров современных автомобильных дорог – автобанов. С началом боевых действий организация была привлечена для работ за пределами страны. К1942 году в ней числилось уже почти полтора миллиона человек, по статусу они были приравнены к военнослужащим. Радикально изменился состав рабочей силы: 1% – негодные к военной службе немцы; 1,5% – узники концлагерей; все прочие были либо военнопленными, либо призванными на принудительную трудовую службу жителями захваченных территорий.

В результате переговоров для Силезии была создана отдельная организация, а проект по строительству сети тоннелей получил кодовое обозначение Riese («Гигант»). Уже в ноябре для рабочих были готовы особые Лагеря. В них разместили пленных и угнанных из СССР, Польши и Италии. Была поставлена задача прокопать тоннели под Совиными горами в Польше. Развернулись масштабные работы по выручке лесов, прокладке дорог и созданию системы водоотвода. Горную породу сверлили и взрывали под руководством нанятых специалистов – горняков.

Дело продвигалось медленно из-за эпидемии и твердости состоящей из гнейса породы. К апрелю 1944 года Гитлер, недовольный темпами строительства, передал его под прямое управление организации Тодта. Фюрер также приказал направить на объекты заключенных Освенцима – руководство лагеря выделило для этого около 13 тысяч евреев. Питание на стройке было скудным, нормы – завышенными, а работы – очень опасными. К тому же в лагерях случались и эпидемии тифа.

К февралю 1945 года стало очевидно, что стройку закончить не удастся: советские войска наступали слишком быстро, а грандиозный проект был далек от завершения: успели прокопать лишь девять километров тоннелей. Общая площадь подземных помещений достигла 25 тысяч квадратных метров. В мае в район, где должен был разместиться «Гигант», вошла Красная армия.

Наследие «Гиганта»

19 августа 2015 года власти города Валбжих (Walbrzych) в Силезии получили сообщение от представителей двух кладоискателей о том, что недалеко от местной достопримечательности – замка Ксенж (Ksiąž) – в замурованном тоннеле обнаружен железнодорожный состав. В нем предположительно находятся награбленные нацистами ценности, которые они намеревались перевезти из Бреслау (ныне польского, города Вроцлав, Wroclaw) в Берлин.

В годы Второй мировой власти Третьего рейха отобрали Ксенж у его владельцев – семьи Хохберг (von Hochberg) и сделали там штаб-квартиру Немецких имперских железных дорог. Позже замок был включен в состав грандиозного проекта: под ним выкопали два уровня тоннелей, внутри возвели лестничные пролеты и установили лифтовые шахты. После воины ходили многочисленные легенды о таинственном поезде: местные жители рассказывали, что немцы, покидая Польшу, но надеясь вернуться, замуровали в подземном тоннеле состав с золотыми слитками.

Золотой бронепоезд

Сперва польские власти отнеслись к заявлению кладоискателей со скепсисом, но изменили свое мнение, увидев снимки с георадара. И согласились с претензиями удачливых. охотников за сокровищами на одну десятую всех найденных драгоценностей.

Заместитель министра культуры Польши Петр Жуховски (Piotr Žuchowski) поделился некоторыми подробностями. По его словам, о «золотом поезде» на смертном одре поведал поляк, помогавший его прятать. 

«Состав длиной больше 100 метров, к тому же он бронирован. Мы не знаем, что внутри, но его бронирование говорит о том, что там необычный груз, – рассказал чиновник. – В вагонах не только военное оборудование, но и драгоценности, предметы искусства и архивные документы, о существовании которых мы знали; но понятия не имели где они могут находиться».

Вероятность того, что кладоискатели действительно нашли тот самый поезд, о котором говорится в местных легендах, можно оценить в 99%, предположил Жуховски. Вот разве что вместо золотых слитков в бpонированных вагонах могут оказаться лишь награбленные личные вещи да предметы искусства, конфискованные из частных коллекций и музеев.

Золотой бронепоезд

Узнав о находке, в Валбжих сразу же кинулись искатели приключении, жаждущие добраться до таинственного содержимого железнодорожного состава раньше всех остальных. Однако на подходах к тоннелю местные власти выставили наряды полиции: при спешной эвакуации подземного комплекса в 1945 году все было заминировано, и срок действия многих взрывных устройств все еще не истек.

Делим – делим – не поделим

Хотя неясно, что именно находится внутри «золотого поезда Третьего рейха», его уже делят. Когда сообщили о том, что внутри состава, скорее всего, не золотые слитки, а личные вещи, официальная Варшава поспешила заверить, что все они будут возвращены законным владельцам – если таковых удастся установить. Остальное автоматически поступит в собственность государства.

О своих правах заявил и Всемирный еврейский конгресс. 

«Если какие – либо из этих предметов были украдены у евреев перед их убийством или отправкой в концлагеря, мы должны предпринять, все необходимое, чтобы вернуть это собственникам или их наследникам», 

– заявил генеральный секретарь организации Роберт Зингер. Он подчеркнул, что отнятые у евреев ценности должны послужить благу польских евреев, которые 

«не получили должной компенсации за страдания – и экономические потери во время холокоста».

Со стороны России официальных требований о передаче какой – либо части найденного пока не поступило, однако в эфире радио Sputnik юрист Михаил Иоффе отметил:

«Бесспорно, имущество должно быть подробнейше описано и доступно странам – участницам антигитлеровской коалиции. И если это имущество вывезено с территории, в том числе бывшего Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне». 

Он также сообщил о том, что кладоискатели не имеют права требовать вознаграждение в размере 10% стоимости найденного: по его словам, у нацистов не было своего имущества, они везли награбленное и потому нашедшим его ничего не полагается.

Но прежде чем поделить содержимое «Золотого поезда», надо попасть в тоннель, вход в который был взорван нацистами при отступлении. На соответствующие раскопки, по словам археологов, может уйти несколько месяцев.

Но и это не конец истории. Директор замка Ксенж по культурным вопросам Магдалена Box (Magdalena Woch) в интервью The Telegrapn заявила, что всего «золотых поездов» в районе замка было три, и, в каком именно спрятана – основная часть награбленных нацистами сокровищ, остается загадкой.

источник: Алексей Наумов «Золотой бронепоезд» «КОНТАКТ – ШАНС» 39/2015

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account