С развитием, которое в годы Первой мировой войны получила авиация, все большее внимание стало уделяться зенитной артиллерии. Потребность в таком оружии начал испытывать и британский флот. Флоту «владычицы морей» требовался новый образец оружия ближнего действия, который по своим возможностям превзошел бы используемые для этих целей различные версии пулеметов «Максим». Основным британским производителем данных пулеметов была фирма «Виккерс». Данная компания предложила флоту свою новую разработку — автоматическую двухфунтовую пушку, которая, по сути, была пулеметом Виккерса, но разросшимся в размерах. Свое название «пом-пом», которое навсегда вошло в историю, зенитное орудие получило за характерный звук, издаваемый при стрельбе.
Установка, получившая название Vickers QF 2 pounder Mark II, активно использовалась в боях Первой мировой войны. Их даже использовали как ЗСУ, устанавливая на шасси бронированного грузовика Пирлесс. Некоторое количество таких машин было поставлено и в российскую императорскую армию. Данная автоматическая зенитная пушка была признана удачной и стала прообразом для создания усовершенствованной версии — Vickers QF 2 pounder Mark VIII. Именно с этой системой ПВО британский королевский флот вступил во Вторую мировую войну.
После завершения Первой мировой войны, которую в те годы еще называли Великой войной, высокая стоимость при не самой очевидной необходимости выдавила «пом-помы» из арсенала сухопутных подразделений. Однако они очень прочно закрепились в арсенале боевых кораблей, цена которых, в свою очередь, не могла допустить экономии средств на таком важном оборонительном аспекте как система ПВО.
При всем этом орудие отличалось достаточной малой эффективной дальностью стрельбы — 2000 метров. Это значит, что вести эффективный, а главное, результативный огонь, можно было лишь на дистанции чуть более одной морской мили. При этом одна морская миля — это 10 кабельтовых или предельно допустимая дистанция для того, чтобы гидросамолет тех лет мог прицельно сбросить торпеду. О пикирующих бомбардировщиках тогда еще ничего не знали. Так как самой оптимальной дистанцией для сброса торпеды была в два раза меньшая, то зенитный автомат Виккерса никак нельзя было отнести к малоэффективным решениям. К тому же из него огонь должен был вестись по самолету, который ложился на боевой курс и был не в состоянии активно маневрировать в воздухе. При этом англичане отлично понимали, что гарантированное поражение самолета может обеспечить только высокая плотность огня на этом критическом отрезке дистанции. Достичь высокой плотности удалось за счет элементарного наращивания количество стволов в составе зенитной установки.
Автоматы компании «Виккерс» первоначально размещались в механизированных одноствольных остановках, но достаточно быстро стандартом стали исключительно установки на 4 (Mark VII) и 8 орудий (Mark VI). Так, четырехствольные установки «Пом-пом» ставились на эсминцы и крейсера Королевского флота, а восьмиствольные ставились на крейсера, линкоры и авианосцы. На годы Второй мировой войны зенитка Vickers QF 2 pounder стала основным средством ближней системы ПВО на боевых кораблях британского флота.
Принятая на вооружение в 1927 году многоствольная установка обошла по своим характеристикам все существующие иностранные аналоги, и за этим успехом скрылся тот факт, что данная установка не имела никаких перспектив развития. Главным ее недостатком можно было назвать малую начальную скорость полета снарядов. При длине ствола всего в 40,5 калибров, начальная скорость полета снаряда составляла всего 701 м/с. Такой скорости хватало для борьбы с самолетами «этажерками» родом из 1920-х годов, но для скоростных монопланов конца 1930-х и тем более 1940-х годов этого было уже недостаточно. Из-за низкой начальной скорости полета снарядов страдала и дальность стрельбы, которая составляла 4,5 км, при этом прицельная дальность, как упоминалось выше, была в 2 раза меньше. Вторым, как выяснилось лишь в активной эксплуатации, фатальным недостатком стала подача снарядов.
Удачное по своей идее решение (использование непрерывной ленты) было нелепым по осуществлению на практике. Зенитные снаряды размещались в ячейки специальной ленты из брезента, которую на практике очень часто заедало при стрельбе. В этом отношение 37-мм немецкие зенитные автоматы и 40-мм «бофорсы», обладающие обойменным питанием, оказались существенно более надежными в боевых условиях. Помимо этого, сам английский зенитный снаряд, оснащавшийся контактным взрывателем, являлся неудовлетворительным, так как требовал прямого попадания в самолет. Как показала практика, при стрельбе по новым японским торпедоносцам «пом-помы» просто не успевали организовать завесу прицельного огня до момента сброса самолетом торпеды.
Помимо этого, 8-ствольная зенитная установка Мк VI оказалась громоздкой, она весила 16 тонн, что было обусловлено наличием механического привода, который был зависим от источников энергии. При этом скорость горизонтальной и вертикальной наводки не превышала 25 градусов в секунду, что было недостаточно для быстро перемещавшихся в поле прицеливания пикирующих бомбардировщиков противника. Боезапаса из 1800 снарядов на ствол хватало на 15-20 минут непрерывного ведения огня, что было явно недостаточно при проведении продолжительных операций в зоне действия неприятельской авиации.
Понимая и принимая все эти недостатки, в годы войны часть «пом-помов» заменялась на отлично себя зарекомендовавшие швейцарские 20-мм «Эрликоны» и 40-мм шведские автоматы «Бофорс». Такие зенитные автоматы в одинарных установках не требовали наличия силового привода, поэтому их можно было устанавливать почти в любом наиболее удобном месте судна. При этом со временем одноствольные «эрликоны» были практически полностью вытеснены на флоте новой спаркой на базе установки, аналогичной установке для 40-мм одноствольного «бофорса». Были у них и другие преимущества. Так, эффективная дальность огня «бофорсов» вдвое превышала показатель «пом-пома», а швейцарские зенитные автоматы обеспечивали в 4 раза большую скорострельность при приблизительно той же досягаемости по высоте.
В различное время «пом-помами» вооружались все без исключения английские линкоры, а также линейные и тяжелые крейсера английского флота. В большинстве своем вступившие в войну с крупнокалиберными пулеметами в роли систем ближней ПВО, легкие британские крейсера, также в подавляющем своем большинстве получили 40-мм зенитные автоматы фирмы Виккерс не позднее 1942 года. На эсминцы «пом-помы», как правило, шли в одноствольном варианте, но, начиная с кораблей серии «Tribal», они начали получать четырехствольные установки. При этом даже в тот момент, когда на английский флот широким потоком хлынули «эрликоны» и «бофорсы», английские зенитные установки очень редко демонтировали, касалось это в основном лишь одноствольных установок, которые стояли на старых небольших эсминцах. Прочие корабли английского флота не перевооружались, а лишь довооружались новыми зенитными средствами. Мода на массовое снятие с вооружения «пом-помов» пошла уже после завершения Второй мировой войны, когда они очень быстро ушли со сцены.
Необходимо отметить, что на момент появления «пом-помы» были самыми эффективными средствами ПВО ближней зоны. При этом установки такого типа или же созданные по их образу и подобию были доступны многим странам мира, так как каких-то особых ноу-хау они в себе не несли и были отлично знакомы военным специалистам многих государств еще по Первой мировой войне.
Безусловно, к концу 1930-х годов такие зенитные установки выглядели устаревшими, особенно на фоне новых разработок. Тот же «Эрликон» обладал существенно большей скорострельностью, а «Бофорс» — эффективной дальностью стрельбы. Не особенно могли успеть за современными скоростными самолетами и приводы наведения многоствольных установок Vickers QF 2 pounder. Однако отправлять их в утиль никто не собирался. И дело тут не в консерватизме английских адмиралов, флот которых на момент окончания войны имел в 2 раза больше «пом-помов», чем шведских «бофорсов». Дело в том, что не всегда успевая поразить быстродвижущиеся воздушные цели, многоствольные установки «пом-пом» создавали очень плотную завесу заградительного огня, попытки прорыва которой были смертельно опасны для летчика, превращая его в камикадзе.
Источник — https://topwar.ru/55228-znamenityy-angliyskiy-pom-pom.html