Предлагаю поговорить о жанре АИ, а точнее о попаданцах. Хотя тема немного и набила оскомину. Хотя именно поэтому я и предлагаю начать разговор. Когда в конце 90-х и начале 2000-х он получил популярность туда пошли твАрцы от слово твари и стали творить ради бабок.
Причем предосудительного в желании заработать я не вижу, но проблема начинается там, где достаточно быть крепким ремесленником и деньги пойдут, будет и признание читателей, вот только для этого нужно изучить жанр.
Чем себя обычно не утруждали твАрцы. Я изучил, но не потому, что такой умный, а т.к. любитель данной темы и как многие коллеги с форума читал подобные книги запоем, причем книги разных авторов и разного качества.
Для примера предлагаю рассмотреть книги одного из родоначальников жанра Марка Твена и его «Янки при дворе короля Артура».
Скажу сразу книга не идеальна в исторической реконструкции, но идеальна по жанру она создает законы мира, которым и следует. Хотя часто законы мира Марка Твена не совпадают с реальной историей, но тут можно сказать
— Я творец, я так вижу!
Ну пример, когда ГГ закурил, а увидев дым рыцари наложили в штанишки и сдались. Некоторые любители истории говорят, что они бы поскакали на дракона и завалили ГГ В реальной истории возможно, но по законам вселенной Марка Твена рыцари где-то близкие к дикарям личности. Законам этим он не изменяет весь свой роман. Хотя к некоторым рыцарям меняет отношение и называет неплохими ребятами, когда скажем помогает больному ребенку ГГ и не боится последствий т.к. честь и все такое.
Получается отношение автора, а точнее ГГ меняется к некоторым рыцарям, но сами законы мира не меняются они как были благородные в их понимании дуралеи, так и остаются такими. Благородные к своим и способные на подлость к другим.
Таким образом мы выводим первый закон жанра
- Если тебя не устраивает реальная история помещая главного героя ты можешь изменить законы мира, но обязан следовать законам мира, которые ты сам озвучил!
Вторым, что часто критикуют любители истории является не знание технической части.
Пример
Капитан стоял на капитанском мостике и смотрел, как подлый враг высаживает и высаживает абордажные команды с десантного фрегата на его верный шлюп. Он отбросил сомнения в сторону и забыл, что являлся офисным планктоном выхватил свой верный бердыш из ножен и коля и рубя им бесчисленные орды врага, напевая какую-то залихватскую песенку кинулся к своей команде прорубаясь через тучи врагов и крича какие-то слова мотивации и поддержки.
Тут как не забавно Марк Твен показал, что и как надо делать. Он если не владел информацией о вооружении или снаряжении просто не описывал его. Можно найти где он пишет, как хотел привязать к копью корзинку с сендвичами, как было ему жарко в шлеме. Даже, что ему помогали одеть доспех. Нельзя найти, какие были крепления и как именно он одевался в данный доспех.
Скорее всего автор не владел данной информацией, потому не стал описывать вещи в которых не разбирается, а использовал «монтаж». Помогли ГГ и он оделся – точка.
Отсюда идет второе правило для авторов
- Если не знаешь некоторых исторических тонкостей, вооружения или брони не концентрируйся на описании, используй монтаж.
Тем более если ты хоть что-то помнишь из истории и опираясь на правило один ты сможешь и без тонкостей описать свой мир. Без описаний бердышей, сабель или пистолетов.
Кстати, если ты в этом разбираешься, то лучше все же не концентрироваться на описании. А то читатель рискует уснуть в ожидании приключений, но вынужденный читать точное описание ТТХ мушкета с лазерным прицелом.
Далее идет такая интересная тема, как «нитакойкаквсе», довольно часто в описании попаданца используют этакого неумеху и неудачника, который одним махом семерых побивахом.
Что вызывает скепсис у многих, а автора вынуждает для такого побивания создавать рояли под каждым кустом, но о роялях немного позже.
Нужно заметить попаданец может быть неудачником в нашем мире и стать успешным в мире куда попал, но не потому, что он всю свою жизнь был чмо. В герое должна быть некая изюминка, его хобби и увлечение, которое возможно его делало неудачником в нашем мире и возвышает в мире попадания.
Иногда чудаками считают ролевиков и называют их клоунами и неудачниками, так и отправлять надо в мир какой они отыгрывают о котором много знают и по теме в которой многое умеют. Бонусом будет откормленность на ГМО продуктах по сравнению с местными.
Возвращаясь к Марку Твену его герою и основному роялю. Так ГГ может создать что-то из ничего и знает как делать многие вещи вот и выходит у него в результате пароходы и заводы с фабриками с динамитом и револьверами. Герой у Твена не чмо из офисного планктона, а человек деятельный, даже слегка повернутый на своей деятельности. Чудаковатый, любит рекламу и где-то упертый до туповатости. Но он явно не безвольное чмо…
Если же у автора желание именно отправить заготовку человека в прошлое, то нужно какую-то черту придумать в характере и обозначить перед отправкой, которая позволит держаться и расти над собой. Да и сложнее это, нужно закинуть парня в рабство и дать расти над собой, но тут надо знать быт рабов и описывать его как-то интересно, чтобы было интересно читателю. Отсюда третье правило попаданцев.
- ГГ может быть не такой, как все, но это качество должно его делать сильнее в мире попадания.
Частично мы уже затронули тему роялей. Раскроем её полностью. Даже Марк Твен с его янки не обошелся без роялей, да еще каких! Целую промышленную базу подарил своему герою. Вот только далеко не сразу! Основные свои геройства ГГ делал без промышленной базы. Перестрелял каких-то рыцарей на турнире чуть не из первого экспериментального кольта.
Далее пароходы на Темзе и т.д. больше для антуража, умиления и смеха описаны. Да еще в конце для битвы против всех. Побеждает же главный герой не благодаря роялю фабрик и заводов, а именно законом мира, которые прописал автор. В частности когда у него происходит разговор с леди Морганой, то он обещает страшное колдунство совершить и она боится т.к. мир суеверный и ГГ имеет славу колдуна. Только это даже к роялям особенно отнести нельзя это законы мира! Потому идет следующее правило.
- Рояли допустимы, но главный герой не должен побеждать исключительно благодаря своим роялям. Иначе герой становится картонным.
Самое сладкое я оставил на прозапас. Самое сладкое это сюжет. Читатель многое может простить автору если сюжет интересный. Например, читая автора Валерия Елманова, где он описывает князя маленького городка в рязанском княжестве мы читатели ему многое прощаем. Его эзотерику и некую мистику в том числе. Ведь у него есть полноценный рассказ который движется из точки А в точку Б. Герой и его второстепенные герои развиваются вместе с развитием сюжета, меняют характер.
Сейчас же чаще всего попаданцы это игроки какой-то экшен стрелялки компьютерной, обыкновенной. Особенно попаданцы на ВОВ. Не хватает только в конце каждой главы писать миссия выполнена. Герой идет захватывает склады вооружения миссия один. Затем продуктов и прочую материальную базу вроде военной форумы. Следующий шаг захватывает, а не освобождает пленных он фактически юнитами разживается. Используя юнитов, вооружения действует в режиме игры стратегия или хуже того играет дальше стрелком в стрелялку располагая силами полка или дивизии.
Но автор забывает о законах мира. Ну, захватил ты склад стрелкового вооружения, что сделают европейцы? Правильно попытаются склад отбить. Да и целей у попаданца не много. Скорее всего их просто нет. Если же простой человек выживающий в непростой ситуации. Так не обязательно он должен быть благородным во всю голову.
Возьмем священную и дорогую для многих тему о ВОВ и Вову 3%, он явно благородством не пропитан его цель выжить. Меняется конечно в ходе книги, но сначала это прожженный плут и мошенник. Хотя некоторым он симпатичен как герой книги и о нем интересно читать.
Тем более почему-то все помешались на положительных попаданцах. Хотя скажем черное фэнтези никто не отменял и подобные книги были интересны своим читателям.
Могу даже пару идей подкинуть подобных книг, кому надо пользуйтесь. Начну с самой противоречивой книги которая затрагивает ВОВ.
Некий попаданец с роялем скажем возможности возврата в наше время. Не портал конечно, чтобы постоянно прыгал тудым-сюдым не интересно будет. А вернутся может скажем с награбленным, но один раз.
Да закинуть его не куда-то а в блокадный Ленинград. Только умоляю сразу меня тапками за святотатство не убивать. Только подумайте будет интересно читать о криминальном мире блокадного Ленинграда? Пусть о подонках торгующих хлебом и делающих состояния, когда за буханку хлеба можно было кило золотых украшений скупить или какую уникальную картину.
Как с такими подонками сотрудничали некоторые директоры продуктовых магазинов. Те кто пылает праведным гневом поясню – сотрудничали. Поднимите архивы НКВД, ловили таких ловкачей и зеленкой лоб мазали и к стеночке прислоняли дабы не падали.
Были в Ленинграде подонки, что пытались заработать на голоде людей – были! Были и ловкачи из управдомов. В таких и таких квартирах умерли жильцы, а они документы не подали и карточки получают. Понятно, что оставшимся членам семьи карточки не выдают, а себе хлеб забирают были и такие.
Были и преступники из управдомов к которым отношение не однозначное. Скажем семья осталась в квартире бабушка 2 ребенка и мать. Бабушка и дети получают карточки иждивенцев. Меньше пайка, но она есть. Умерла бабушка и один ребенок от голода. Управдом соглашается выдавать карточки (не подавать данных) на умерших матери и она выживает с оставшимся ребенком.
Вроде и нарушение закона, но вроде уже и не такой подонок. Да еще и жизнью рискует вскроется подобное и к стенке.
Так что думаю раскрыть через героя-подонка, тут я говорю о герое книги, а не его героизме. Вскрыть черный рынок хлеба, криминалитет, рассказать о самых темных страницах истории, такая книга может быть интересна. Этакий черный попаданец, подонок безусловно, но людям может быть интересна и судьба подонка если о такой интересной теме рассказывать.
Только там сложность, надо покопаться в документах и знать о чем пишешь.
Вторая тема о попаданцах-подонках не о таких уже подонках, хотя тоже не замечательных парнях. Зато тема попроще, попадание в себя любимого. Мы тут уже пробовали когда-то давно запустить игру попадания в СССР не пошла.
Думаю т.к. не совсем была продумана и не активна позиция запустившего игру, хотя текстовые онлайн игры и сейчас в баузерках встречаются.
Так вот попаданец под конец СССР возраст может быть разный, главное не пеленочный. Попытки выжать из ситуации максимум, но только ради семьи и себя любимого. Тут и в рэкет и другие банды можно и самому банды создавать. Пользуясь послезнанием организовать бизнес-схемы и зарабатывать. Экономическая приключалка тоже может заинтересовать читателя.
Если кто-то думает, что такой «черный» герой не будет интересен читателю и попаданцы исключительно «светлые» и в белых подштанниках ребята должны быть. Напоминаю успех книги Марио Пьюзо «Крестный отец» вот вам «светлый образ» парня который к успеху шел ради семьи. Кто-то скажет книга не популярна?
Так что можно даже родить новый поджанр в жанре попаданцев и создать черного попаданца.
Ну наверное уже много буквов и как всегда те кто традиционно меня не любит будут кидать минусы, на которых мне три раза ха. Но вот мнение коллег интересны на данную публикацию.