Зенитные проблемы армии США: почему «Сержант Йорк» стал неудачником
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Армия США — те ещё неудачники! Вот уже более сорока лет, несмотря на все попытки и потраченные немаленькие суммы, американцев преследуют бесконечные проблемы с самоходными зенитными комплексами. С чего же началась эта чёрная полоса?
Дырявый зонтик
В 60-х годах войсковая ПВО (противовоздушная оборона) США находилась на неплохом уровне. ЗСУ (зенитная самоходная установка) «Вулкан» и ЗРК (зенитные ракетные комплексы) «Чапарэл» и «Хок» создавали хороший щит от воздушных угроз. Об отставании от главного конкурента — СССР — речь даже не заходила. Но ничто хорошее не длится вечно — и в начале 70-х годов ситуация резко изменилась.
Ударные вертолёты, появившиеся чуть раньше и прошедшие боевое крещение во Вьетнаме, получили на вооружение комплексы ПТУР (противотанковых управляемых ракет). И теоретические расклады, и результаты учений с этими машинами говорили одно — у ПВО появился новый главный враг. Противотанковые ракеты с лёгкостью выбивали ЗСУ и даже ЗРК, которые просто не успевали среагировать или даже найти висящий на малой высоте вертолёт.
Дровишек в огонь подбросил опыт арабо-израильской войны 1973 года. Тогда впервые в полный рост показала себя армейская ПВО советского производства. Впечатления были двойственные. С одной стороны, ЗСУ «Шилка» и ЗРК «Квадрат» были эффективнее существующей американской войсковой ПВО. С другой — даже эти комплексы, в конце концов, подавила израильская авиация. А значит, у американских войск зенитный зонтик был совсем дырявым.
Надо было что-то делать.
Опередив время
Самым слабым звеном была пушечная ЗСУ. «Вулкан» и так во многом уступал «Шилке», а в новых реалиях совсем устарел. Ещё с 1971 года ему на замену разрабатывалась ЗСУ по программе GLAADS (Gun Low-Altitude Air Defense System, «артиллерийская система ПВО для малых высот»). Её основным вооружением были две 25-мм автоматические пушки. За счёт горы передовой электроники (от лазерной системы поиска цели до тепловизора) разработчики планировали получить высокую точность и скорость реакции без использования демаскирующего радара.
Всё получалось вполне неплохо, но минусы перевесили плюсы. Спарка двух 25-мм пушек не имела ни дальности, ни скорострельности для современного боя, а цена прицельного комплекса выходила запредельной. От GLAADS решили оказаться.
Большой конкурс
В 1976 году появились требования к новой пушечной ЗСУ по программе DIVAD (Division Air Defense, «дивизионная ПВО»). Она должна была заменить и ЗСУ «Вулкан», и ЗРК «Чапарэл», которые к тому времени совсем устарели. Главными пожеланиями к программе были точность, дальность до четырёх километров и дешевизна (самое важное).
Также требовалось использовать шасси списываемых танков М48, чтобы ЗСУ могла действовать вместе с ОБТ (основными боевыми танками) — да и в производстве можно было бы просто переделывать списанные машины и не тратить лишнюю копеечку.
Закупить планировали достаточно много экземпляров, также ЗСУ в дальнейшем хотели активно продвигать на экспорт. Неудивительно, что на программу DIVAD отреагировало очень много фирм.
Проще всего поступили в компании «Рэйтеон», предложив купить в ФРГ башни от ЗСУ «Гепард» и адаптировать их под шасси М48. Интересное предложение не встретило понимания у военных. Во-первых, в то время у тех же немцев уже покупали ЗРК «Роланд-2». После приобретения «Гепарда» вышло бы, что почти вся ближняя ПВО США оказалась сделанной в Германии. Ни политики, ни общественность этого бы не поняли. Во-вторых, «Гепард» всё равно пришлось бы серьёзно переделывать под американские поисково-прицельные радары.
В «Дженерал Электрик» решили адаптировать свою знаменитую 30-мм шестистволку GAU-8 «Эвенджер», устанавливаемую на штурмовики A-10. Пушка, созданная для распиливания танков, прекрасно справлялась и с воздушными целями. Чтобы не потратить весь боекомплект за несколько десятков секунд, темп стрельбы пришлось снизить до 2900 выстрелов в минуту.
Но военным такое решение не очень понравилось. Они хотели точности, а ЗСУ от «Дженерал Электрик» не могла ей похвастаться.
Научно-исследовательский центр «Сперри-Рэнд» также остался верен американским традициям и представил ЗСУ с шестиствольной 37-мм пушкой собственной разработки. Предок этого орудия был конкурентом ещё ЗСУ «Вулкан» — и теперь шла вторая попытка.
Пушка оказалась точнее, чем GAU-8, а также имела лучшую дальность, но военные всё равно не были довольны. Проект «Сперри-Рэнд» отклонили — по тем же причинам, что и вариант «Дженерал Электрик».
Проект «Дженерал Дайнемикс» предполагал использование купленных у швейцарцев 35-мм орудий «Эрликон» — точно таких же, что и на немецкой ЗСУ «Гепард». Главным отличием стало использование другого механизма заряжания — более массивного, но позволяющего разместить орудия вплотную друг к другу.
Точность американского проекта была лучше, чем у немецкого коллеги. Дополнительный размер башне добавило использование массивных радаров, заимствованных у флотских зенитных пушек. В итоге ЗСУ «Дженерал Дайнемикс» лидировала по размерам среди всех конкурентов.
Ну и, наконец, проект от «Форд Аэроспейс». Похоже, его создатели лучше всех поняли настоящие желания военных. В проекте упростили всё, что можно, и по максимуму использовали серийные детали. Две пушки «Бофорс» L70, даже модернизированные под беспрерывную подачу снарядов, стоили недорого. В качестве системы наведения взяли радар от истребителя F-16.
Эта ЗСУ вышла простой и предельно дешёвой. Но вот по всем остальным параметрам она уступала конкурентам.
Побеждает слабейший
Рассмотрев все варианты, военные отдали предпочтение двум последним предложениям. ЗСУ от «Дженерал Дайнемикс» и «Форд Аэроспейс» получили предсерийные индексы ХМ246 и ХМ247 соответственно, после чего отправились на испытания. В их ходе ХМ246 показала полное преимущество над своим конкурентом. Тем не менее, победителем объявили ХМ247.
Это решение, на первый взгляд нелогичное, имело пару простых объяснений. Первое и главное — ХМ247 была куда дешевле соперницы. У армии США не было огромных средств, а в перспективе маячило ещё и освоение достаточно дорогих ОБТ ХМ1 и БМП (боевой машины пехоты) ХМ2. Так что на всём остальном экономили. Во-вторых, все надеялись на скорое появление умных снарядов — маленьких самонаводящихся ракет. Сделать такие в калибре 40-мм было проще, и с их появлением ни точность, ни скорострельность самого орудия больше не имели смысла.
В 1981 году начались испытания серийного варианта ЗСУ, получившего обозначение М247 и наименование «Сержант Йорк» — в честь американского героя Первой мировой войны. Тут же начали всплывать неприятные факты.
Внезапно выяснилось, что 20-тонная башня слишком тяжела для шасси стареньких М48. Проходимость ЗСУ сильно ухудшилась по сравнению с оригинальным танком, наблюдались частые поломки. Но это были ещё мелочи. Куда серьёзнее дело оказалось с системой обнаружения и наведения. Электроника, разработанная для применения в воздухе, на земле чувствовала себя не очень хорошо. Вместо вертолётов и самолётов она определяла в качестве целей деревья и дома. А из-за тряски при движении часто выходила из строя.
В 1983 году ЗСУ показали британским военным — в надежде заинтересовать их и соблазнить на покупку.
После начала испытаний система наведения ЗСУ определила как цель трибуну с заокеанскими гостями.
Как показала проверка, это произошло из-за того, что обтекатель радара «Сержанта Йорка» перед показом помыли — и забыли высушить.
Возник вопрос — что же будет, если ЗСУ придётся стрелять под дождём?
Второй подход
Тем не менее, лоббисты компании «Форд» продолжали объяснять и военным, и политикам, что М247 — вершина развития самоходных зениток и все проблемы вызвало именно нахождение на переднем крае технологий. Просто надо ещё немного долларов для устранения недочётов.
Всю картину испортила разведка, которая сообщила о появлении у русских ракетно-пушечных зенитных комплексов на танковом шасси. Их предполагаемые характеристики были настолько лучше, чем у «Сержанта Йорка», что поднялся небольшой скандал.
В 1984 году решили провести дополнительные испытания.
Назвать их результат провалом было бы даже слишком мягко.
В М247 не работало всё, что только могло (а если и работало — делало это неправильно).
Перегруженное шасси ломалось и не поспевало за современной бронетехникой. Скорости поворота башни не хватало даже для перехвата дозвуковых самолётов. Система наведения то просто не работала, то вместо целей захватывала всё подряд — вплоть до туалетных кабинок на полигоне. Из-за низкой точности дальность успешного ведения огня оказалась равна всего двум километрам вместо требуемых четырёх, а низкая скорострельность делала шансы поражения скоростных целей минимальными.
Выявились многочисленные подлоги и в главном преимуществе М247 — цене. Как оказалось, в компании «Форд» заключили соглашения с «Бофорс» о занижении цены на их орудия, в надежде потом окупить разницу за счёт многочисленности контрактов на поставку ЗСУ. Такой же финт был проделан и с большей частью электроники.
В начале 1985 года информация прорвалась в прессу. В «Форд» пытались исправить ситуацию, предлагая доработки и улучшения и спешно пытаясь переставить башню на шасси М-1 «Абрамс». Но военные уже не хотели их слушать.
В 1985 году программу «Сержант Йорк» закрыли. Она стала одним из самых громких скандалов в истории армии США.
Критика сверху
Такой провал вызвал к жизни мысль, что зенитки вообще не нужны армии. Ведь ВВС США сильны как никогда, и они уж точно прикроют беспомощные наземные войска с воздуха.
Зачем же тратить деньги на новую ЗСУ? Лучше отдать их авиаторам!
Этот вопрос тщательно исследовали. Анализ истории многочисленных конфликтов с использованием авиации показал, что не бывает абсолютного господства в воздухе. Зачастую союзные самолёты не успевают прийти на помощь наземным силам. Уничтожение авиации противника тоже оказалось всего лишь мечтой. У СССР было слишком много самолётов, причём часть из них вполне могла взлетать с импровизированных аэродромов — и даже с дорог. Это осложняло их подавление с воздуха. Так что от ЗСУ определённо не следовало отказываться.
В середине 80-х в США приступили к созданию своих ракетно-пушечных зенитных комплексов. К сожалению — или к счастью — неудачи преследовали и их. Выйти из чёрной полосы так и не удалось.
источник: https://warhead.su/2018/09/26/zenitnye-problemy-armii-ssha-pochemu-serzhant-york-stal-neudachnikom